🎯 Целевая аудитория: Студенты 2 курса заочной формы обучения, направление 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» (практикующие учителя и тренеры).
📌 Введение: Почему нужна структура ЦПП?
Теория целостного педагогического процесса (ЦПП) часто кажется оторванной от реальности спортзала.
Но когда урок «не пошел», класс не организован, а цель не достигнута, проблема чаще всего — в дисбалансе его компонентов.
Сегодня мы возьмем классическую структуру ЦПП (цель, содержание, методы, средства, формы, результат) и примерим её на ваш самый обычный урок.
Вы убедитесь, что это не абстракция, а практический чек-лист для подготовки и анализа.
ЧАСТЬ 1. ГРУППОВАЯ РАБОТА: «Диагностика и апгрейд урока в логике ЦПП»
1. Задание для мини-групп (3-4 человека): Вы — экспертная группа, проводящая взаимопосещение уроков.
Проанализируйте предложенный типовой сценарий урока с точки зрения целостности педагогического процесса.
Найдите «слабые места» и предложите конкретные улучшения.
Тема для анализа: Урок в 5 классе.
Раздел программы: «Гимнастика».
Тема: «Кувырок вперед».
Базовый сценарий (для анализа):
- Цель: «Научить кувырку вперед».
- Содержание: Показ упражнения. Выполнение кувырков по очереди.
- Методы: Рассказ, показ, практическое выполнение.
- Средства: Гимнастические маты.
- Формы: Фронтальная работа.
- Структура: Разминка (бег, ОРУ), основная часть (кувырки), заключительная (построение).
Задание для группы:
Используя компоненты ЦПП, проведите «аудит» этого урока и создайте усовершенствованный проект.
Оформите в виде таблицы.
Итог групповой работы: Подготовьте 3-минутный доклад по главному тезису: «Какие два изменения из вашей таблицы максимально повысят эффективность и безопасность этого урока?».
Пример доклада (для группы, анализирующей «Принципы» и «Методы»):
«Добрый день, коллеги. Мы, группа экспертов, считаем, что ключевые изменения должны коснуться принципов и методов. Во-первых, для реализации принципа индивидуализации мы предлагаем ввести два уровня сложности выполнения кувырка, используя наклонный мат. Это сразу снизит страх у слабо подготовленных детей и даст возможность для отработки тем, кто уже умеет. Во-вторых, мы предлагаем добавить игровой и проблемно-поисковый методы. Вместо однообразного повторения — провести эстафету, где элементом будет кувырок, и задать вопрос: “Почему у кого-то траектория сбивается в сторону?”. Это повысит мотивацию и осознанность выполнения. Эти два изменения напрямую повлияют на безопасность (через доступность) и эффективность (через вовлеченность)».
2. Варианты заданий для мини-групп с темами докладов и презентаций (по выбору студента):
- 🧠 Группа «Методисты-стратеги»
Фокус: Целеполагание и принципы.
Ваша задача: Сделать цели урока конкретными, измеримыми и привязать их к ключевым принципам ФК (доступность, индивидуализация, системность).
Название доклада/презентации: «От размытой цели к конкретным KPI урока: как сформулировать задачи, которые можно оценить».
Пример улучшения: Разработать трехуровневую систему целей (базовый, продвинутый, углубленный) для разных групп учеников. - 🛠️ Группа «Инженеры урока»
Фокус: Методы и средства обучения.
Ваша задача: Модернизировать арсенал методов (добавить проблемные, игровые, соревновательные) и предложить дополнительные средства (включая цифровые).
Название доклада/презентации: «Трансформация скучного повтора: как игровые методы и smart-средства оживляют отработку навыка».
Пример улучшения: Ввести метод «перевернутого класса» с просмотром техники дома + использовать смартфон с замедленной съемкой для разбора ошибок. - 👥 Группа «Организаторы пространства»
Фокус: Формы организации и безопасность.
Ваша задача: Оптимизировать организацию занятия (смена форм работы) и предложить конкретные решения для повышения безопасности и дисциплины.
Название доклада/презентации: «Как избежать хаоса и очередей: схемы организации потока и парной работы для максимальной вовлеченности».
Пример улучшения: Разработать поточную схему с 3-4 «станциями» (подводящие упр., страховка в паре, самостоятельное выполнение, игровое задание). - 💚 Группа «Интеграторы ценностей»
Фокус: Воспитательный и оздоровительный компоненты.
