Найти в Дзене
Отмороженные истории

Штрафник с орденом "Золотая звезда": о простом героизме и Родине

5 декабря 1945 года традиционно отмечают День воинской славы России. Именно в этот день 84 года назад центральные регионы нашей великой и необъятной сковали тридцатиградусные морозы, показавшие крепкую дулю наседающим наглым захватчикам. Привычные к подобным сюрпризам природы бойцы Красной Армии смогли мобилизоваться и перехватить инициативу наступления в свои руки. Именно 5 декабря 1941 считается поворотным моментом в истории Великой отечественной, точкой начала контрнаступления наших войск. Поэтому сегодняшнюю публикацию, приуроченную к такому важному событию отечественной истории, я решила посвятить героическому защитнику нашей Родины, имея честь лично быть знакомой с его внучкой. Именно 5 декабря 1941 наглых фашистских захватчиков начали выгонять из страны. Самое известное фото Великой отечественной Первые дни Великой Отечественной войны, в которые фашистский захватчик нагло и вероломно вторгся на территорию нашей Родины, круша и сметая все на своем пути, пережили немногие из у

5 декабря 1945 года традиционно отмечают День воинской славы России. Именно в этот день 84 года назад центральные регионы нашей великой и необъятной сковали тридцатиградусные морозы, показавшие крепкую дулю наседающим наглым захватчикам.

Привычные к подобным сюрпризам природы бойцы Красной Армии смогли мобилизоваться и перехватить инициативу наступления в свои руки. Именно 5 декабря 1941 считается поворотным моментом в истории Великой отечественной, точкой начала контрнаступления наших войск. Поэтому сегодняшнюю публикацию, приуроченную к такому важному событию отечественной истории, я решила посвятить героическому защитнику нашей Родины, имея честь лично быть знакомой с его внучкой.

Именно 5 декабря 1941 наглых фашистских захватчиков начали выгонять из страны. Самое известное фото Великой отечественной
Именно 5 декабря 1941 наглых фашистских захватчиков начали выгонять из страны. Самое известное фото Великой отечественной

Первые дни Великой Отечественной войны, в которые фашистский захватчик нагло и вероломно вторгся на территорию нашей Родины, круша и сметая все на своем пути, пережили немногие из участников тех страшных сражений. Молодой пилот Решетов Алексей отметил второй день Великой отечественной своей первой победой над неприятелем. Вылетев для отражения налёта большой группы пикировщиков Ju-87 под украинскими Черновицами, Алексей почти сразу же уничтожил самолет неприятеля. Желание защищать свою землю, бить наглоых и жестоких захватчиков постепенно стало всепоглощающим, оно подавляло все прочие чувства такие, как осторожность, усталость и даже голод, который не раз пришлось испытать тяжелые военные годы. Молодой пилот отважно поднимал в воздух чужие незнакомые (часто повреждённые) машины, с уверенностью умудренного опытом лётчика менял типы своих самолётов-истребителей: И-15бис, И-153, И-16, и другие.

К началу войны Алексею только только исполнилось 20 лет. Мальчишка по нынешним меркам
К началу войны Алексею только только исполнилось 20 лет. Мальчишка по нынешним меркам

Алексей Михайлович Решетов родился 23 марта 1921 года неподалеку от Истры в небольшой деревеньке Мыканино Московской области. В 1936 году он, как и большинство советских подростков, окончил 7 классов общеобразовательной школы, сразу же поступив по веяниям тех лет рабочим на обувную фабрику в Москве, где трудился его отец и его двое старших братьев. К слову сказать, никто из них так и не вернулся домой с той страшной войны. В 1938 году Алексей окончил аэроклуб Бауманского района и заболел небом. С декабря 1938 года Решетов поступает на службу в Красную Армию. Первое время он служит младшим лётчиком в 116-м истребительном авиационном полку Среднеазиатского военного округа. В апреле 1941 года его как перспективного пилота отправляют повышать квалификацию в Конотопское военное авиационное училище лётчиков.

С самолетами Решетов будет неразлучен до самого конца трудовой деятельности
С самолетами Решетов будет неразлучен до самого конца трудовой деятельности

С первых же дней войны Алексей Решетов - пилот истребительного авиационного отряда противовоздушной обороны. С самого начала Великой Отечественной на истребителе он И-153 посменно нёс боевые дежурства по охране неба от налётов вражеской авиации.

