Намасте, друзья! Поскольку начался зимний сезон в Гималаях, и Симоне Моро с Нимой Ринджи уже приступают к акклиматизации перед восхождением на Манаслу, давайте вспомним историю зимних восхождений на непальские восьмитысячники.
С 1980-х до начала 2000-х годов зимние экспедиции на восьмитысячники были настоящим испытанием для альпинистов в Гималаях. Суровые мужчины, часто поляки ("золотой век" польского гималаизма), намеренно отправлялись в места с экстремально низкими температурами, сильными ветрами и коротким световым днём — в самые суровые условия, которые могут предложить Гималаи в Непале.
Гималайская база данных (Himalayan Database) обычно считает зимними восхождениями те, которые совершаются в период метеорологической или календарной зимы.
- Календарная зима длится ровно три месяца: с 1 декабря по конец февраля. Это фиксированный, общепринятый период.
- Астрономическая зима начинается в день зимнего солнцестояния: 21 или 22 декабря в Северном полушарии и заканчивается в день весеннего равноденствия (20 или 21 марта).
- Метеорологическая зима определяется фактическими погодными условиями, а не фиксированными датами. Она начинается, когда среднесуточная температура воздуха устойчиво опускается ниже 0 °C, и заканчивается, когда она устойчиво поднимается выше этой отметки. В разных регионах мира эти даты значительно отличаются.
В базовый лагерь допускается прибытие экспедиций в ноябре, при условии, что они совершат восхождение в один из официальных зимних периодов. Решающим фактором является время восхождения, а не время прибытия экспедиции на гору.
Тут надо сказать, что Симоне Моро и ряд других выдающихся альпинистов считают "настоящей" зимой период астрономической зимы. Моро считает, что погодные условия в Гималаях в начале декабря (первые недели календарной зимы) часто еще относительно мягкие и больше похожи на осенние. Самые суровые условия, с ураганными ветрами и экстремальными морозами, наступают именно после зимнего солнцестояния (астрономическое начало зимы). По его мнению, для того, чтобы восхождение считалось по-настоящему "зимним", оно должно проходить в наиболее сложных условиях, и вся экспедиция (от прибытия в базовый лагерь до спуска) должна укладываться в астрономические сроки. Он никогда не начинает работу на маршруте до 21 декабря. То есть, технически, для целей ведения официальной статистики в Гималайской базе данных, определение Моро противоречит их правилам. Однако в мировом альпинистском сообществе его подход считается более "чистым" и сложным, а совершенные им восхождения ценятся чрезвычайно высоко именно из-за строгого соблюдения этих принципов.
Статья об этом - здесь.
Самые посещаемые зимние вершины
До конца 2024 года было проведено в общей сложности 104 зимние экспедиции на восемь восьмитысячников в Непале (Эверест, Канченджанга, Лхоцзе, Макалу, Чо Ойю, Дхаулагири I, Манаслу и Аннапурна I).
Эверест (8 848 м)
Самой посещаемой зимней вершиной является Эверест. Лешек Чихи и Кшиштоф Велицки из Польши впервые поднялись на него 17 февраля 1980 года. Руководителем экспедиции был Анджей Завада.
Всего 35 команд пытались совершить восхождение на Эверест зимой. Из них только пять достигли вершины — всего 15 альпинистов. И только один из них поднялся на вершину без дополнительного кислорода: Анг Рита Шерпа, 22 декабря 1987 года в возрасте 39 лет. Пока он является единственным человеком, кто смог это сделать.
Анг Рита Шерпа в целом поднимался на Эверест без использования дополнительного кислорода 10 раз. Этот рекорд был установлен в период с 1983 по 1996 год и остается непревзойденным до сих пор. За свои выдающиеся достижения и выносливость он получил прозвище "Снежный барс".
Манаслу (8 163 м)
Вторая по популярности зимняя вершина в Непале — Манаслу. Первое зимнее восхождение на неё состоялось 12 января 1984 года. И снова это сделали два польских альпиниста- Мацей Бербека и Рышард Гаевски. Восхождение было совершено без дополнительного кислорода.
Руководитель экспедиции Лех Корнишевски, 47-летний врач и альпинист из Закопане - самого высокогорного города Польши, собрал вокруг себя молодую команду. Средний возраст альпинистов составлял 31 год; Бербеке и Гаевски было по 29 лет. Они дружили с детства, их отцы вместе работали в службе спасения в горах в Закопане. Для восхождения команда выбрала Тирольский маршрут через южную стену, которую Райнхольд Месснер открыл весной 1972 года. Месснер убеждал поляков в том, что он не верит в возможность зимнего восхождения по этому маршруту.
