В начале 60 годов Виктор Романович Ященко два года подряд работал на реке Бирюсе в иркутской тайге топографом. Нрав у реки был непростой, со множеством порогов. А по промежутку, который прозвали «Дури», мало кто из рыбаков отваживался пройти на моторных лодках.
У бригады плавсредств не было вообще, поэтому для измерений на реке соорудили небольшие плоты, на которые вмещали топографов и минимум оборудования. Продукты и снаряжение перевозили берегом на лошадях. Продвижение шло медленно. Часто по берегу были скалы, из-за которых сухопутный маршрут становился длиннее на несколько десятков километров. Вести завьюченных лошадей приходилось по нехоженой тайге без троп, что было очень тяжело.
Работой по реке на плоту Ященко поставил руководить студента техникума Александра Реденюка. Тот влился в бригаду в Тайшете. Тот учился по специальности в техникуме в Новосибирске. И через год планировал поступать на заочное отделение института. Высокий, широкоплечий, с копной рыжих волос и такими же усами на скуластом лице он производил впечатление знающего, работящего парня, хорошо разбирающегося в работе.
Вечерами бригадир подолгу засиживался с ним у палатки, помогая решать задачи по тригонометрии, которые шли у Реденюка с «большим скрипом». Через месяц Виктор Романович решил дать возможность студенту поработать самостоятельно.
Дело у того продвигалось очень медленно. Измерять скорость течения и глубину реки, а также высоту скал и леса по берегам было несложно. Но чтобы измерить ширину водной поверхности, нужно было на одном берегу выставить рабочего с рейкой, затем переплыть реку и уже с помощью теодолита получить нужные данные по ширине. На это требовалось немало времени.
К вечеру бригадир встречался со студентом, вместе подводили итоги и снова решали задачи. А однажды Ященко с двумя рабочими уехал на лошадях работать по притоку реки. Практиканта оставил на Бирюсе. Пока их не было, в бригаду на моторной лодке заехал начальник партии. Кроме продуктов оставил аэрофотоснимки с изображением Бирюсы и всех впадающих в неё больших и малых водных артерий.
Прошло немного времени и студент неожиданно стал очень быстро работать. Если бригадир делал полторы нормы, он – три. Виктор Романович не раз интересовался – быть может Саша применяет какие-то новые методики или начальник партии сообщил о том, как следует изменить работу в сторону ускорения?
На что студент отвечал, что работает точно также, как и раньше, только стало побольше опыта. А однажды моторист привёз Ященко распоряжение от начальника партии. Тот приказал выделить практиканту рабочих, чтобы он пошёл во главе отряда по Агулу. Ященко, чувствуя, что что-то не так, решил встретиться с начальником.
При встрече тот начал выговаривать бригадиру, что он срывает работу и всё тянет, как при старой методике. Ященко удивлённо переспросил. Оказалось, что студент без всякого стеснения наврал начальнику партии, что им в техникуме уже давно преподают новую методику измерения рек и ручьёв – кронциркулем по аэрофотоснимкам. А полевые измерения – это лишь ненужная трата времени по старинке.
Так разобрались в хитрости студента. Ященко был возмущён до глубины души. Он ведь при рабочих обращал внимание практиканта на то, что всё нужно делать только на местности. Никаких измерений по снимкам». Это некачественное выполнение работы!
Слышавший разговор конюх Егорыч (которому Александр почему-то сразу не понравился) возмущённо встрял в разговор – сколько времени потратил Романыч, доказывая этому студенту корень квадратный из двух да из трёх! А у него этот корень-то и оказался гнилым, у практиканта.
Реденюк под присмотром был отправлен переделывать часть работы заново. А зимой, будучи в Новосибирске, Ященко решил зайти в техникум и рассказать об Александре директору. Не место было таких изворотливых «специалистов» в геодезии!
Пока сидел у закрытого кабинета, секретарша наискосок за столом собирала только что напечатанные листы бумаги. Рядом с ней сидела рыжеволосая женщина с хитрыми зелёными глазами и что-то шёпотом пыталась убедительно доказать. Виктор Романович долго пытался вспомнить, кого же она ему напоминает?
Наконец женщина сунула на колени секретарше какой-то свёрток и быстро пошла прочь. Та выскочила из-за стола и бросилась догонять удалявшуюся женщину. Громко на весь коридор Ященко услышал: «Забирайте свои подарки и чтобы больше вас здесь не было!»
Возвращаясь, разгневанная секретарша поделилась с Виктором Романовичем – оказывается дамочка хотела получить для своего сына-троечника положительную характеристику для поступления в институт. В это время подошёл директор. Фамилия у женщины оказалась Реденюк.
Ященко вслух удивился, до чего похожи мать и сын. Директор согласился, что от гнилого корня здоровое дерево не вырастет. Он заявил, что таким людям не место в их работе. Тем более, что студент этот учился очень посредственно. Ему стоило выбрать другую профессию.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.