Настоящая слава пришла к Алексею через год, летом 1942 года, когда он приступил к боевой работе в составе 273-го истребительного авиационного полка в районе все того же Конотопа. Лётчики в полку подобрались умелые, в большинстве своём закалённые в тяжёлых боях и, как вскоре выяснилось, способные решать ответственейшие задачи воздушной разведки в масштабах Красной армии и фронта. Аналитический склад ума, природные инициативность и интуиция, и конечно же незаурядное лётное мастерство выдвинули лейтенанта Решетова в число тех немногих офицеров, кто мог выполнить сложнейшее задание. А дело было так.

Решетов со вторым пилотом в самолете. 1941 год
Решетов со вторым пилотом в самолете. 1941 год

...Июньским днём 1942 года старший лейтенант Алексей Решетов вылетел из-под Валуек на разведку войск противника. Когда задание было уже выполнено, самолёт на обратном маршруте попал под сильный зенитный огонь. Вышло из строя управление, самолёт начал падать. Каким-то чудом лётчику всё же удалюсь возле самой земли несколько выправить машину, и это спасло его от гибели. Самолёт сел, вернее упал, на территории, занятой нашими войсками, и подбежавшие пехотинцы вытащили лётчика из кабины. Всё лицо его заливала кровь, он был без сознания.

Только в медсанбате Решетов пришёл в себя. Травма была серьёзной. Врачи решили отправить Решетова в тыловой госпиталь. Так Решетов оказался в санитарном поезде, который медленно, с большими остановками, шёл в глубь страны. Алексей лежал на полке, слушал, как стучат колеса, а из головы его не выходили тревожные мысли. Неужели придётся проститься с любимым небом? Ведь в тыловом госпитале врачи непременно отстранят его от лётной службы, а этого Алексей допустить не мог, чуяло молодое сердце, что главные его подвиги еще впереди. Дождавшись одной из многочисленных остановок неторопливого санпоезда Решетов неожиданно для всех сбежал, разыскал своих и вернулся в родной летный полк.

Без неба и Авиации Алексей не мыслил своей жизни
Без неба и Авиации Алексей не мыслил своей жизни

Буквально через два месяца после возвращения в полк Алексей Решетов получил особое боевое задание от самого командующего 8-й воздушной армией Хрякина по розыску войск, попавших в окружение противника в районе Осиновка - Сухановский. Ему дали мощное прикрытие — десять "Яков".

Лететь на выполнение задания пришлось в сложных погодных условиях, сложившихся из-за долгой жары, при наличии в воздухе большого количества истребителей противника. Летит, смотрит, а степные дороги — все в пыльном мареве. Идут фашистские войска, тянут свою технику на погибель русской земле. Колонны танков, автомашин, подводы. И вдруг побежала меж перелесков необычная дорога. Над ней нет и облачка пыли. Странно... Почему же гитлеровцы обходят её? Может, там наши? Снизился. Зашёл с одной стороны, с другой. Все верно! Вот уже и машут руками. Решетов успешно выполнил задание и сбросил попавшему в окружение отряду бойцов вымпел с документом наземного командования, указывавшим что требуется сделать, чтобы наконец выйти из окружения целыми. Окруженная группировка Красной армии, снабженная ценными инструкциями, доставленными Алексеем, успешно прорвалась к своим.

С победой! Решетов в центре. Фото 1943 год
С победой! Решетов в центре. Фото 1943 год

-7
За этот подвиг Решетов был представлен к награде
За этот подвиг Решетов был представлен к награде

Впереди было участие в Ростовской операции, в трудной и страшной Сталинградской битве. Сталинградская битва была примечательная для Решетова тем, что там он проходил службу в составе группы "лётчиков - штрафников", под командованием И. Е. Фёдорова. Известно, что штрафником он стал на основании приговора военного трибунала, который осудил его за расстрел в воздухе самолёта своего ведомого, неоднократно из-за трусости бросавшего Решетова трудных ситуациях и в схватках с противником. Этот поступок квалифицировался военным трибуналом как "самосуд" со всеми вытекающими последствиями военного времени.

