Найти в Дзене

Детоцентризм вчера и сегодня

В последнее время мне часто попадаются на дзене статьи против детоцентризма. Такие статьи всегда находят горячую поддержку у множества комментаторов. “Дети украли нашу взрослую жизнь, - жалуются мамы, папы и бабушки, - с какой стати мы должны отдавать все лучшее детям?”. Многие опасаются, что в условиях детоцентризма дети вырастут махровыми эгоистами. То ли дело - раньше, когда мы были маленькие: родители не носились с нами, как с писаной торбой. Мы сами, не капризничая, готовили себе обед, сами ходили в школу и на кружки, да еще и присматривали  за младшими братьями и сестрами. Слово родителей было - закон. И никто с нами не сюсюскал. Вот, мол, хорошие времена были! Детоцентризм - это стиль воспитания, при котором ребенок и его интересы ставятся в центр семьи, а его потребности имеют приоритет над потребностями взрослых. О детоцентристской модели семьи в мире заговорили в 1960-е годы. Ее появление связывали с уходом от традиционной патриархальной семьи, в основе которой лежит жесткое

В последнее время мне часто попадаются на дзене статьи против детоцентризма. Такие статьи всегда находят горячую поддержку у множества комментаторов. “Дети украли нашу взрослую жизнь, - жалуются мамы, папы и бабушки, - с какой стати мы должны отдавать все лучшее детям?”. Многие опасаются, что в условиях детоцентризма дети вырастут махровыми эгоистами. То ли дело - раньше, когда мы были маленькие: родители не носились с нами, как с писаной торбой. Мы сами, не капризничая, готовили себе обед, сами ходили в школу и на кружки, да еще и присматривали  за младшими братьями и сестрами. Слово родителей было - закон. И никто с нами не сюсюскал. Вот, мол, хорошие времена были!

Детоцентризм - это стиль воспитания, при котором ребенок и его интересы ставятся в центр семьи, а его потребности имеют приоритет над потребностями взрослых. О детоцентристской модели семьи в мире заговорили в 1960-е годы. Ее появление связывали с уходом от традиционной патриархальной семьи, в основе которой лежит жесткое распределение ролей и главенство старшего поколения.

И все-таки ошибаются те, кто связывает детоцентризм с пагубным влиянием Запада, а в Советском Союзе дети, мол, знали свое место. Термин “детоцентризм” действительно пришел с Запада, но знаменитый лозунг “Все лучшее - детям” появился в СССР еще в 20-е годы. Эту фразу приписывали Ленину, укрепляя в массовом сознании образ доброго вождя, любившего детей. Впрочем, сегодня доказывают, что Ленин этого не говорил. В любом случае, этот лозунг украшал пионерские лагеря, актовые залы, звучал с экранов телевизоров. Еще был распространен слоган “Дети - цветы жизни”, взятый из рассказа Горького “Бывшие люди”.

И эти лозунги были вовсе не пустым звуком. Положение детей в СССР несомненно было лучше, чем до революции. Советская пропаганда активно взялась за распространение информации о том, как надо ухаживать за младенцем, чтобы он был здоровым, какие гигиенические процедуры надо делать.  Таким образом велась борьба с детской смертностью и профилактика различных заболеваний. Советская власть выстроила такую инфраструктуру, при которой дети обычных рабочих и крестьян при желании могли получить хорошее образование и достичь успехов.  Уделялось большое внимание досугу детей: действовали детские клубы, дворцы пионеров, бесплатные кружки, пионерские лагеря. Прекрасные детские поэты и писатели создавали свои произведения.

Сегодня многие говорят, что советское воспитание было очень суровым: детей били, заставляли много помогать по дому, никто даже и не думал носиться с уникальной личностью ребенка. Несомненно,  во многих семьях так и было.  Но, что интересно, советские педагоги решительно осуждали физические наказания, считая их пережитком прошлого. Один из основоположников советской педагогики, В.Сухомлинский (1918 - 1970)  считал, что воспитание должно основываться на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью. Он критиковал авторитарные методы и подчеркивал: к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Основные принципы воспитания по Сухомлинскому:

  • Слушать и понимать ребенка, а не требовать безоговорочного подчинения.
  • Давать возможность выбора, а не навязывать единственно верное решение.
  • Не сравнивать детей между собой, а помогать раскрывать их сильные стороны.

 Все это похоже на махровый детоцентризм, не правда ли? И тем не менее, это принципы советской педагогики.

Вот только непонятно, почему был такой разрыв между теорией и практикой? Помню с детства, что большинство моих соклассников получали дома ремня за плохие оценки. Меня не били, но воспитывали отнюдь не по Сухомлинскому. Родители высмеивали концепцию уважения к личности ребенка. “Какая там личность? Что там уважать?” Когда я пыталась поделиться своими мыслями и чувствами, родители говорили: “Закрой рот”. И тем не менее, даже они в определенном смысле были детоцентристами. Их дети несомненно представляли для них большую ценность. Не личность ребенка, но его физическое существование и внешнее благополучие. Мои родители считали своим важнейшим заданием хорошо кормить своих детей, хорошо одевать, лечить от каждого чиха. Как это отличалось от детства моей бабушки, которая родилась еще до революции! В ее семье детей кормили объедками, могли избить ребенка, который съел хороший кусок, предназначенный  отцу семейства. Вот где противоположность детоцентризма! Неужели к этому стремятся сегодняшние противники детоцентризма?

