Иисус Христос стоит в центре библейского повествования. Ветхий Завет готовит к Его приходу. Евангелия рассказывают о Его приходе. А затем остальные новозаветные книги объясняют значение Его прихода и провозглашают, что Он придет снова.
Поэтому не должно удивлять, что, когда в своем первом послании апостол Иоанн захотел уверить своих читателей в надежности их веры, он подчеркнул, что они имеют «спасение через Сына». Главу 2 он начинает так:
«Дети мои! Это пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом — Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши. но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:1, 2).
«Иисус Христос, Праведник» — вот наша надежда на спасение!
В этом уроке мы проследим, что Иоанн говорит о том, кто такой Иисус. Потом мы попробуем ответить на вопрос, что Он сделал. И, наконец, мы рассмотрим, чего Он ожидает от нас.
КТО ТАКОЙ ИИСУС?
Истина об Иисусе: описания Иисуса в 1 Иоанна
По словам Иоанна, Иисус — это…
1. «Что было от начала» (1 Ин. 1:1-3).
2. «Слово жизни» (1 Ин. 1:1; см. Ин. 1:1, 14).
3. «Вечная жизнь» (1 Ин. 1:2; см. Ин. 1:4; 14:6).
4. «Иисус» — в смысле «спасение» (1 Ин. 1:3, 7; см. Мф. 1:21, 25).
5. «Христос» — то есть «помазанник» (1 Ин. 1:3; 2:22; 5:1). В 1 Иоанна имя «Христос» включает в себя идею божественности Иисуса.
6. Сын Бога, Сын Отца (1 Ин. 1:3, 7; 2:22, 23; 4:9, 14, 15; 5:9). Быть Божьим Сыном означает иметь Божью природу (см. Ин. 10:32-38 и 2 Ин. 3, 4, 9).
7. «Праведник» (1 Ин. 2:1; 3:7; см. Евр. 4:15).
8. «Ходатай» (1 Ин. 2:1).
9. Умилостивление за наши грехи (1 Ин. 2:2; 4:10).
10. «Спаситель» (1 Ин. 4:14).
Лжеучение об Иисусе
Иоанн не только характеризует Иисуса подобным образом, но и предостерегает своих читателей от лжеучения о природе Иисуса. Его предупреждения о лжеучителях составляют одну из тем, появляющихся в послании. Во второй половине главы 2 он пишет:
«Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё. Я написал вам не потому, что вы не знаете истины, но потому, что вы знаете её, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. Итак, что вы слышали от начала, то да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вам об обольщающих вас. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое это помазание учит вас всему и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Итак, дети, пребывайте в Нём, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. Если вы знаете, что Он Праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рождён от Него» (1 Ин. 2:18-29).
Об этих же лжеучителях Иоанн говорит и в 1 Ин. 4:1-3:
«Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божьего (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, — от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире».
Кто были эти учителя и чему они учили? Иоанн называет их «лжецами» и «антихристами», то есть противниками Христа. Он говорит, что они «вышли от нас» (1 Ин. 2:18, 19; 2 Ин. 1:7); иными словами, это были христиане-отступники. Вдобавок, из того, чему они учили, можно предположить, что они исповедовали раннюю форму гностицизма, ереси II века.
Слово «гностицизм» происходит от греческого слова гносис, означающего «знание». Гностики утверждали, что обладают особым знанием, которого нет у других. Существовало много разных форм гностицизма, но все гностики имели одну общую черту: они верили в то, что дух — это добро, а все материальное, включая плоть, — зло. Отсюда и их вера в то, что Бог, который есть Дух и абсолютное добро, не мог по-настоящему прийти и обитать в физическом человеческом теле. Следовательно, утверждали они, Бог не мог быть плотью!
Кто же тогда был Иисус? Для гностика существовало два возможных ответа. (1) Иисус в действительности не был плотью; Он лишь представлялся, казался плотью. Человек с подобными взглядами мог верить, что на земле Иисус был чем-то вроде голограммы — трехмерной картинкой. Он мог думать, что если бы он попытался дотронуться рукой до Иисуса, то рука прошла бы сквозь Него. (2) Другой возможный ответ — что Иисус был просто человеком, но в какой-то момент — возможно, когда Он крестился — пришел Христос, чтобы обитать в Нем. Таким образом, во время Своего служения Иисус был человеком, в котором обитал Христос. (Еретик Керинф учил этой доктрине во II веке). Однако перед смертью Иисуса Христос оставил Его, и потому тот Иисус, который умер, был всецело человеком. Согласно такому воззрению, между Иисусом и Христом нужно сделать четкое различие: Иисус — это просто человек, а Христос — божествен и совсем не человек.
