Не далее, как вчера, прислали мне новость о том, что хотят снимать комедию про СВО. Я, на самом деле, был в шоке. И сейчас я попробую объяснить, почему.
Знаете, когда-то, лет двадцать назад, я начал слушать такой коллектив – «Голубые береты». Я про них знал и раньше, знакомые десантники у меня были, так что песни их, мне, в общем нравятся и сейчас. И вот, на кассета (а на тот момент у меня был только кассетный плеер!), была такая песня, «Кино» называется. Не думаю, что все её знают, но там поётся о том, как начали все, кому не лень, писать книги и снимать фильмы про Афганистан. Проблема только в том, что в этих произведениях не было ни слова правды, так как никто из этих "авторов" там не был. И припев такой –
«Побольше крови, побольше слёз, а по спине что бил мороз! Да ордена лихих парней, и крупным планом – матерей!».
Кстати, как мне кажется, бондарчуковская «9 рота», очень хорошо отражает эту песню – капелька правды, размазанная ровным слоем по мегатоннам лжи. И вот то, что хотят снимать – будет снято, я уверен, по тем же канонам…
Нет, я согласен, что освещать в культуре, это дело надо. Кстати, пока я был там – два раза, как я не раз писал, я слышал песни, что сочиняли и пели те, кто был «на передке». Думаю, что про «333», все знают, не так ли? Текст простой, слова сами в память ложатся, я не раз потом её напевал «на автомате». Да и другие вещи я там тоже слышал. Был фильм про добровольца, я про него писал. Не самый хороший, но смотрибельный, как минимум. То есть – что-то снимают, что-то, что даже порой можно смотреть. Но – комедию? Серьёзно?
Знаете, я подписал контракт в 2023-м году. Да, я думал, что меня отправят сначала на подготовку, так как я не служил «срочку», и все мои навыки и умения были следствием работы (я «айтишник широкого профиля») и увлечений. То есть, например, я немало знал о «птичках» и немало летал, хоть и на симуляторе. Кстати, уже там я пробовал «летать» на «птичках», и у меня получалось. Но меня отправили к ремонтникам техники, приписав к взводу связи. И вся моя служба, в том числе и поездки «за ленту» были связаны с моей основной профессией – с обслуживанием компьютерной техники, которой, сами понимаете, в армии хватает.
Если говорить о случаях, над которыми можно посмеяться – о, они у меня были. Недавно только с товарищем разговаривали, я ему рассказал пару вещей – нам было смешно. Но, смешно было потому, что он знает меня, знает, как я реагировал на те или иные вещи, и может понять, как это выглядело на тот момент.
Да, я могу рассказать, как ещё до поездки «за ленту», я был в Омске – была командировка туда, в одну часть. На самом деле, меня туда отправили по ошибке, делать мне там было нечего, но суть не в этом. Я привёз с собой «книжку» (ультрабук) и честно сдал её на входе в часть, вместе с телефоном. На следующий день мы со старшим группы (старший прапорщик, который знал меня по Кунгуру), должны были выйти в город, он – искать тех, кто не явился в часть, я – помогать ему, а потом, посидеть в KFC (как он тогда назывался), чтобы спокойно поработать в месте с бесплатным интернетом. Я получил на контроле обратно ноутбук и телефон, но нас не выпустили. Сдать я их – не сдал и честно вернулся в казарму. В тот день я техникой не пользовался, на следующий нас выпустили, и я поработал – написал несколько статей, и вернулся обратно в казарму. Не буду рассказывать, как я уснул в автобусе, проехал (очень сильно проехал!) мимо своей остановки, и как искал нужное мне место в незнакомом городе. Не знаю, насколько это было смешно – потому что я спустя полчаса, нашёл остановку и прибыл обратно в часть. Я расскажу, как спустя три недели, у меня на контроле при входе в часть изъяли бук. Просто я подвешивал сумку с ним под бушлатом – и её заметили. Я отдал её, но сказал, что через четверть часа, мне её вернут. Человек не поверил. Я пришёл в часть, прошёл к дежурному по части и рассказал ему, что и как. Глаза у него стали большого размера, после чего майор спросил – «А что ты вообще забыл в армии?». Я рассказал, как попал в батальон. Показал, что я пишу. Человек посмотрел на своём телефоне. Удивился. Позвонил на КПП, приказал вернуть мне «книжку». Я сходил и забрал её. Всё. Это смешно? Сейчас, для меня и тех, кто меня знает – да. Я это рассказывал нашему начальнику штаба – он был в курсе, что я с «буком» ездил. Вместе посмеялись. А будет ли это смешно тем, кто про меня не знает ничего? Не думаю.
Или что – снимут комедию уровня «Крепкого орешка»? Знаете, этот фильм был бы уместен в 1941-м (я про «Крепкий орешек» сейчас), так как он показал бы, что немцев бить можно, что в них нет ничего такого, сверхъявственного, что смекалка, везение и всё остальное помогут победить. Но – про СВО надо снимать такое кино? Серьёзно? Почему-то мне вот кажется, что ситуация совершенно другая. Или какая ещё может быть комедия? Показать глупыми наших солдат? Простите, а это не дискредитация ли армии будет? Или что?
На самом деле, можно снять фильм о том, как люди, неподготовленные к военной жизни, попадают на СВО, как-то преодолевают себя, побеждают своих внутренних демонов, меняются, как внешне, так и внутренне, меняют своё мировоззрение и всё такое прочее. Только вот, это не будет комедия. Это будет «военная драма». И да, такое кино снять было бы неплохо. Только вот, не снимут его – потому что «показывать ужасы войны» - нельзя. Это дурным тоном считается. Вон, показали «Солнцепёк». Я его смотрел. Уверен, что многие тут, на канале, тоже его смотрели. А кто смотрел из тех, кто смотрит такие «фильмы», как «Небриллиантовая рука», или тому подобные «шедевры»? Или, может, его смотрел кто-то, кто пойдёт после НГ на новый «Аватар»? Вот что-то подсказывает мне, что никто из них не смотрел. Да и не показывают такие фильмы в кино, знаете ли…
Так что, я могу сказать, что кино про СВО, конечно, снять надо. Нормальное кино. Без глумления и тому подобных «бугагашечек». Серьёзный фильм, про нормальных людей. Да, там могут быть моменты с юмором – опять же, я мог бы рассказать, как у нас один офицер после общения со мной чуть заикаться не начал – потому что, оказалось, что я в оружии лучше него разбираюсь. Потом наш НШ просто попросил того офицера перестать – потому что ему надоело слушать, как он тупит. А тот офицер всего-то спросил меня про «Корд». Он командовал сводной ротой, и оказалось, что я «Корд» знаю лучше него. Напомню, что я – просто «айтишник широкого профиля»… Но, опять же – такие моменты могут быть. Потому что юмор на войне может быть. Порой шуткой разрядить обстановку, или что-то подобное. Только вот, комедия тут не получится. И если её снимут… это будет очень и очень плохо, как для страны, так и для армии, так и для тех, кто сейчас там… Но, в самом деле, когда это волновало «кинотворцов», да?