В Стране восходящего солнца завершилась главная автомобильная интрига года. Жюри престижной премии Car of the Year Japan (JCOTY) подвело итоги сезона 2025-2026, расставив все точки над «i» в споре между традициями и инновациями. Впервые за последние пять лет на вершину пьедестала вернулась компания Subaru, а приз зрительских симпатий за дизайн уехал в Вольфсбург.
Японский рынок – это вещь в себе. Здесь кей-кары соседствуют с премиальными минивэнами, а водородные технологии конкурируют с классическими гибридами. Поэтому премия JCOTY, которая проводится с 1980 года – это не просто раздача статуэток, а настоящий срез индустрии. Он показывает наглядно, куда движется азиатский автопром. В этом сезоне за главный трофей боролись 35 моделей, но до финала добралась лишь «великолепная десятка». Борьба была жаркой, а результаты – показательными.
Абсолютный чемпион: возвращение Subaru Forester
Главная новость сезона – победа кроссовера Subaru Forester. Модель набрала внушительные 1149 баллов, что позволило ей уверенно обойти ближайших конкурентов. Для бренда это знаковое событие: в последний раз «Плеяды» праздновали триумф в сезоне 2020-2021 с универсалом Levorg.
Почему именно Forester? Японские журналисты и автоэксперты, входящие в состав жюри, проголосовали за баланс. Новый «Форестер» не пытается казаться тем, чем не является. Эксперты особо отметили классическую, но доведенную до ума связку качеств: динамику, образцовую практичность и традиционный комфорт.
Однако без инноваций победы бы не случилось. Ключевым козырем стала новая гибридная силовая установка S:HEV. Subaru удалось сохранить свой фирменный постоянный полный привод, интегрировав в него современную электрификацию, что дало отличную экономичность без потери внедорожного потенциала.
Второй фактор победы – безопасность, возведенная в абсолют. Жюри отдельно выделило наличие уникальной для класса внешней подушки безопасности. В условиях плотной японской застройки, где автомобили делят узкие улицы с массой пешеходов и велосипедистов, технология, способная спасти жизнь человеку снаружи автомобиля, стала решающим аргументом «за».
Битва титанов: Honda Prelude дышит в спину
Интрига сохранялась до последнего момента, ведь отрыв лидера от второго места составил всего 73 балла. «Серебро» досталось возрожденной легенде – купе Honda Prelude (1076 баллов).
Возвращение культового имени вызвало фурор. Prelude сыграл на чувствах ностальгии, предложив при этом ультрасовременную гибридную начинку и отточенную управляемость. То, что спортивное купе смогло навязать борьбу утилитарному кроссоверу, говорит о том, что японцы по-прежнему ценят эмоции за рулем. Если Forester – это выбор разума, то Prelude – безусловный выбор сердца.
Замыкает тройку лидеров Toyota Crown Estate с результатом 654 балла. Новая инкарнация «Крауна» в кузове универсал-кроссовер подтвердила статус технологичного флагмана, но до высших ступеней пьедестала ей не хватило эффекта новизны или, возможно, чуть большей харизмы на фоне конкурентов.
Полный список финалистов JCOTY 2025-2026
Десятка лучших в этом году выглядит удивительно разнообразно. Здесь и электрокары, и гибриды, и компактные городские модели:
- Subaru Forester – 1149 баллов.
- Honda Prelude – 1076 баллов.
- Toyota Crown Estate – 654 балла.
- Nissan Leaf – 622 балла (ветеран рынка электрокаров в новом поколении снова в строю).
- Volkswagen ID.Buzz – 578 баллов.
- Hyundai Inster – 477 баллов (корейский микробюджетник неожиданно высоко оценили за смелость).
- BMW 2 Series Gran Coupe – 416 баллов.
- Peugeot 3008 – 393 балла.
- Suzuki e Vitara – 357 баллов.
- Daihatsu Move – 338 баллов.
Обратите внимание на 9-е место Suzuki e Vitara и 10-е Daihatsu Move. Присутствие этих моделей в топе подчеркивает важность компактного сегмента для Японии, хотя тягаться с технологическими гигантами им становится всё сложнее.
