Посмотрел сериал «Замаячный». Впечатление эстетически своеобразное.
"Замаячный" - экранизация детектива "Ничейная земля" Ильи Бушмина. И это здорово, потому как мысли героев о жизни я слушал тремя ушами, да-да, без иронии.
Но что с сюжетом делали трое сценаристов не совсем понятно, – вялотекущее повествование они нам обеспечили. Зато в это мглистое варево Режиссёр Андрей Либенсон ("Аксентьев", "Агеев", "Ночной режим") не мудрствуя лукаво, вставил сцены, которые должны повергнуть нас в шок и душевный трепет, а вместо этого повергают нас к мысли, что вместо 8 серий хватило бы одной.
Сейчас вспоминаю сцены, и почему-то не гроза лесов Маньяк всплывает в памяти, а как раз тот самый лесок, где хочется поискать грибы, да и за ягодами рвануть, да и на рыбалку на заре. а в дом вернуться и картошечки нажарить. А ведь 8 серий я ждал, как путем дедукций-индукций следователь Катя (Татьяна Чердынцева), утерев шальную слезу и взяв на дело несгибаемого опера Сергея (Алексей Бардуков) маньяка вычислит и изловит. Ан нет, не это вспоминается, а лесок с грибочками и картошечкой на сковородке.
Смотрел вроде детектив, а вроде мелодраму. И главные герои мне понравились. Татьяна Чердынцева – своими переживаниями, а Алексей Бардуков – упорством.
Отчего ж так заплутал я , товарищи?
Две временные линии 1990 и 2001 сменяют друг друга, как две сменщицы на фабрике. Это вам не лихо закрученные флэшбэки из «Остаться в живых», где каждая деталь — ключ. Здесь зритель становится ясновидящим, и уже со второй серии понимает, откуда ветер дует, и начинает томиться в ожидании, когда же герои, наконец, догонят его прозрение.
Герои как это сейчас модно, должны быть психологически травмированными – так и есть, оба травмированы с самого начала фильма. Помните Кэрри-Энн Мосс в «Веронике Марс»? Так вот, наша Катя — ее дальняя родственница, которая вместо нормальной подготовки получила направление в отдел, где сама должна бегать по лесам и принести на блюдечке здоровым мужикам-операм живого маньяка.
Для этого у нашей Кати есть классический набор показателей профнепригодности: хрупкое здоровье, маленький рост, потери близких, провалы в памяти, загадки от психотерапевта, не особо жесткая логика, и слезы по поводу и без повода.
Да что я все о грустном, да о грустном?
Бесконечными флэшбэками создатели так старались передать атмосферу упадка, что, кажется, сэкономили на осветительных приборах. Получилась не то чтобы хтонь, а ее бутафорская версия: ты вроде бы понимаешь, что должен погрузиться в мрак, но вместо этого замечаешь, как ночью в доме почему-то ярко светит солнце. Это либо гениальная метафора белых ночей в Замаячном, либо банальный ляп монтажера. Вам судить.
Что действительно завораживает — это работа местных правоохранителей. Если в «Секретных материалах» Малдер и Скалли летали на все дела с фонариками и пистолетами, то наши герои расследуют зверские убийства в одиночку, хлопнув перед домом дверью авто и вооружившись кожаной папкой для документов. Саспенс зашкаливает: папка "следака" против "шмайсера" и "финки" "уркогана".
«Замаячный» — это идеальный сериал для тех, кто посмотрел когда-то «Следствие ведут знатоки», где так и хочется сказать героям: "Да хватит "придуриваться", смотрите, какие душевные ночи, обещающие зори и милые пейзажи, пойдем на рыбалку!"