Оба эти взгляда и опровергает Иоанн. Он утверждает, что Иисус Христос был одной личностью на земле, что Он пришел во плоти и был Сыном Божьим! Более того, Иоанн настаивает, что если мы не уверуем в то, что Иисус был Христом — то есть что Он был божественным, что Божество явилось во плоти, — то не сможем спастись!
Свидетели истинной природы Иисуса
Почему нам следует верить в Иисуса? В других местах 1 Иоанна говорится, что мы можем знать, что Иисус Христос на самом деле был тем, кем Себя позиционировал, потому что есть свидетели Его божественности. Кто были эти свидетели?
(1) Апостолы. Иоанн говорит о том, что апостолы слышали, видели и к чему прикасались. Они знали, что Иисус был истинно Бог и истинно человек. Иоанн говорит:
«Ибо жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам эту вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1:2).
(2) Дух, вода и кровь. В 1 Ин. 5:6-8 (мы приводим перевод РБО, так как в Синод. пер. в стихах 7 и 8 добавлены слова, которые не были включены в более поздние манускрипты и, практически наверняка, отсутствуют в исходной рукописи, сделанной рукой самого Иоанна) мы читаем:
«Вот Тот, кто пришёл посредством воды и крови. Это Иисус Христос, Он пришёл не только с водой, но с водой и с кровью. И свидетель этому — Дух, потому что Дух — это истина. Ведь есть три свидетеля: Дух, вода и кровь; и все три свидетеля свидетельствуют об одном и том же».
Эти три свидетеля, говорит, Иоанн, свидетельствуют «об одном». «Вода» указывает на крещение Иисуса. «Кровь» говорит о смерти Иисуса и может указывать на Его воскресение. «Дух» — это Святой Дух, который характеризуется как «истина». Он не может лгать. Во время крещения Иисуса Бог свидетельствовал, что Иисус — Его Сын. В момент, когда умер Иисус, произошло несколько чудес: померкло солнце, потряслась земля и разорвалась храмовая завеса. А затем еще было воскресение. Позже Святой Дух вдохновил апостолов на проповедь евангелия, и они возвестили, что Иисус был Христом. Кроме того, каждый крестившийся получал Святого Духа в дар (Деян. 2:38; 5:32). Его присутствие в новообращенном христианине свидетельствовало о том, что этот человек был спасен, а значит и о том, что заявления Иисуса о Себе были истинными. Таким образом, все эти три свидетеля свидетельствуют об одном: что Иисус был Сыном Божьим и Богом.
(3) Бог. Свидетелем божественности Иисуса является Сам Бог. Иоанн пишет:
«Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём. Верующий в Сына Божьего имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём. Свидетельство это состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и это жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божьего) имеет жизнь; не имеющий Сына Божьего не имеет жизни» (1 Ин. 5:9-12).
Бог всячески свидетельствовал о том, что Иисус Его Сын. Как минимум, дважды Он говорил с небес (Мф. 3:17; 17:5), заявляя, что Он Его Сын. Бог дал Иисусу силу совершать чудеса в доказательство того, что Он Сын Божий (Евр. 2:4; Ин. 20:30, 31). Через Христа и Его апостолов Он открыл, что Иисус — единственный путь к вечной жизни. В вышеприведенном отрывке Иоанн подчеркивает, что верующий имеет Божье свидетельство «в себе самом» — то есть его спасение через Иисуса, Сына Божьего, является свидетельством божественности Иисуса.
Следствия того, что Иисус был Богом
Иисус — Бог, но что это означает для нас? Для нас это означает абсолютно то же самое, что и для людей в I веке, а именно: чтобы иметь спасение, мы должны почитать Иисуса Христом, Сыном Божьим!
Для членов церкви это заявление может не звучать так уж революционно. Однако в I веке оно было революционным. Никто, кроме Иисуса, никогда не заявлял о таком. Ни у кого не было учеников, которые утверждали бы то, что утверждали ученики Иисуса. Они говорили, что все люди в мире, если не уверуют в Иисуса и не повинуются евангелию, погибнут!
Если эти свидетели были правы и если Иисус был Богом во плоти, то это истинно и сегодня! Не меньше 70 процентов людей в мире сегодня не являются христианами ни в каком смысле этого слова. Если сегодня на земле живет восемь миллиардов людей и если из них шесть миллиардов — взрослые, способные отвечать за свои поступки люди, это означает, что более четырех миллиардов — погибшие люди, так как они не верят, что Иисус — Христос, Сын Божий, и не повиновались евангелию!