Самый красивый и лучший импортный автомобиль: Volkswagen ID.Buzz
Если в общем зачете немцам не удалось взять золото, то в специальных номинациях Volkswagen выступил триумфально. Электрический минивэн VW ID.Buzz забрал сразу две престижные награды: «Импортный автомобиль года» и «Лучший дизайн».
Это решение жюри выглядит абсолютно логичным. Япония, с её культом «каваий» (чего-то милого и привлекательного) и любовью к микроавтобусам, просто не могла пройти мимо ID.Buzz. Дизайнеры VW мастерски сыграли на ретро-мотивах легендарного T2 (Bulli), упаковав их в современную обертку.
Эксперты отметили не только внешность. Просторный, трансформируемый салон и плоский пол делают этот электровэн идеальным семейным шаттлом. ID.Buzz доказал, что утилитарный автомобиль может быть стильным гаджетом, вызывающим улыбку. Получение 578 баллов в общем зачете и пятое место – отличный результат для импортной модели в консервативной Японии.
Технологический прорыв: Porsche 911 Carrera GTS
Интересная коллизия произошла в номинации «Технологический автомобиль года». Приз достался спорткару Porsche 911 Carrera GTS, который даже не вошел в десятку финалистов основного конкурса!
Жюри оценило инженерный подвиг немцев. Внедрение гибридной системы T-Hybrid в иконический 911-й – это ходьба по лезвию ножа. Porsche удалось повысить производительность и вписать оппозитный мотор в жесткие эконормы, не убив при этом дух легендарного спорткара. Это признание того, что технологии могут служить не только экологии, но и чистому драйву.
Кто остался за бортом?
Конкурс 2025-2026 года оказался безжалостным ко многим грандам. Правила отбора строги: модель должна была выйти на рынок с 1 ноября предыдущего года по 31 октября текущего. Но даже соответствие датам не гарантировало успеха.
Список «неудачников», не попавших в ТОП-10, впечатляет именами.
Среди «японцев» фиаско потерпели Lexus GX и Toyota Alphard/Vellfire. Если провал брутального рамного Lexus можно объяснить его нишевостью, то непопадание в финал Alphard – любимца японских бизнесменов и якудза – стало настоящей сенсацией. Также не повезло Honda N-One e и Nissan Roox.
Европейский десант понес тяжелые потери. Жюри проигнорировало целую плеяду новинок от Audi (A5, Q5, A6 e-tron), Mercedes-AMG и даже новый Volkswagen Tiguan с Passat.
Отдельно стоит отметить провал китайского автопрома. Если в сезоне 2024-2025 седан BYD Seal смог пробиться в финал, то в этом году кроссовер BYD Sealion 7 остался ни с чем. Это тревожный звоночек для автопрома Поднебесной: эффект новизны прошел, и теперь японцы начинают оценивать «китайцев» по гамбургскому счету, где требований к ходовым качествам и ликвидности куда больше.
Американские бренды также выступили бледно: ни Tesla Model Y, ни Cadillac Lyriq, ни Jeep Renegade не смогли убедить жюри в своем превосходстве.
Ретроспектива и выводы
Результаты сезона 2025-2026 показывают интересный тренд смены приоритетов. В прошлом году (сезон 2024-2025, согласно контексту данных) победу праздновал компактвэн Honda Freed, а самым красивым был признан пикап Mitsubishi L200/Triton.
Сейчас мы видим смещение фокуса с чистой утилитарности (минивэны и пикапы) на универсальность и удовольствие от вождения (Forester и Prelude). Победа Subaru доказывает, что японцы по-прежнему верят в «старую школу», приправленную современными гибридными технологиями и бескомпромиссной безопасностью.
А Volkswagen ID.Buzz и Porsche 911 напоминают нам, что автомобиль – это все еще объект желания и эмоций, будь то ностальгия по 60-м или адреналин от гоночного трека.
Итоги подведены, статуэтки вручены. Теперь Subaru Forester предстоит подтвердить свой титул не баллами в анкетах журналистов, а иенами в кассах дилерских центров. Учитывая любовь японцев к этой модели, в успехе сомневаться не приходится.