В общей сложности 25 команд совершали зимнее восхождение на Манаслу. Как и на Эвересте, успеха добились только пять команд — 22 человека, в том числе 16 без дополнительного кислорода.
Чо Ойю (8 201 м)
Впервые зимой на Чо Ойю поднялись польские альпинисты Мацей Бербека, Мацей Павликовски, Зига Анджей Хейнрих и Ежи Кукучка - 12 февраля 1985 года. Баллонный кислород также не был использован.
Пятнадцать команд пытались совершить восхождение, шести из них это удалось, всего на вершину поднялись 18 человек. Никто не использовал дополнительный кислород.
Дхаулагири I (8 167 м)
13 декабря 1982 года Акио Куидзуми из Японии и Вангчу Шерпа из Непала совершили первое зимнее восхождение на Дхаулагири I с использованием кислородных баллонов. Однако общепризнанным первым зимним восхождением считается восхождение Анджея Чока и Ежи Кукучки (21 января 1985 года). Они не использовали дополнительный кислород. Причина тут в том, что польское восхождение считается "чистым" - после 21 декабря и без дополнительного кислорода. Восхождение 1982 года не получило всеобщего признания в альпинистском сообществе.
Четырнадцать команд пытались подняться на Дхаулагири I зимой; пяти из них это удалось, и в общей сложности на вершину поднялись 11 альпинистов, в том числе девять без кислородных баллонов.
Редкие восхождения
Канченджанга (8 586 м)
Впервые на Канченджангу зимой поднялись11 января 1986 года, и снова двое поляков. Кшиштоф Велицки и Ежи Кукучка не использовали баллоны с кислородом. Руководителем экспедиции был Анджей Завада.
Только три команды пытались совершить восхождение на зимнюю Канченджангу; две из них достигли вершины. Помимо Велицки и Кукучки, только Чон Чхоль Ли из Южной Кореи совершил успешное восхождение. Он сделал это 2 января 1988 года, используя дополнительный кислород.
Аннапурна I (8091 м)
Впервые на зимнюю Аннапурну I поднялись польские альпинисты Артур Хайзер и Ежи Кукучка, 3 февраля 1987 года. Дополнительный кислород использован не был.
Хотя на эту гору зимой пытались подняться 24 команды, только две из них — шесть альпинистов — смогли это сделать. Дополнительный кислород никто не использовал.
Макалу (8 485 м)
Денис Урубко и Симоне Моро совершили первое зимнее восхождение на Макалу 9 февраля 2009 года без дополнительного кислорода. С тех пор, несмотря на то, что ещё 14 команд предпринимали подобные попытки, ни одна из них не увенчалась успехом.
Подробно об их восхождении можно прочитать здесь.
Лхоцзе (8 516 м)
Восемь команд пытались подняться на Лхоцзе зимой, но поляк Кшиштоф Велицкий стал единственным альпинистом (по сей день), которому удалось подняться на вершину. Это произошло 31 декабря 1988 года без использования кислородных баллонов.
***
На данный момент на все восьмитысячники мира были совершены успешные зимние восхождения. Вот данные о тех вершинах, которые не были упомянуты в статье:
- Нанга Парбат (8126 м., Гималаи, Пакистан). Первое восхождение: 26 февраля 2016 года. Алекс Чикон (Испания), Али Садпара (Пакистан), Симоне Моро (Италия)
- Гашербрум I (8080 м., Каракорум, Пакистан/Китай). Первое восхождение: 9 марта 2012 года. Адам Белецки, Януш Голаб (Польша)
- Броуд Пик (8051 м., Каракорум, Пакистан/Китай). Первое восхождение: 5 марта 2013 года. Мацей Бербека, Адам Белецки, Томаш Ковальски, Артур Малек (Польша)
- Гашербрум II (8035 м., Каракорум, Пакистан/Китай). Первое восхождение: 2 февраля 2011 года. Симоне Моро (Италия), Денис Урубко (Казахстан), Кори Ричардс (США)
- Шишапангма (8027 м., Гималаи, Китай). Первое восхождение: 14 января 1989 года. Артур Хайзер, Ежи Кукучка (Польша)
- К2/ Чогори (8611 м., Каракорум, Пакистан/Китай). Первое восхождение: 16 января 2021 года. Нирмал Пурджа и команда из 10 непальских шерпов
Они поднялись на вершину практически одновременно, чтобы подчеркнуть командный дух и достижение всего непальского альпинистского сообщества, и даже спели национальный гимн Непала на вершине.
Об этой экспедиции есть информация здесь.
Пoтери во время зимних восхождений
Во время этих 104 зимних экспедиций в Непале пoгибли 27 альпинистов, в том числе семь на Эвересте, четыре на Канченджанге, один на Макалу, четыре на Чо Ойю, четыре на Дхаулагири I, два на Манаслу и пять на Аннапурне I.