У захватчиков под Сталинградом было гораздо больше самолётов, чем у Красной Армии. Особенно это неравенство чувствовалось на первых порах обороны города. Нашей авиации было очень нелегко. Бывали периоды, когда эскадрилье, которой уже командовал Решетов как молодой, но бывалый летчик, приходилось делать по 5 - 6 боевых вылетов в день. Нелегко тогда приходилось пилотам. Прилетят, лягут, бывало, лётчики на аэродроме, растянутся на земле, давая возможность отдохнуть затекшим ногам, спине, шее, и лежат, пока идёт заправка самолёта горючим, проверяется оборудование, пополняются боекомплекты. А потом опять в воздух и так снова и снова...

Под Сталинградом в небе первоначально фашисты занимали лидирующее положение, но их все равно прогнали
Под Сталинградом в небе первоначально фашисты занимали лидирующее положение, но их все равно прогнали

Штрафники, участвовавшие в Сталинградской битве за август - сентябрь 1942 года, уничтожили достаточно много вражеских самолетов, однако все эти победы на официальные счета участников Сталинградской битвы записаны не были! Поэтому окончательный итог боевой деятельности Решетова, а также его командира - Ивана Фёдорова и других пилотов, воевавших в этой группе, гораздо больше, нежели в официальных источниках.

Несмотря на сверхтяжелые условиях, в которых Решетову приходилось сражаться, с начала войны он произвёл 432 боевых вылета, а время, проведенное в течение них в воздухе, составило 352 часа (полмесяца постоянного пребывания в небе!). За годы войны герой Советского Союза совершил более ста воздушных боёв. Только лично Решетов сбил одиннадцать "Мессершмиттов" и пять "Юнкерсов"; в групповых боях с его участием наши лётчики "вогнали" в землю восемь гитлеровских истребителей и пять бомбардировщиков.

Самолет Алексея Михайловича Решетова
Самолет Алексея Михайловича Решетова

За мужество и героизм, проявленные в боях, указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года капитану Решетову Алексею Михайловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением самой дорогой награды времен СССР ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

-11

Кроме Сталинградской битвы и Ростовской операции Решетов участвовал во многих других крупных военных операциях Второй мировой войны:

Миусской, Донбасской, Мелитопольской, Никопольско-Криворожской и Крымской операциях. После освобождения Крыма полк был переброшен на 1-й Украинский фронт, где участвовал в Львовско-Сандомирской операции, где сражался и мой дедушка тоже.

За военные подвиги, беспримерную решимость и храбрость за годы войны Алексей Михайлович, помимо шрамов на лице (которые, как известно, являются украшением любого мужчины) был награжден несколькими комплектами почетных наград:

За четыре года войны Решетов не только увешал всю грудь медалями, но и сильно повзрослел, если не сказать, что состарился. Шрам на правой щеке от ранения, кстати, у него остался на всю последующую жизнь
За четыре года войны Решетов не только увешал всю грудь медалями, но и сильно повзрослел, если не сказать, что состарился. Шрам на правой щеке от ранения, кстати, у него остался на всю последующую жизнь

· Герой Советского Союза (1.05.1943);

· орден Ленина (1.05.1943);

· два ордена Красного Знамени (17.06.1942, 22.09.1942);

· орден Суворова 3-й степени (16.04.1945);

· орден Александра Невского (3.05.1944);

· два ордена Отечественной войны 1-й степени (6.11.1943, 11.03.1985);

· три ордена Красной Звезды (9.12.1941, 13.06.1945, 5.11.1954).

После войны Решетов продолжил службу в летных войсках Красной армии, неизменно повышая свою навыки и умения летчика (Военная воздушная академия 1954). Подал в отставку герой СССР только в 1964 году в должности полковника запаса. После ухода из армии Алексей Михайлович не пожелал расставиться с любимой авиацией и до самой пенсии работал на московском заводе «Наука» в качестве инженера-нормоконтролера по разработке, обслуживанию и строению самолётов Ту-133, Ту-134, Ту-154.

Обелиск героя на Митинском кладбище.
Обелиск героя на Митинском кладбище.

Не стало доблестного летчика-героя 26 февраля 2001 года. Последние сорок лет жизни Алексей Михайлович провел в Москве в скромной квартире в доме на ул. Софьи Ковалевской, 2, корп. 2 (на здании установлена мемориальная доска). Похоронен на Митинском кладбище. В сквере города Истры на пересечении улиц Володарского и Советской установлена памятная доска как напоминание о доблести и беспримерном мужестве уроженца истринской земле Решетове Алексее Михайловиче. Помним, знаем, гордимся!

Всегда ваша Морозова❤️‍🩹