Найти в Дзене

Победа – в таланте: боевой путь летчика-штурмовика Алексея Леонтьевича Кривоноса

Алексей Леонтьевич Кривонос – уроженец Днепропетровской области Павлоградского района села Варваровка. Родился 27 марта 1922 года. Когда Алексею исполнилось 9 лет, семья переехала в город Часов Яр. В 1937 году состоялся очередной переезд: так юность будущего летчика-штурмовика прошла на Дону, а конкретно - в хуторе Калинин Мясниковского района. Параллельно с учебой в школе Алексей проходил обучение в аэроклубе. Увлекался авиамоделированием. После окончания средней школы, в 1940 году, был призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Был распределен в Поставскую военную авиационную школу пилотов, которая располагалась на западе Белорусской ССР. Когда 22 июня 1941 года немецкая авиация начала наносить удары по советским аэродромам, Поставская школа пострадала. 24 июня по железной дороге удалось эвакуировать материальную часть авиашколы, а также уцелевший личный состав. Поставская военная авиационная школа пилотов изначально была эвакуирована в Оршу, затем в Москву и в конечном итоге в г

Алексей Леонтьевич Кривонос – уроженец Днепропетровской области Павлоградского района села Варваровка. Родился 27 марта 1922 года. Когда Алексею исполнилось 9 лет, семья переехала в город Часов Яр. В 1937 году состоялся очередной переезд: так юность будущего летчика-штурмовика прошла на Дону, а конкретно - в хуторе Калинин Мясниковского района. Параллельно с учебой в школе Алексей проходил обучение в аэроклубе. Увлекался авиамоделированием. После окончания средней школы, в 1940 году, был призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию.

-2

Был распределен в Поставскую военную авиационную школу пилотов, которая располагалась на западе Белорусской ССР. Когда 22 июня 1941 года немецкая авиация начала наносить удары по советским аэродромам, Поставская школа пострадала. 24 июня по железной дороге удалось эвакуировать материальную часть авиашколы, а также уцелевший личный состав.

Поставская военная авиационная школа пилотов изначально была эвакуирована в Оршу, затем в Москву и в конечном итоге в город Чкалов (ныне Оренбург). В Чкалове из остатков эвакуировавшихся авиашкол была сформирована 3-я Чкаловская военная авиационная школа пилотов. Начались занятия по подготовке будущих летчиков – изучение основ навигации и метеорологии, устройств самолета и двигателя, стрельбы и бомбометания. По воспоминаниям В.А. Тимофеева, начальника Поставской военной авиационной школы пилотов, занятия проходили в непростых условиях: «Есть у нас одна школа, разместилась она почти на голом месте. Скажу прямо, живут там плохо. Курсанты зимуют в бывших коровниках, землянках. Самолеты ремонтируют в гараже».

Книга В.А. Тимофеева «Товарищи летчики: записки авиационного командира», в которой полковник запаса описывает путь становления молодых летчиков.
Книга В.А. Тимофеева «Товарищи летчики: записки авиационного командира», в которой полковник запаса описывает путь становления молодых летчиков.

Учебный процесс проходил не без погрешностей. Однажды курсант Кривонос едва не был отчислен из авиационной школы согласно формулировке «летная неуспеваемость». Ситуацию удалось урегулировать, и в марте 1943 года в звании младшего лейтенанта Алексей Леонтьевич Кривонос был выпущен из летной школы.

Начал свой боевой путь гвардии младший лейтенант на Юго-Западном фронте в 17-й воздушной армии. Первый боевой вылет состоялся 8 июня 1943 года на Курском направлении.

Лётчик 95-го гвардейского штурмового авиационного полка с июня по конец сентября 1943 года совершил 40 боевых вылетов для разведки, бомбардировки и штурмовки вражеской техники, живой силы и аэродромов. Принимал участие в освобождении Донбасса от немецко-фашистских захватчиков, нанося бомбовые удары по скоплению вражеских войск.

Таким образом, с июня по сентябрь 1943 года было уничтожено 9 танков, 30 автомашин, 20 паровозов, два склада с боеприпасами, две цистерны с горючим, три полевых орудия, три самолёта на земле, один самолёт в воздухе, уничтожено 285 солдат и офицеров противника.

7 сентября 1943 года состоялся очередной вылет на разведку. На этот раз в районе Красноармейска Алексей Леонтьевич обнаружил два вражеских аэродрома. В своём дневнике гвардии младший лейтенант Кривонос вспоминает об этом дне: «... в боях за Донбасс мне пришлось пережить неприятности. А именно: вылетели парой утром разведать железные дороги в районе г. Красноармейска. Я неожиданно налетел на аэродром противника в селе Гришино. Сбил в воздухе Ю-87, меня подбили зенитки, а добили 5 мессеров, 2 из которых сбил мой стрелок Вася Крюков. Я упал восточнее аэродрома на 10 километров, положение было очень тяжёлое, кругом фрицы и рядом – тяжело раненный стрелок. Я его нес до утра 8 сентября и утром сонные мы попали в лапы к немцам, от которых я сбежал вечером этого же дня. Они не успели нас пустить в расход. Помог один наш танк, который был в засаде и обстрелял обоз, на котором нас везли в глубокую неизвестность. Но я настолько был спокоен, что не мог себе предположить, что меня успеют расстрелять. Не так-то было, чтобы Ленька Кривонос погиб, имея только 30 боевых вылетов. Нет! Я еще повоюю и дам этим немцам себя узнать».

