Найти в Дзене

Мокша

Мокша В индийской религиозно-философской традиции окончательное освобождение от круговорота рождений и смертей (санскр. сансара), от бедствий эмпирического существования и действия «закона кармы». Концепт мокши (санскр.– освобождение), кармы и сансары составляют «три наиболее важные догмата индийской религиозной веры». Механизм действия кармы, представляя собой закон неизбежного воздействия последствий всех поступков в жизни разумных существ, включая нравственные мотивы поведения, как «вечный моральный порядок» определяет и настоящую жизнь, зависящую от прошлых инкарнаций, и вектор будущих перерождений (сансару). Тем не менее круговорот кармы - сансары не фаталистичен, но формируется свободным произволением, однако он не противостоит природной необходимости, а включается в нее, образуя нравственно-натуралистический детерминизм. Термин мокши получил концептуальное наполнение еще в ранних Упанишадах, где состояние освобождения описано как не-двойственное, чистое бытие-сознание-блаженство

Мокша

В индийской религиозно-философской традиции окончательное освобождение от круговорота рождений и смертей (санскр. сансара), от бедствий эмпирического существования и действия «закона кармы».

Концепт мокши (санскр.– освобождение), кармы и сансары составляют «три наиболее важные догмата индийской религиозной веры». Механизм действия кармы, представляя собой закон неизбежного воздействия последствий всех поступков в жизни разумных существ, включая нравственные мотивы поведения, как «вечный моральный порядок» определяет и настоящую жизнь, зависящую от прошлых инкарнаций, и вектор будущих перерождений (сансару). Тем не менее круговорот кармы - сансары не фаталистичен, но формируется свободным произволением, однако он не противостоит природной необходимости, а включается в нее, образуя нравственно-натуралистический детерминизм.

Термин мокши получил концептуальное наполнение еще в ранних Упанишадах, где состояние освобождения описано как не-двойственное, чистое бытие-сознание-блаженство и реализация атмана - Брахмана: «Тогда отец перестает быть отцом, мать - матерью, миры - мирами, боги - богами, веды - ведами… На него не действует добро, не действует зло, ибо он преодолел все печали сердца».

«Бхагавадгита» учит о 3 путях к освобождению: джняна-марга - «путь знания», предназначенный преимущественно для брахманов, это медитативная практика йоги и мистическое созерцание; карма-марга - «путь действия», спасительная необходимость выполнения каждым человеком предписаний и обязанностей только своей варны, бескорыстного, потому жертвенного и богоугодного служения; бхакти-марга - «путь любви» благоговейной к «Господу» (Бхагавану), преданность ему и почитание до самозабвения.

В разных философских школах делаются свои акценты на трактовку мокши и пути ее достижения. С точки зрения ньяя-вайшешики, мокша представляет собой отказ от любых свойств или характеристик опыта; душа (атман) при этом освобождается от всяких уз, связывающих её с телом (ощущений и переживаний). К мокше можно прийти через постижение сущности категорий и следование этическим нормам, вместе с тем мокша здесь отнюдь не означает полного разрушения индивидуального Я.

В учении санкхьи мокша понимается как разделение сознания (пуруша) и первоматерии (пракрити); возвращение пуруши в своё изначальное чистое (кайвалья) состояние, когда он перестаёт ложно отождествлять себя с образованиями пракрити, в том числе с эмоционально-психическими особенностями личности.

Наиболее последовательно в духе учения Упанишад мокшу трактует школа адвайта-веданта, рассматривая её как реализацию истинной сущности атмана, т. е. внезапное постижение адептом абсолютного тождества атмана и высшего Брахмана. Вместе с тем, в отличие от буддийской нирваны, в адвайте мокша понимается не только как избавление от всякого страдания, привязанности и т. д., но и как положительное состояние, равнозначное «блаженству» (ананда). #индуизм