Возьмем теперь таких, которые в том или ином смысле считают себя христианами. Многие из них думают, что Иисус был великим человеком, «благим» человеком или превосходным учителем. Они предпочитают следовать за ним, чем за кем-то еще, но отвергают ту идею, что другие навечно погибнут, если не уверуют в Иисуса. В церквах христианского мира — в самом широком смысле этого слова — многие проповедуют учение, что хорошо быть христианином, но ничего нет плохого и в том, чтобы быть членом какой-нибудь другой религиозной системы взглядов — или даже атеистом, — если данный человек порядочен и живет согласно тому, во что верит!
Вера в Христа — это не просто один из многих возможных вариантов. Если человек хочет спастись, Иисус Христос — единственный вариант, который предлагает Бог. Как жизнь на этой планете была бы невозможной без солнца, так и вечная жизнь с Богом невозможна без Сына!
ЧТО СДЕЛАЛ И ДЕЛАЕТ ИИСУС?
Попробуем ответить на следующий вопрос: «Что сделал Иисус для нас и для человечества?» Фактически, нужно задать два вопроса: «Что Иисус сделал?» и «Что Он делает?»
Что Иисус сделал?
Как минимум, шесть раз в 1 Иоанна нам говорится, что Бог послал Своего Сына или что Иисус пришел, чтобы стать Спасителем мира. Например, в 1 Ин. 2:2 мы читаем, что «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Стих 16 в 1 Ин. 3 — образец другого подобного высказывания в книге: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев». В других отрывках мы узнаём, что «Он явился для того, чтобы взять грехи наши» (1 Ин. 3:5), что Он явился, «чтобы разрушить дела дьявола» (1 Ин. 3:8), что «Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4:9) и что Бог «послал Сына Спасителем мира» (1 Ин. 4:14).
Что Иисус делает
Блага, дарованные Иисусом, не только в прошлом — в Его приходе на землю и смерти на кресте ради нашего спасения. Они и в настоящем. Иисус и сегодня делает что-то для Своих учеников! Что именно?
(1) Его кровь очищает нас. Христиане имеют заверение, что «если [мы постоянно] ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7). Смерть Христа служит умилостивлением за наши грехи — не только когда мы становимся христианами, но и когда мы грешим, уже будучи христианами. Как результат, мы очищаемся от своих грехов и получаем прощение.
(2) Он действует как наш Ходатай, Посредник между нами и Отцом. Иоанн пишет: «Дети мои! Это пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом — Иисуса Христа, Праведника» (1 Ин. 2:1). Это как если бы нас судили в небесном суде, а Иисус стоял бы рядом с нами и говорил Отцу в нашу защиту что-то вроде: «Отец, Я знаю, что этот брат [или сестра] согрешил, но еще Я знаю, поскольку был человеком, как трудно удержаться от греха. Он сожалеет о своем грехе. Пожалуйста, прости его. Я отдал Себя, чтобы заплатить за его грех». Когда нас защищает Иисус, мы можем быть уверены, что выиграем процесс и будем прощены!
(3) Он — наша уверенность в вечной жизни. Иоанн пишет: «Свидетельство это состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и это жизнь в Сыне Его» (1 Ин. 5:11). Иоанн часто именует Иисуса жизнью вечной. Принадлежа Ему, мы разделяем с Ним эту жизнь. Мы имеем ее уже теперь в том смысле, что мы участвуем в жизни Христа; вечная жизнь — это качество жизни, известной христианам. Однако то, что мы имеем сейчас, — всего лишь предвкушение того, что мы будем иметь в вечности. Когда-нибудь качество вечной жизни станет количеством — мерой неизмеримого, — безграничной, бесконечной жизни в вечности. Соединение с Христом теперь дает нам уверенность, что мы будем соединены с Ним и всю вечность.
На спасение можно смотреть так: мы были спасены, когда стали христианами; мы спасаемся, получая прощение, когда, будучи христианами, грешим; и мы спасемся после Судного дня, когда получим свою награду в вечности. В каждом случае спасение приходит через Сына — через Иисуса Христа, Сына Божьего. Он умер, чтобы спасти нас в начале, Его кровь постоянно очищает нас, и благодаря Ему мы будем жить вечно.
ЧЕГО ИИСУС ТРЕБУЕТ?
Теперь ответим на третий вопрос: «Чего Иисус требует от нас, людей, для которых Он так много сделал?» Большая часть главы 2 отвечает именно на этот вопрос. Давайте прочитаем 1 Ин. 2:3-17:
«А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «Я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из этого узнаём, что мы в Нём. Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал. Возлюбленные! Пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нём и в вас: потому что тьма проходит, и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идёт, потому что тьма ослепила ему глаза. Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, — не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».
