Я взял в руки калькулятор и прайс-лист нашего любимого автозавода, чтобы раз и навсегда разобраться в финансовой яме автокредитования. Мы привыкли видеть в рекламе красивые цифры «от 7000 рублей в месяц», и наш мозг услужливо рисует картинку легкой и необременительной покупки. Кажется, что новая машина - это доступно, просто и выгодно, ведь это же не какой-то премиальный немец, а наша родная Лада.
Но когда ты приходишь в салон и менеджер начинает считать реальные ежемесячные платежи с учетом всех обязательных страховок и дополнительных услуг, волосы на голове начинают шевелиться от ужаса. Я решил смоделировать ситуацию покупки двух версий Lada Granta в кредит на 5 лет, добавив туда те самые навязанные услуги, без которых вам сегодня просто не одобрят ставку.
Начнем с самой доступной версии, которую в народе называют «барабан». Это комплектация Standard с восьмиклапанным мотором на 90 лошадиных сил. Официальный прайс-лист обещает нам цену в 749 900 рублей. За эти деньги вы получаете автомобиль, в котором нет практически ничего. Тут нет кондиционера, нет магнитолы, нет подогрева сидений. Вы платите три четверти миллиона за кузов, руль, педали и одну подушку безопасности водителя. Но купить машину за эти деньги у вас не выйдет.
Дилеры не упустят возможности навязать вам пакет помощи на дорогах, который облегчит ваш карман примерно на сто пятьдесят тысяч рублей, из-за чего тело кредита моментально раздувается до девятисот тысяч даже при наличии первоначального взноса, который просто погасит эту переплату.
Если снять розовые очки и посчитать платежи по реальной ставке в тридцать процентов годовых на пять лет, то ежемесячно придется отдавать банку кровные двадцать девять тысяч рублей. Кажется, что по нынешним меркам это терпимо, но простая математика возвращает нас на землю. В итоге за абсолютно пустую машину вы выложите один миллион семьсот сорок тысяч рублей, что звучит как настоящий грабеж средь бела дня.
Вы покупаете автомобиль, который изначально стоил 750 тысяч, а отдаете за него банку почти 1.8 миллиона, переплачивая целый миллион рублей просто за воздух. За этот миллион еще пару лет назад можно было купить вторую такую же Гранту, а сегодня вы получаете самый дешевый вариант, в котором без кондиционера ездить летом будет просто невыносимо.
Теперь взглянем на другую сторону медали и рассмотрим максимальную комплектацию, ведь многие хотят ездить с комфортом, музыкой и мощным мотором. Самая дорогая версия с механикой и 16-клапанным мотором на 106 сил называется #CLUB Enjoy и стоит она 1 269 000 рублей. Эта машина уже похожа на современный автомобиль благодаря наличию двух подушек безопасности, обогрева лобового стекла, нормальной мультимедийной системы с камерой заднего вида и даже круиз-контроля с литыми дисками.
Но финансовая нагрузка здесь становится еще более жестокой. Цена машины почти 1.3 миллиона рублей. Добавляем сюда обязательное КАСКО, которое зашьют в тело кредита, так как денег на него у нас нет, плюс ту самую «помощь на дорогах», которая для дорогой комплектации будет стоить уже под 200 000 рублей. Итого нам нужно взять у банка около 1 500 000 рублей. Срок тот же - 5 лет, ставка та же - 30%. Ежемесячный платеж в таком случае взлетает до 48 000 рублей. Для многих регионов это больше, чем средняя зарплата. А теперь считаем итоговую сумму. За 5 лет вы отнесете в банк 2 880 000 рублей. Почти три миллиона рублей за Ладу Гранту.
Три миллиона рублей. Я специально открыл сайты недвижимости в регионах и посмотрел, что можно купить за эти деньги. В городах-миллионниках вроде Челябинска, Омска или Воронежа за 3 миллиона можно спокойно купить хорошую студию или даже полноценную однокомнатную квартиру на вторичном рынке.
В городах поменьше это будет уже двухкомнатная квартира с ремонтом. Получается, что стоимость владения отечественным бюджетным седаном в топовой комплектации сравнялась со стоимостью жилья. Только квартира через 5 лет скорее всего подорожает, а Гранта сгниет, потеряет в цене половину и потребует капитального ремонта мотора.
Конечно, мне могут возразить, что есть госпрограммы со скидкой 20%. Да, они есть, но они действуют далеко не для всех. Вам нужно быть либо учителем, либо врачом, либо участником СВО, либо иметь инвалидность. Обычному работяге или менеджеру эта скидка не положена. Ему положена только полная ставка и навязанные услуги.
Дилеры прекрасно понимают, что у людей нет выбора, поэтому спокойно продают машины на таких кабальных условиях. Менеджер будет смотреть на вас честными глазами и говорить, что это выгодное предложение, ведь «машины будут только дорожать». Но никакой рост цен на авто не перекроет переплату в полтора миллиона рублей.
Вывод из этой арифметики напрашивается очень печальный. Покупка бюджетного автомобиля в кредит на длительный срок сегодня превратилась в финансовое самоубийство. Вы берете на себя обязательства, сопоставимые с ипотекой, но в конце пути у вас остается не ликвидная недвижимость, а старое ржавое ведро, которое никому не нужно за те деньги, что вы в него вложили.
Разница между базовой и топовой версией в цене покупки составляет около 500 тысяч рублей, но в пересчете на кредитные деньги эта разница превращается в миллион. Стоит ли 7-дюймовый экранчик и литые диски миллиона переплаты - вопрос риторический.
А вы готовы отдать стоимость квартиры за Гранту с кондиционером, или будете ездить на автобусе и копить наличку? Пишите в комментариях, обсудим.