Найти в Дзене
History Dreamer

Скифы и море. Были ли у скифов корабли?

Скифы были кочевниками-всадниками. Их экономика, технологии и мировоззрение были целиком ориентированы на сухопутные просторы. У них не было ни необходимости, ни навыков для строительства морских судов и дальних плаваний. Они контролировали обширные территории Северного Причерноморья. Хотя они имели выход к морям (Чёрному и Азовскому), их береговая линия не имела удобных, защищённых бухт для базирования крупного флота, в отличие от гористой Греции. Карта сакско-скифских государств. Фото из свободных источников в Интернете. Археологами не было найдено ни скифских кораблей, ни верфей, ни даже изображений морских судов в их искусстве (в отличие от речных лодок). Однако, скифы, особенно правящая элита, быстро поняли выгоду от соседства с греческими колониями на Черноморском побережье (Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапей — столица Боспорского царства). Antica Mappa Центральной Азии. Фото является общественным достоянием. Вся знаменитая торговля хлебом, скотом, мехами и рабами из Скифии в

Скифы были кочевниками-всадниками. Их экономика, технологии и мировоззрение были целиком ориентированы на сухопутные просторы. У них не было ни необходимости, ни навыков для строительства морских судов и дальних плаваний.

Они контролировали обширные территории Северного Причерноморья. Хотя они имели выход к морям (Чёрному и Азовскому), их береговая линия не имела удобных, защищённых бухт для базирования крупного флота, в отличие от гористой Греции.

Карта сакско-скифских государств. Фото из свободных источников в Интернете.
Карта сакско-скифских государств. Фото из свободных источников в Интернете.

Археологами не было найдено ни скифских кораблей, ни верфей, ни даже изображений морских судов в их искусстве (в отличие от речных лодок).

Однако, скифы, особенно правящая элита, быстро поняли выгоду от соседства с греческими колониями на Черноморском побережье (Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапей — столица Боспорского царства).

Antica Mappa Центральной Азии. Фото является общественным достоянием.
Antica Mappa Центральной Азии. Фото является общественным достоянием.

Вся знаменитая торговля хлебом, скотом, мехами и рабами из Скифии в Грецию шла через греческие морские порты. Скифы поставляли товары на суше до колоний, а греческие купцы уже грузили их на свои корабли. Скифы были "сухопутными логистами" этой системы, но не морскими перевозчиками.

Цари Боспора (которое стало смешанным греко-скифским государством) и скифские правители материковой части Крыма могли нанимать или использовать союзный греческий флот для своих целей. Например, для переброски войск, осады прибрежных городов или защиты от пиратов. Флот был греческим, но действовал он и в интересах скифской знати.

Сакские золотые изделия. Фото из свободных источников в Интернете.
Сакские золотые изделия. Фото из свободных источников в Интернете.

Однако есть самая спорная и наименее подтверждённая часть, в которой некоторые историки (например, Д.А. Мачинский) допускают, что мелкие скифские или смешанные греко-скифские пираты могли на небольших лодках заниматься разбоем в прибрежных водах Азовского и Чёрного морей, особенно в узких проливах (Керченский пролив — Боспор Киммерийский). Они могли нападать на торговые суда, причаливавшие к берегу, или на прибрежные поселения. Но это были не организованные действия, а скорее разбойничьи вылазки.

Не исключено, что скифы, жившие на побережье, могли перенять у греков навыки строительства небольших лодок для каботажного (прибрежного) плавания — для рыболовства, сообщения между соседними посёлками или греческими колониями. Но и здесь доказательств крайне мало.

Иллюстрация со страницы 151 книги «Очерк истории» — это простая история жизни и человечества, окончательное издание, переработанное и переработанное автором, Г. Дж. Уэллсом, с иллюстрациями Дж. Ф. Хоррабина, на которой изображены «скифы... в изображении греческого художника... Одно из немногих сохранившихся изображений древних скифов: на греческой электрумовой вазе». Фото является общественным достоянием.
Иллюстрация со страницы 151 книги «Очерк истории» — это простая история жизни и человечества, окончательное издание, переработанное и переработанное автором, Г. Дж. Уэллсом, с иллюстрациями Дж. Ф. Хоррабина, на которой изображены «скифы... в изображении греческого художника... Одно из немногих сохранившихся изображений древних скифов: на греческой электрумовой вазе». Фото является общественным достоянием.

Геродот и другие античные авторы, подробно описывающие скифов, ничего не говорят об их морском флоте. Если бы такой флот существовал, он наверняка был бы упомянут, так как сильно удивил бы греков.

У скифов не было своего морского флота как постоянной организованной военной или торговой силы. Их стихией была степь, а не море. Однако они могли эпизодически использовать малые суда для пиратства и, через союзы с греческими колониями, косвенно прибегать к услугам чужеземного флота.

Таким образом, говорить о "морской деятельности скифов" можно лишь с большой осторожностью и массой оговорок. Их главные достижения и вся жизнь проходили в степях, а море оставалось для них периферией интересов и зоной влияния других народов.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал History Dreamer. Впереди много интересного.
Если вам понравилась данная статья и вы хотите оказать финансовую поддержку для развития канала, то нажмите кнопку "Поддержать", что находится ниже.