Что можно сказать, основываясь на этих стихах, о Божьих требованиях к тем, кто спасен Его кровью? Прямо указаны или выражены косвенно четыре требования:
(1) Иоанн косвенно указывает на то, что нам нужно держаться истины, которую мы приняли, когда стали христианами (2:12-14). В этих стихах он обращается к трем группам христиан, называя их «дети», «отцы» и «отроки». Данный отрывок звучит, почти как вставка, потому что кажется, будто он не имеет ничего общего ни с предыдущим, ни с последующим текстом. Чтобы понять его, нужно постараться увидеть, что Иоанн хочет вместить в эти обращения всех христиан. Он хочет, чтобы они помнили, кто такой Иисус и что Он сделал для них. Он пишет: «прощены вам грехи»; «вы познали Сущего от начала»; «вы победили лукавого»; «вы познали Отца»; «вы сильны, и слово Божие пребывает в вас». Лжеучителя заявляли, что только они знают некую особую истину, необходимую для спасения, и старались убедить этих верующих, что их христианской веры недостаточно. Иоанн хочет, чтобы они знали, что это не так! Все, во что им нужно верить и в чем наставлять, они уже познали.
(2) Иоанн говорит, что мы должны соблюдать заповеди (2:3-6). Вот его слова: "Кто говорит: «Я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины" (1 Ин. 2:4). И наоборот: «кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из этого узнаём, что мы в Нём» (1 Ин. 2:5; см. ст. 6). Какие заповеди мы должны соблюдать? Все! Как может человек искренне называть себя последователем Христа, если при этом он выбирает, какие заповеди он будет соблюдать, а какие — нет? Разве правильно, когда христианин, например, говорит: «Я буду делать добро своему ближнему, потому что этого хочет от меня Христос, но я не буду посещать церковные богослужения и не буду жертвовать церкви, хоть Господь и заповедал это»? Нет, конечно!
(3) Иоанн говорит, что мы должны любить братьев (1 Ин. 2:7-11). Из всех заповедей, которые Бог дал нам, Иоанн, несомненно, ближе всего принял в сердцу заповедь «любите друг друга». Он указывает, что эта заповедь не нова. Заповедь любить включает в себя все другие повеления, и эти христиане были наставлены в ней «от начала». Однако, когда Христос давал эту заповедь Своим ученикам, Он назвал ее «новой» (Ин. 13:34, 35). Иоанн добавляет, что если мы заявляем, что ходим в свете, а брата ненавидим, то мы грешим, то есть ходим во тьме. Поэтому на то, что Иисус сделал для нас, мы должны отвечать любовью к своим братьям и сестрам.
(4) Иоанн говорит, что мы не должны любить мир (1 Ин. 2:15-17). Конечно, не любить мы должны не физический мир, в котором живем, и не людей, которые населяют этот мир, а греховные мысли и дела, которые есть в мире, — «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую». Если в нашей жизни преобладают похоть и гордость, то мы не сможем любить Отца.
К своему наставлению не любить того, что в мире, а любить Бога, Иоанн добавляет стимул: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:17). Если мы удовлетворим все свои похоти, даже если мы будем иметь все на свете, чего только душе угодно, что мы оставим, когда этот мир уйдет в небытие? Какая выгода будет нам от всех наших приобретений, когда мы умрем и покинем этот мир? Однако «исполняющий волю Божию пребывает вовек». Мы не должны любить мир, а должны любить Бога и исполнять Его волю. И тогда мы будем жить с Ним вечно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иисус — Сын Божий и Бог, сделавшийся плотью. Бог послал Его стать Спасителем мира. Когда мы становимся христианами, Он спасает нас от наших грехов; Он продолжает спасать нас, когда мы, будучи христианами, грешим; и Он спасет нас в вечности, ибо в Нем «жизнь вечная». Однако тем, кого Он спас, Он предъявляет определенные требования. (1) Мы должны держаться истин, которые приняли. (2) Мы должны исполнять Его заповеди. (3) Мы должны любить друг друга. (4) Мы не должны любить мир и то, что в мире.
Представьте, что вы опоздали на автобус или поезд. Сразу это может страшно расстроить вас — но через несколько минут придет другой автобус или поезд и довезет вас туда, куда вы собирались попасть. Но если вы хотите попасть на небеса, вам нельзя опаздывать, нельзя упустить возможность повиноваться Христу. Вы не можете сказать: «Будет еще другой способ попасть на небеса». Христос — единственный Спаситель (Деян. 4:12). Он, в сущности, сказал: «Я [единственный] путь, и [единственная] истина, и [единственная] жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Если вы упустите Христа, то упустите и небеса!