Ваша задача: Показать, как естественно интегрировать воспитание (ответственность, взаимопомощь) и оздоровительные задачи (профилактика травм, укрепление ОДА) в ткань урока.
Название доклада/презентации: «Физкультура – это не только движение: где на уроке спрятаны моменты для воспитания характера и здоровья?».
Пример улучшения: Ввести ритуал взаимной страховки с четкими ролями и речевками; включить в разминку комплексы на укрепление мышц-стабилизаторов спины. - 📊 Группа «Аналитики результата»
Фокус: Оценочная деятельность и рефлексия.
Ваша задача: Разработать критерии и инструменты для формирующего оценивания (в процессе урока) и итоговой оценки результата, продумать этап рефлексии.
Название доклада/презентации: «"Зачет" или "понимание"? Как оценить не только факт выполнения, но и прогресс каждого».
Пример улучшения: Создать чек-лист для самооценки ученика (3-4 простых пункта) и ввести «минутку обратной связи» в конце урока через смайлики на доске.
Итог групповой работы для всех: Подготовьте 3-минутный доклад-презентацию по вашей теме, визуализируя ключевые улучшения (можно схемой, скриншотом, таблицей). Сформулируйте один главный лайфхак для коллег.
ЧАСТЬ 2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для тех, кто не присутствовал на занятии)
Задание: Проведите аналогичный анализ применительно к своему профессиональному контексту.
- Выберите один из ваших типовых уроков (например, «Ведение мяча в баскетболе», 6 класс; «Бег на средние дистанции», 8 класс).
- Проведите его краткий анализ по 4 пунктам:
Цель: Насколько она конкретна и измерима?
Слабое звено: Какой компонент ЦПП (методы, средства, формы) вы используете наименее разнообразно?
Принцип: Какой принцип (индивидуализации, наглядности и т.д.) вам сложнее всего реализовать на практике и почему?
Одно улучшение: Предложите одно конкретное и реализуемое улучшение для вашего урока, основанное на анализе. - Ответьте на вопрос рефлексии (письменно):
«Как четкое понимание взаимосвязи всех компонентов ЦПП (цель → содержание → методы…) помогает решать ежедневные практические проблемы в работе учителя физкультуры (дисциплина, разный уровень подготовки, нехватка инвентаря)?»
Результат: Пришлите краткий анализ (4 пункта) и ответ на вопрос рефлексии.
Заключение
Целостный педагогический процесс (ЦПП) — это не линейный список, а живая система, где все части работают друг на друга.
Сломался один винтик (например, выбрали не те методы для данной цели) — страдает весь результат.
Сегодня вы отработали навык педагогического инжиниринга: умение разобрать урок на компоненты ЦПП, диагностировать проблему и собрать его заново — уже более эффективно.
Используйте эту схему как инструмент для самоанализа и планирования, чтобы ваши уроки были не просто занятиями, а целостными, безопасными и достигающими цели событиями.
Вопросы для размышления и дискуссии
- Принцип индивидуализации vs. реальность: Как реально, в классе из 25+ человек с разной подготовкой, организовать индивидуальный подход? Поделитесь вашими лайфхаками.
- Цифра в спортзале: Какие цифровые средства (гаджеты, приложения) вы используете или хотели бы использовать на уроке физкультуры для усиления наглядности, мотивации или объективности оценки?
- Воспитание на уроке физкультуры: Задачи есть в плане, но как их не «притянуть за уши», а естественно интегрировать в деятельность? Приведите удачный пример из вашей практики.
- Оценка результата в ЦПП: Что для вас важнее при оценивании на уроке физкультуры: объективный результат (пробежал время) или субъективное старание и прогресс ученика? Как найти баланс в рамках результативного компонента ЦПП?
📚 Используемые источники и рекомендуемые ресурсы
- Завьялов Л. К. Сущность, педагогическое и психофизиологическое обоснование структуры урока физической культуры // Царскосельские чтения. 2010. №XIV. – обоснование трехчастной структуры урока.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-pedagogicheskoe-i-psihofiziologicheskoe-obosnovanie-struktury-uroka-fizicheskoy-kultury - Баскаков А. М. Сущность, структура и закономерности целостного педагогического процесса в вузе // Вестник ЧГАКИ. 2007. №2 (12). – теоретическая база по компонентам ЦПП.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-struktura-i-zakonomernosti-tselostnogo-pedagogicheskogo-protsessa-v-vuze