Найти в Дзене
Запертая История

Немецкая сталь в Петербурге

Фото из открытых источников В Санкт-Петербурге применение немецких стальных балок немецкого сортамента (двутавров, швеллеров и рельсов по DIN-стандартам) стало важным этапом индустриализации архитектуры. Это произошло в первой половине XIX века, когда город активно переходил от деревянных и чугунных конструкций к профильному стальному прокату. Первые немецкие железные рельсы и балки импортировали в Петербург в начале 1820-х годов для промышленных и инженерных объектов. Одним из пионеров стал перекрытие верфи на Галерном острове (начало 1830-х гг.), где использовали импортный профильный прокат из Германии. Немецкие рельсы применяли как балки из-за точной геометрии и прочности — отечественная металлургия (Путиловский завод) ещё не производила унифицированный сортамент. В это время Петербург закупал до 70% металла в Европе: заводы Krupp и Thyssen поставляли двутавры и полосовой прокат для мостов и складов. К 1840-м гг. рельсы из Германии легли в перекрытия первых многоэтажных зданий, в
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В Санкт-Петербурге применение немецких стальных балок немецкого сортамента (двутавров, швеллеров и рельсов по DIN-стандартам) стало важным этапом индустриализации архитектуры. Это произошло в первой половине XIX века, когда город активно переходил от деревянных и чугунных конструкций к профильному стальному прокату.

Первые немецкие железные рельсы и балки импортировали в Петербург в начале 1820-х годов для промышленных и инженерных объектов. Одним из пионеров стал перекрытие верфи на Галерном острове (начало 1830-х гг.), где использовали импортный профильный прокат из Германии. Немецкие рельсы применяли как балки из-за точной геометрии и прочности — отечественная металлургия (Путиловский завод) ещё не производила унифицированный сортамент. В это время Петербург закупал до 70% металла в Европе: заводы Krupp и Thyssen поставляли двутавры и полосовой прокат для мостов и складов. К 1840-м гг. рельсы из Германии легли в перекрытия первых многоэтажных зданий, включая фабрики и манежи.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Расцвет же в жилом строительстве произошел в промежутке 1870–1890-е годов Широкое внедрение в доходных домах началось после 1870-х годов с развитием металлургии и отмены крепостного права. Стальные балки немецкого сортамента позволяли строить 5–7-этажные дома с большими пролетами (8–12 м) без опор, экономя пространство под двор-колодцы и парадные.

Фото из открытых источников. Дом Лидваля Каменноостровский проспект 1-3а/Малая посадская улица 5/Кронверкский проспект 15
Фото из открытых источников. Дом Лидваля Каменноостровский проспект 1-3а/Малая посадская улица 5/Кронверкский проспект 15

Ключевыми факторами успеха стали:

· Импорт через Балтику: Петербург — главный порт, 30–40% металла шло из Германии дешевле российских аналогов.

· Стандарты DIN: Точные размеры (IPE, HEA) упрощали расчёты по европейским нормам, принятым в России.

· Прочность: Выдерживали нагрузки 500–800 кг/м², повышая пожаробезопасность и долговечность.

С 1890 года произошло массовое использование в модерне для эркеров и высоких потолков. Особенно стальные балки в своих проектах активно использовали Лидваль и Бенуа.

Дом трех Бенуа  Каменноостровский проспект, дом № 26—28 фото ателье Карла Буллы
Дом трех Бенуа Каменноостровский проспект, дом № 26—28 фото ателье Карла Буллы

Немецкие балки революционизировали застройку: от сводчатых перекрытий перешли к балочной системе, что дало высоту потолков 4–5 м и открытые пространства. К 1914 г. они доминировали в капитальном строительстве, пока Первая мировая не прервала импорт. Сегодня эти конструкции находят при реконструкциях — маркировки "GERMAN" или DIN на балках подтверждают историю. Это наследие немецкой инженерии в русском камне, сохраненное до наших дней.