Самой распространенная причина: падение/срыв (14 человек). Ещё двое пoгибли в расщелине, а шестеро — под лавиной. Остальные умeрли от острой горной болезни или других заболеваний.
Среди пoгибших были одни из лучших альпинистов своего времени, в том числе Ясуо Като и Тосиаки Кобаяси из Японии (Эверест, декабрь 1982 года), Анджей Чо (острая горная болезнь, Канченджанга, январь, 1986 года), Жан-Кристоф Лафай (расщелина на Макалу, январь, 2006 года). Анатолий Букреев и Дмитрий Соболев также стали огромной потерей для альпинизма, пoгибнув на зимней Аннапурне I. Букреев, Соболев и Симоне Моро попали под лавину 25 декабря 1997 года. Выжил только Моро.
Как сегодня обстоят дела с восхождениями на зимние восьмитысячники?
Сегодня зимние экспедиции на восьмитысячники проводятся редко. Йост Кобуш из Германии трижды пытался в одиночку подняться на Эверест зимой по Западному гребню. Однако в этом году он не вернётся на зимний Эверест. Также пока нет никаких новостей от постоянных участников зимних восхождений, таких как Алекс Чикон из Испании.
На данный момент экспедиция Моро и Нимы Ринджи — единственная подтверждённая зимняя экспедиция на восьмитысячник.
Симоне Моро сейчас в Непале и готов начать акклиматизацию в долине Кхумбу вместе с Нимой Ринджи Шерпой. Прежде чем отправиться на Манаслу, они поднимутся на пик Мера (6476 м).
3 декабря альпинисты прилетели в Луклу, а на следующий день находились в Кхоте - ближайшей к Пику Мера деревне.
«План состоит в том, чтобы подняться на гору и провести пару ночей на вершине», — объяснил Моро.
Как мы знаем из прошлой статьи, Симоне и Нима попытаются подняться на Манаслу в период астрономической зимы (с 21 декабря) без вспомогательного персонала, без дополнительного кислорода и в альпийском стиле.
Два поколения
58-летний Симоне Моро — единственный альпинист, совершивший четыре первых зимних восхождения на восьмитысячники: Шиша-Пангма (2005), Макалу (2009), Гашербрум II (2011) и Нанга Парбат (2016). Моро шесть раз пытался подняться зимой на Манаслу, но пока удача не была на его стороне.
В прошлом году 19-летний Нима Ринджи Шерпа стал самым молодым альпинистом, успешно завершившим программу 14*8000. Однако восхождение на зимнюю Манаслу будет его первым восхождением в альпийском стиле на одну из самых высоких вершин мира.
Это их вторая совместная попытка восхождения. В прошлом году они акклиматизировались на Ама Даблам, но на Манаслу условия были неподходящими для восхождения в альпийском стиле, поэтому им пришлось отказаться от восхождения. В этом году с ними снова будет третий член команды- поляк Освальд Перейра.
7 декабря Симоне и Нима опубликовали такой пост:
Симоне: Привет, ребята, сегодня воскресенье, 7 декабря, и мы с Нимой находимся в Кхаре - последней деревне в долине Пика Мера, на высоте около 4900 метров. Экспедиция для нас уже началась, официально можем сказать, что это будет наш базовый лагерь на ближайшие десять дней или около того. Экспедицию составлю не только я и Нима, но и Освальд Родриго Перейра - наш польский друг - фотограф, видеомейкер и конечно же альпинист. Причина, по которой мы сюда приехали, заключается в том, что мы хотим провести акклиматизационный период на Пике Мера, прежде чем отправиться на Манаслу, которая является нашим главным направлением. Для меня это седьмая попытка, вот уже лет десять пытаюсь достичь ее вершины. Мы хотим совершить восхождение в альпийском стиле– без кислорода, без поддержки шерпов, без фиксированных веревок – так что это довольно сложно. Рад поделиться этим проектом с Нимой.
Нима: Думаю, мы здесь пробудем больше десяти дней, так что сможем подняться на Пик Мера минимум два раза. Это наш план пока, прежде чем мы достигнем базового лагеря Манаслу.
Симоне: Пик Мера находится на высоте около 6500 метров. Мы намерены отправиться в высотный лагерь, поспать там и попытаться два раза добраться до вершины - более или менее повторить высоту лагеря-3 на Манаслу. А потом - скрестим пальцы - попробуем Манаслу. Мы будем держать вас в курсе событий.
Пожелаем же им удачи!
О Симоне, Ниме и их предстоящем восхождении подробнее можно почитать здесь.
Спасибо, что дочитали. Всем добра и Любви!
По материалам: ExplorersWeb, culturademontania.org.ar, abenteuer-berg.de и других источников.