Найти в Дзене

И снова про проективную идентификацию

Если в течение долгого времени обычного человека считать негодяем и реагировать на него как на негодяя, то рано или поздно он им станет. Продолжу тему проективной идентификации. У всех нас был опыт проективной идентификации. Например, когда нас несправедливо обвиняли или приписывали нам то, что не соответствовало действительности. Или когда нас хвали за то, что мы с трудом в себе распознавали , а то и вовсе к себе никак не относили. Или мы были свидетелем/участником того, что кто-то в группе становился «козлом отпущения», непонятно почему вызывая раздражение у других людей (даже самых лояльных)… Процессы проективной идентификации бессознательны и довербальны. Т.е. мы их не осознаём , а при указании на них, отрицаем их и отвергаем. Мелани Кляйн , британский психоаналитик, определяла проективную идентификацию как «бессознательную фантазию, в которой аспекты личности или внутреннего объекта отделяются и приписываются внешнему объекту». Уилфред Бион, расширяя это понятие, разделял проект

Если в течение долгого времени обычного человека считать негодяем и реагировать на него как на негодяя, то рано или поздно он им станет. Продолжу тему проективной идентификации.

У всех нас был опыт проективной идентификации. Например, когда нас несправедливо обвиняли или приписывали нам то, что не соответствовало действительности. Или когда нас хвали за то, что мы с трудом в себе распознавали , а то и вовсе к себе никак не относили. Или мы были свидетелем/участником того, что кто-то в группе становился «козлом отпущения», непонятно почему вызывая раздражение у других людей (даже самых лояльных)…

Процессы проективной идентификации бессознательны и довербальны. Т.е. мы их не осознаём , а при указании на них, отрицаем их и отвергаем.

Мелани Кляйн , британский психоаналитик, определяла проективную идентификацию как «бессознательную фантазию, в которой аспекты личности или внутреннего объекта отделяются и приписываются внешнему объекту». Уилфред Бион, расширяя это понятие, разделял проективную идентификацию на нормальную и патологическую.

Нормальная проективная идентификация лежит в основе любого обучения, эмпатии, коммуникации, укрепления отношений. Она важна для социальной реальности и характеризуется способностью различать свои внутренние переживания и внешние объекты. Мы передаем аспекты своей личности другому человеку, но сохраняем осознание того, что эти аспекты принадлежат нам самим. Например, родитель может передать ребенку чувство ответственности или уверенности в себе, при этом сохраняя понимание, что это его собственное качество или стремление.

А патологический вариант проективной идентификации возникает, когда человек перенаправляет свои негативные чувства на другого, вынуждая последнего испытывать неудобства или страдать. Часто это сопровождается попыткой контроля над чужими эмоциями и утратой уважения к чужим личным границам . Например, мужчина, испытывающий глубокую тревогу и гнев, постоянно обвиняет жену в плохих поступках, превращая её в источник всех бед. В итоге жена вынуждена постоянно оправдываться и сомневаться в собственном поведении, постепенно утрачивая уверенность в себе и внутреннее равновесие.

Проективная идентификация — это открывающееся внутри нас магическое окно в бессознательное, через которое мы можем наблюдать скрытые желания и тревоги, принадлежащие другим людям, но воспринимаемые нами как собственные. Когда мы рисуем картину собственного внутреннего мира кистью чужих эмоций и переживаний, создавая причудливое переплетение собственных чувств и фантазий окружающих. Вот так…

Ольга Караванова

Клинический психолог