Я никогда не верил в сказки про низкую ликвидность наших автомобилей. Мне всегда казалось, что любую машину с ладьей на решетке радиатора можно продать за пару дней, если не задирать цену. Ведь запчасти есть в каждом хлебном ларьке, починить можно в поле на коленке, да и полный привод у нас в стране всегда в почете. Именно с такими мыслями я выставил на продажу свою Niva Travel, которой едва исполнился год. Пробег на одометре был детский, всего пятнадцать тысяч километров.
Состояние идеальное, ни царапины, запах нового пластика еще не выветрился окончательно. Я рассчитывал, что телефон раскалится от звонков, а покупатели устроят аукцион у капота. Но реальность ударила меня по голове тяжелым мешком. Объявление провисело три месяца, а я в итоге потерял двести тысяч рублей чистыми деньгами, не считая затрат на допы и обслуживание.
История эта началась с банального желания купить новый автомобиль с полным приводом. Цены на иномарки улетели в стратосферу, китайские кроссоверы тогда еще вызывали опасение, да и полный привод там чаще всего для галочки. А мне нужна была честная машина для поездок на дачу и вылазок на природу. Niva Travel казалась идеальным вариантом. Внешне она выглядит уже вполне сносно, особенно в черном цвете с литыми дисками.
Внутри, конечно, привет из девяностых, но я был готов с этим мириться ради запаха новой машины и гарантии завода. Я отдал дилеру почти полтора миллиона рублей с учетом антикоррозийной обработки, ковриков, защиты картера и сигнализации. Тогда мне казалось, что я сделал выгодное вложение, ведь машины только дорожают.
Первые звоночки разочарования зазвенели уже через пару месяцев эксплуатации. Я знал, что мотор у Нивы слабый, но не думал, что настолько. Эти 80 несчастных лошадиных сил просто не способны адекватно тянуть тяжелый внедорожник. Любой обгон на трассе превращается в смертельный аттракцион, где ты молишься всем автомобильным богам, чтобы успеть завершить маневр. В городе ты постоянно выкручиваешь двигатель в звон, чтобы просто держаться в потоке с таксистами на Солярисах. Расход топлива при такой езде улетает за 13-14 литров, и это летом. Зимой с прогревами бортовой компьютер показывает цифры, от которых хочется плакать.
Комфорт в этой машине - понятие весьма условное. Вой раздатки никуда не делся, он просто стал чуть тише и перешел в другую тональность по сравнению со старой Нивой. Вибрации на рычагах присутствуют, а кондиционер работает так шумно, что его слышно на улице. Но добило меня не это. За год владения "новой" машиной я посещал сервис чаще, чем мой сосед на пятнадцатилетнем Мерседесе.
То потечет расширительный бачок, который лопается по шву с завидной регулярностью. То заглючит электрика и перестанут работать стеклоподъемники. То появятся непонятные стуки в подвеске. Дилер каждый раз разводил руками и говорил, что это конструктивная особенность или менял запчасть на такую же бракованную, которая выходила из строя через тысячу километров.
Спустя год я понял, что устал. Устал бороться с машиной, устал от отсутствия динамики и вечного шума. Я решил продать Ниву и купить пусть простой, но комфортный седан на автомате. Я открыл сайты объявлений, посмотрел цены и выставил свою ласточку за 1 миллион 300 тысяч рублей. Справедливая цена, думал я, ведь новая сейчас стоит дороже, а у меня уже есть музыка, коврики и зимняя резина в подарок. И тут началась тишина.
Первую неделю мне не звонил вообще никто. Я проверял телефон, думал, может связь не ловит. Но нет, тишина была зловещей. Потом начали звонить перекупы и автосалоны. Они предлагали забрать машину за миллион, а то и за 900 тысяч. Я вежливо посылал их и ждал реального покупателя. Но реальные покупатели на Niva Travel, как оказалось, вымерли как класс.
За месяц приехало смотреть машину всего два человека. Один был пенсионер, который долго ходил вокруг, цокал языком, а потом сказал, что за эти деньги лучше купит два старых УАЗа и будет их чинить. Второй был молодой парень, который искал машину для отца, но прокатившись, честно сказал, что батя такой "комфорт" не оценит и лучше они поищут живой Дастер.
Оказывается, на вторичном рынке годовалая Нива попадает в очень неприятную ценовую вилку. У людей, которые готовы отдать 1.2 - 1.3 миллиона рублей, есть огромный выбор. За эти деньги можно найти отличный Renault Duster года 2017-2018, который будет надежнее, быстрее и комфортнее. Можно купить свежую Гранту на автомате (когда они были) или Весту. Можно даже посмотреть в сторону китайцев с пробегом. Человек с миллионом в кармане хочет комфорта, а не борьбы с рычагами. А те, кому нужна именно Нива для грязи, ищут варианты за 300-500 тысяч, которые не жалко царапать об ветки. Годовалая Нива Travel оказалась никому не нужна: для богатых она слишком убогая, а для бедных - слишком дорогая.
В итоге мне пришлось снижать цену. Я падал по 50 тысяч каждую неделю, сердце обливалось кровью, но звонков больше не становилось. Реальный покупатель нашелся только когда цена опустилась до 1 миллиона 100 тысяч рублей. Это был мужик из области, которому нужна была машина именно с небольшим пробегом, так как он сам чинить ничего не умеет. Мы ударили по рукам, и я отдал ему ключи с чувством огромного облегчения, смешанного с горечью потери.
Давайте посчитаем. Купил я машину за 1.3 млн (это еще по старым ценам, плюс допы), вложил в нее около 50 тысяч (резина, ковры, мелочи). Продал за 1.1 млн. Итого за один год владения и 15 тысяч пробега я потерял чистыми 250 тысяч рублей. Это не считая бензина, страховки и процентов по кредиту, который я закрывал досрочно. Стоимость одного километра пробега на этой "бюджетной" машине вышла золотой.
Ликвидность Niva Travel - это миф. Это машина, которую вы покупаете навсегда, потому что продать ее потом за вменяемые деньги очень сложно. Люди, у которых есть деньги на свежий внедорожник, предпочитают б/у иномарки. Они понимают, что лучше поменять форсунки на дизельном Дастере, чем каждую неделю менять бачки и датчики на новой Ниве. А те, кто фанатеет от Нивы, покупают старые трехдверки за копейки и строят из них монстров бездорожья.
Теперь я смотрю на владельцев новых Niva Travel с сочувствием. Они еще не знают, что их ждет при продаже. Они думают, что вложили деньги в актив, а на самом деле купили неликвид, который будет тянуть деньги на обслуживание, а потом разочарует при попытке от него избавиться. Если вам нужен внедорожник для души - берите старую Ниву. Если нужна машина на каждый день - берите Гранту или копите на китайца. Но не связывайтесь с новой Нивой, если не готовы потерять на ней четверть стоимости за первый же год.
А у вас был опыт продажи свежих отечественных автомобилей? Легко ли они уходят или тоже приходится демпинговать, чтобы избавиться от "легендарного качества"? Пишите в комментариях, обсудим.