После побега Алексею Леонтьевичу удалось вернуться в боевые порядки своего полка. За описанные выше подвиги гвардии младший лейтенант Кривонос был представлен к значимой награде – к ордену Красного Знамени приказом №47 от 12.11.1943 г.

Наградной лист к ордену Красного Знамени.
Наградной лист к ордену Красного Знамени.

По ходу боёв за освобождение Запорожья и Никополя гвардии лейтенант Кривонос продолжал совершать боевые вылеты на штурмовку вражеских войск, и к 29 мая 1944 года был представлен к очередной награде: «За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и совершенные двадцать два успешных боевых вылета достоин награждения Правительственной наградой – орденом Красного Знамени».

Согласно приказу командования 3-го Украинского фронта от 19.06.1944 г. эта награда была присвоена заместителю командира авиаэскадрильи Кривоносу. В наградном листе, прилагаемом к данной награде, помимо описания боевых вылетов, их целей и результатов был обозначен крайне интересный эпизод: «27.09.1943 г. во время выполнения задания прямым попаданием ЗА противника у самолета была зажжена левая плоскость, ввиду отличной техники пилотирования, умелым маневром ликвидировал пожар, выполнил задание и прибыл на свой аэродром».

18 июля 1944-го при разведке переправ врага через реку Западный Буг в сложных метеорологических условиях начал наносить удары по переправляющимся на лодках немцах. Уничтожил до 15 солдат и офицеров противника. После этого продолжил выполнять поставленную боевую задачу и на бреющем полете произвел три атаки, уничтожив при этом два орудия полевой артиллерии. В этом бою самолет Алексея Леонтьевича был подбит, но благодаря высокой технике пилотирования, летчику удалось привести свою «крылатую машину» на аэродром и совершить посадку.

21 июля при очередной штурмовке группе заместителя командира авиаэскадрильи штурмана 95-го гвардейского штурмового авиаполка Кривоноса пришлось действовать над целью в сложных условиях сплошного дождя. Тем не менее, в этом полете замком авиаэскадрильи лично уничтожил один танк, вывел из строя три полевых орудия и взорвал склад с боеприпасами, за что был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Почетного звания Герой Советского Союза отважный летчик, гвардии старший лейтенант Кривонос был удостоен за совершенные 132 боевых вылета с июня 1943 года по март 1945 года: 36 из них – на разведку вражеских позиций, 96 – на штурмовку и бомбардировку техники и живой силы противника. Это бои на Белгородском направлении, за освобождение Донбасса, Запорожья, Никополя, Николаева, Одессы, Тирасполя, Владимиро-Волынска, Рава-Русской, Сандомира. Штурмовал Берлин в апреле 1945 года.

Алексей Леонтьевич Кривонос.
Алексей Леонтьевич Кривонос.

Командир 5-й гвардейской штурмовой авиационной Запорожской Краснознаменной ордена Суворова дивизии гвардии полковник Коломейцев в ходатайстве о присвоении высшей правительственной награды Алексею Леонтьевичу составил следующую характеристику: «Тов. Кривонос начал свою боевую деятельность рядовым летчиком и вырос до заместителя командира авиаэскадрильи. Молодой растущий командир. Повседневно помогает командиру эскадрильи в организации боевой и учебно-боевой работы. С летным составом, перед каждым вылетом на боевое задание, тщательно отрабатывает все штурманские вопросы. Имеет богатый боевой опыт, правильно его обобщает и передает молодому летному составу.

Техника пилотирования и штурманская подготовка отличные. На выполнение боевых заданий летает всегда ведущим групп; в бою показывает образцы нанесения ударов по врагу, проявляя при этом мужество и героизм».

В наградном листе, свидетельствующем о присвоении звания Героя Советского Союза, подробно описано подавляющее большинство боев и героических эпизодов, некоторые из которых дополняют сведения, представленные в наградных листах к двум орденам Красного Знамени и ордену Отечественной войны I степени.

В послевоенное время продолжал службу в ВВС, командовал отдельной корректировочной эскадрильей.

Алексей Леонтьевич с супругой Ольгой Петровной, которая в военный период служила в его полку укладчицей парашютов, и сыном Анатолием.
Алексей Леонтьевич с супругой Ольгой Петровной, которая в военный период служила в его полку укладчицей парашютов, и сыном Анатолием.

В 1952 году Алексей Леонтьевич поступил в Военно-воздушную академию в Монино, но защитить диплом не успел. В возрасте 33 лет его жизнь оборвалась в результате авиакатастрофы. 8 сентября 1955 года в ходе выполнения полета на малых высотах при испытании самолета нового типа в районе станицы Глубокой Ростовской области, экипаж, возглавляемый Кривоносом, потерпел крушение. Похоронен Герой Советского Союза в поселке Монино Московской области.

Автор статьи - научный сотрудник музея "Самбекские высоты" Юлия СТЕПАНЕЦ.