Найти в Дзене
Православие.ONE

За что мы судим других или кто осудит поступки ближнего, пред Богом оказывается таким же преступником, как и этот «судья»-самозванец

К сожалению, осуждать других стало для нас чем-то обыденным. Конечно, кто-то посмеет сказать, что нас так воспитали, но ведь у каждого из нас всегда есть выбор: поддаться искушению или устоять. Стоит только услышать о ком-то что-то недоброе, как мы спешим поделиться этим с другими. А те, в свою очередь, добавляют что-то от себя, додумывают, и вот уже сплетня разлетается, обрастая новыми подробностями. Сколько же негатива рождается из одного неосторожно брошенного слова! А ведь если бы каждый из нас больше следил за собой, то и нас бы никто не осуждал. Старец Кирилл Павлов в одной из своих проповедей размышлял на эту тему: – Один добавит, другой приукрасит, и так, потихоньку, накапливается целая гора лжи. Поэтому, хотя на первый взгляд грех осуждения и кажется незначительным, на самом деле он приносит огромное зло нашему обществу, и его нужно избегать всеми силами. Что же такое привычка осуждать, судить ближнего? Эта страсть, это удовольствие, с которым люди распространяют дурные, а не

К сожалению, осуждать других стало для нас чем-то обыденным. Конечно, кто-то посмеет сказать, что нас так воспитали, но ведь у каждого из нас всегда есть выбор: поддаться искушению или устоять.

Стоит только услышать о ком-то что-то недоброе, как мы спешим поделиться этим с другими. А те, в свою очередь, добавляют что-то от себя, додумывают, и вот уже сплетня разлетается, обрастая новыми подробностями. Сколько же негатива рождается из одного неосторожно брошенного слова! А ведь если бы каждый из нас больше следил за собой, то и нас бы никто не осуждал.

Старец Кирилл Павлов в одной из своих проповедей размышлял на эту тему:

– Один добавит, другой приукрасит, и так, потихоньку, накапливается целая гора лжи. Поэтому, хотя на первый взгляд грех осуждения и кажется незначительным, на самом деле он приносит огромное зло нашему обществу, и его нужно избегать всеми силами. Что же такое привычка осуждать, судить ближнего? Эта страсть, это удовольствие, с которым люди распространяют дурные, а не добрые слухи о своих знакомых? Это говорит лишь об одном — у таких людей недоброе сердце. Они радуются, видя чужие проступки, и радуются, когда слушатели их в этом поддерживают.

Важно понять, что когда мы осуждаем кого-то, неважно за что, мы унижаем его достоинство. Мы черним его имя, бросаем тень на его родных и близких. И даже если мы действительно знаем о человеке что-то плохое, это не может служить нам оправданием.

Святые отцы не раз говорили: нужно ненавидеть грех, но не человека. Сегодня он грешен, а завтра может покаяться и очиститься. А мы? А мы продолжаем сплетничать и злословить. И кто же в итоге первым предстанет перед Божьим судом? Не мы ли?

Отец Кирилл также отмечает:

– Очень часто наш внутренний голос, наша совесть, подсказывает нам, что слухи о человеке несправедливы. Что на самом деле он не таков, каким его выставляют. Но мы всё равно радуемся возможности позлословить о нём в компании. Наш язык становится орудием неправды и лжи. И незначительный слух, благодаря нашим «добавкам» и преувеличениям, превращается в ужасную историю. Маленькая искра разгорается в большой пожар, который испепеляет доброе имя нашего ближнего.

Проще говоря, ни один человек не имеет права судить другого. Об этом сказал и Сам Господь:

Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены (Лк. 6:37). Каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7:2).

К сожалению, сегодня эти слова Спасителя не пугают людей, оттого и столько скорбей. Люди не понимают последствий этого порока.

Господь, зная нашу слабость, запретил нам судить ближнего, и это важно осознать, чтобы больше не совершать этот грех.

Старец Кирилл напоминает нам:

– Мы должны поступать с нашими ближними так, как Господь поступает с грешниками. Когда вопль развратных жителей Содома и Гоморры дошёл до Престола Небесного, взывая о мщении, наказание Божие не последовало немедленно. Господь говорит: сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю (Быт. 18:21) и уже потом поступлю по закону. – Господи, Сердцеведец, Ты ли не знаешь, что земля, отягощённая содомскими грехами, не напрасно взывает к Твоему правосудию? Господь всё знает. Господь знает, что мы сделали, что сделаем в будущем, знает, на что мы способны. Но этими Своими словами Он показывает, что ничей человеческий взгляд не усмотрит в Его суде излишней строгости. Наоборот, Его суд всегда исполнен снисходительной и праведной любви. И, как видите, осуждению и возмездию предшествовало тщательное рассмотрение дела, строгая проверка.

Господь даёт нам понять, что Он желает не усугубить, а смягчить участь виновного. Вот так поступает Господь с нами, грешными. Таков Его суд над нами. И так же поступают все благочестивые люди, люди с добрым и чистым сердцем. Когда их призовут свидетельствовать о поступке ближнего, они пойдут с неохотой и сожалением, и будут говорить только то, о чём их спрашивают. Не станут говорить лишнего, ничего не прибавят, будут свидетельствовать без злобы и досады. Наоборот, будут переживать душой, как бы обвинённый не был осуждён.

Теперь мы должны спросить себя: а как мы поступаем с ближними?

И вот что отвечает отец Кирилл:

– Мы без конца разносим слухи, пересуды и злословие. Мы говорим о ближнем тогда, когда нас об этом никто не спрашивает. Мы обвиняем ближнего тогда, когда нас к этому никто не принуждает. Рассказываем о том, чего даже сами не знаем. И порой говорим то, чего, может быть, и вовсе не было. Часто мы говорим о ближнем с такой язвительной злостью, словно перед нами заклятый враг. А порой мы судим даже тех, от кого сами зависим, судим начальников, руководителей, и судим именно с целью унизить их, опорочить, клевещем и злословим на них. Такой наш суд неправильный, незаконный. Греховный, преступный суд. Преступный прежде всего потому, что этот суд самозванный.

Апостол Павел, обращаясь к тем, кто осуждает ближнего, говорит: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14:4).

Действительно, по какому праву, кто дал нам власть осуждать поступки ближнего? Какое мы имеем к нему отношение? Разве мы дали ему жизнь, воспитали его или совершили для него какое-то великое благо, что имеем право следить за его жизнью и руководить им? Ничего подобного нет, а значит, наш суд незаконный, наш суд самозванный. И поэтому апостол Павел говорит: Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого… (Рим. 2:1).

И подобно тому, как в гражданской жизни самозванец, который станет судить и наказывать людей, не имея на то никаких полномочий от власти, будет строго наказан, так и всякий, кто осудит поступки ближнего, пред Богом оказывается таким же преступником, как и этот «судья»-самозванец. Осуждение, клевета и злословие приносят очень много зла. Они вредят людям – их здоровью, материальному положению, положению в обществе. И причиняют моральную боль ближнему. Осуждение настолько страшно и так сурово наказывается Богом, что мы не должны, не имеем права осуждать и должны бояться этого греха. Всегда помните эту прямую заповедь: не судите и не будете судимы, не осуждайте и не будете осуждены. Каким судом судите, таким и будете судимы.

И будем помнить:

Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно… (1 Тим. 4, 7-8).

Слава Богу за всё!