Доброго времени суток, дорогие друзья!
Давно не писал об интересных книгах. Сегодня не будет книжных подборок или серий — расскажу об одной книге. Не знаю, куда её отнести, да и в целом она не вписывается в мои основные интересы. Тем не менее книга показалась мне чрезвычайно интересной.
Книга называется просто: «Воспоминания» Юрия Алексеевича Бахрушина.
Узнал я о ней совершенно случайно, когда готовил экскурсию по Кожевнической улице в Москве. Планировал рассказать о XVII веке, но жизнь, как всегда, внесла свои коррективы. Невозможно рассказывать о московских кожевниках и не упомянуть купеческое семейство Бахрушиных.
Бахрушины — купеческая семья, в начале XIX века переехавшая из Зарайска в Москву. После нескольких переездов они поселились в московском районе Кожевники, где построили свои главные заводы. Отец Юрия Алексеевича, Алексей Александрович, стал основателем и первым директором Театрального музея. Бахрушиных называли «королями благотворителей» Москвы за их огромный вклад в строительство больниц, школ и поддержку учебных заведений. Благодаря им появились Бахрушинская больница в Сокольниках и приют на Алексеевской.
Интересно, что после революции многие Бахрушины не эмигрировали, а нашли применение своим способностям при новой власти. Сергей Владимирович Бахрушин получил Сталинскую премию за работы по истории. Автор «Воспоминаний» Юрий Алексеевич Бахрушин стал известным советским историком балета. Его учебник по истории балета до сих пор можно найти в продаже.
О чём же книга?
Воспоминания охватывают период с переезда Бахрушиных в Москву до начала Первой мировой войны. Юрий Алексеевич рассказывает о своих юношеских годах, приводит сведения по истории семей Бахрушиных и Носовых (купеческая фамилия его матери), описывает историю знакомства родителей и уклад жизни семейства.
В книге множество интересных фактов о повседневной жизни разных людей — от крестьян, с которыми семья жила по соседству в деревне, до представителей династии Романовых. Всё написано простым и приятным языком. Некоторые вещи актуальны до сих пор, другие вызывают улыбку.
После прочтения остаётся ощущение лёгкой светлой грусти и вера в лучшее. Настоятельно рекомендую эту книгу всем для поднятия настроения.
Ну и не могу не процитировать несколько фрагментов:
«Когда гостей бывало мало, то В. В. Постников, любивший поспать после обеда, удалялся в дальнюю комнату и располагался на диване. Я обычно находил его и всячески надоедал и мешал отдохнуть. Ища спасения, он вскоре выдумал остроумную тактику — идя спать, он приглашал меня с собой, уверяя, что будет играть со мной в новую игру. Уложив меня на соседний диван, он объяснял правила игры — выигрывает тот, кто первый заснет. Владимир Васильевич играл наверняка, без малейшего риска, но и я вначале часто попадался на эту удочку, и через час, полтора нас обоих приходилось усиленно будить к чаю».
О знакомстве с режиссером малого театра А. М. Кондратьевым:
«Знакомство состоялось — через несколько дней А. М. приехал к отцу в его холостую половину в доме деда. Он долго и внимательно рассматривал собранное отцом и в конце визита сказал: — Знаете ли вы, что большое дело затеяли, серьезное, смотрите — теперь уж его не бросайте! Кстати, почему вы не собираете автографов актеров, писем? — Да потому что мне неоткуда их достать — этот товар в лавочке не купишь. — Верно! Ну, я вам пришлю в подарок. Кондратьев сдержал свое слово и вскоре прислал отцу объемистый пакет с разными записками актеров. — Все дрянь разная, — рассказывал впоследствии мне отец, — записки пустяшные, которые актеры писали Кондратьеву как режиссеру: «На спектакле быть не могу, потому что живот болит» и тому подобное, но какие имена! Федотова, Никулина, Самарин, Ленский — для меня это был клад!»
Про обучение Бахрушиных в гимназии. Алексей Петрович Бахрушин известный московский коллекционер в будущем :
«Отцу с братом многое в гимназии прощалось со стороны товарищей, так как их двоюродный брат Алексей Петрович был общепризнанной грозой заведения. Обладая большой физической силой и независимым характером, он держал в терроре половину учеников и преподавателей. В виде меры взыскания к нему часто применялся карцер. Сие ученическое узилище помещалось наверху на хорах. Однажды Ал. Петрович, будучи водворен туда для внушения, от нечего делать вскрыл стоявший там шкаф с учебными пособиями и обнаружил в нем человеческий скелет на подставке с колесиками. Дождавшись большой перемены, он неожиданно сбросил с хоров вниз злополучный человеческий костяк. Волею случая скелет упал прямо на колесики и покатился по залу, размахивая костяными руками и лязгая челюстью. Среди учителей и учеников произошла паника и давка. За этот проступок Ал. Петр, хотели исключить из гимназии, и лишь с большим трудом удалось замять дело».
О несовпадении мнений:
«После сладких tete-a-tete-ов особенно тягостна и бесконечна казалась дорога в далекое Замоскворечье. Везла обычная одиночка с бессменным Ильей, кучером на козлах. Отцу хотелось говорить, изливаться, а никого не было, кроме старого Ильи. Однажды отец заговорил с ним на волнующую его тему: — Илья, ну что, видел мою невесту? — Видел, Алексей Александрович! — Ну, как, хороша? — Хороша-то хороша, да только при ваших капиталах можно было бы выбрать пофундаментальнее».
Ну если вы думаете, что везде написано в лёгком стиле, то нет, вот вам признание в любви к Петербургу:
«Дорогой, несравненный, родной Петербург, видел я тебя во всем блеске твоей пусть призрачной, но ослепительной славы и дивился твоей красе. Видел я тебя грозным городом восстаний и тревог, буйным, суровым, непримиримым, и трепетно следил за лихорадочным биением твоего пульса. Знал я тебя и разнузданным, заплеванным, заваленным окурками и шелухой от подсолнухов и поражался перемене в твоем лице. С тобой вместе я больно переживал годы твоего унижения, когда все отвернулись от тебя, когда ты был заброшен и покинут, как надоевшая любовница, когда сквозь торец Невского весело пробивалась травка и хозяйка на Литейном звала через улицу загулявшую козу. Присутствовал я при твоем возрождении, когда ты, словно сказочный феникс из пепла, взлетел городом Ленина — очагом культуры, мысли, науки. С какой жаждой тогда припадал я устами к твоим неиссякаемым живительным источникам знаний! Благоговейно слушал я рассказы о времени, когда пришедший иноземный хам надвинул на твое прекрасное чело терновый венец мученичества, когда ты, город-герой, проявлял чудеса мужества и силы воли. Я был уверен в тебе и знал, что твой великий подвиг — залог твоей грядущей небывалой славы. И во всех твоих видоизменениях ты был мне равно мил и дорог, и свою первую юношескую любовь к тебе я свято сохраню и унесу с собой в могилу!»
За сим закончим, ибо интересных моментов в книге много, кому будет интересно обязательно книгу прочитает. Найти её можно на озоне в разных изданиях, ну или где-нибудь на просторах мировой сети.