-2

ДЕТОЦЕНТРИЗМ СЕГОДНЯ

Сегодня лозунг “Всё лучшее – детям!” так же широко используется. Его можно увидеть чаще всего там, где идёт продажа детских товаров. Этот лозунг стал призывом, своеобразным маркетинговым ходом для привлечения покупателей.

И вот уже мама, забыв о себе, покупает ребенку гору ненужных, но красивых и ярких игрушек, возит его на занятия для малышей на другой конец города, кормит самыми полезными продуктами. Любое " хочу" быстро удовлетворяется, ведь родители могут себе это позволить. На каждый праздник ребенку устраивают грандиозную вечеринку с обязательным, изготовленным по заказу тортиком, воздушными шарами, аниматорами и фотосессией.

Примерно к 5-7 годам у родителей возникает большая проблема. Нечего дарить. У ребенка есть всё. Велосипед, самокат, ролики, игрушки, конструкторы, гаджеты... Ребенку нечего хотеть и не о чем мечтать. Но, особо старательные мамы с папами находят выход, и все же умудряются дарить вещи, приводящие детей в восторг. На день. Или на два…

Да, любую хорошую идею можно довести до абсурда. Наше желание порадовать своих детей нормально и естественно, но всему должен быть предел. Детоцентризм, доведенный до крайности, чреват негативными последствиями, например:

  • Родительское выгорание. Многие родители вынуждены работать на нескольких работах, чтобы удовлетворить все желания своего ребенка. Крохи свободного времени приходится опять же посвящать ребенку, ведь он не умеет сам себя развлекать. В результате у матери не остается времени на себя, на удовлетворение своих базовых потребностей.
  • Негативные последствия для самого ребенка: ребенок пресыщен материальными благами и родительским вниманием, воспринимает усилия родителей как должное, считает, что весь мир ему обязан, а он никому ничего не должен.

Нет, родители не должны приносить себя в жертву детям. Ребенок - не король, а мать - не прислуга. Плохо, если мать , например, отказывает себе в покупке зимнего пальто, чтобы купить ребенку дорогой айфон.

Но противоположная крайность тоже никуда не годится. Некоторые родители сегодня задвигают ребенка на последнее место в своей жизни - после отношений с партнером, карьеры, друзей, хобби и удовольствий. Это очень несправедливо по отношению к ребенку, ведь он не может сам позаботиться о своих интересах, у него для этого нет рычагов. Существует ответственность породившего. Повернуть время вспять, чтобы доиграть, дослушать, долюбить ребенка, невозможно!

Мне кажется, что умеренный детоцентризм, без перегибов - это нормально. Что может быть интереснее, чем быть участником и свидетелем формирования нового человека? Быть рядом с ребенком, открывать ему мир, отвечать на его бесконечные вопросы, оберегать его – это самое важное!

Раз уж решили родить человека - то логично, что надо как- то постараться, чтоб он жил счастливо. И  не так уж неприятно работать над тем, чтобы сделать своего ребенка счастливым.

Нет, ребенку не нужно огромное количество игрушек и развлечений. Когда-то у моей старшей дочери была только одна кукла. И она её очень любила, носила на руках, на ночь укладывала в кроватку. Потом у нее было около 20 кукол, и они, потеряв ценность в ее глазах, валялись под кроватью с оторванными ногами. 

Тем более, ребенку не нужна власть в семье. У него нет достаточных знаний и опыта, чтобы принимать важные для семьи решения. Решения принимают родители, но учитывают при этом интересы детей.  

А вот родительское внимание ребенку жизненно необходимо. Дети, которым уделяют много внимания, обычно лучше учатся и достигают больших успехов. В детоцентристских семьях детей не всегда балуют. Некоторые родители, придерживающиеся такой концепции, очень требовательны к детям, их успеваемости, физическому и интеллектуальному развитию, моральным качествам.

Детство - это нелегкая пора. Помимо того, что в детстве куча работы по освоению этого мира, необходимых знаний и навыков, ребенок полностью зависит от родителей и понимает это. Все непросто сейчас у современных детей, с учётом того объема разнообразной информации, что на них выливается. Не обращать внимание на ребенка в сегодняшних реалиях - это создать ему угрозу для жизни. Просто потому, что у современных детей столько новых задач, проблем и опасностей, которые нам, рождённым в СССР и не снились.

 Ребенок - это член семьи, мнение которого должно быть выслушано и может быть учтено. Если у родителя есть выбор, он должен сделать все, чтобы исключить для ребенка стрессовую ситуацию, он должен его защитить, а не создавать ему дополнительные проблемы в виде страхов и комплексов. Если есть возможность сделать ребенку хорошо, то нужно всегда это делать. Настоящая любовь и забота ребенка не испортит.

 А как вы относитесь к концепции детоцентризма? Поделитесь пожалуйста своими мыслями и опытом.