Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью.
Полюдье – это сбор дани со славянских и финно-угорских племён князьями и их дружиной, практиковавшийся в IX-XII веках. Одним из самых ранних упоминаний полюдья является запись византийского императора Константина Багрянородного в его трактате «Об управлении империей»: «Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия… Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав». Помимо этого существует заметка арабского географа конца IX – начала X века Ибн Русте: «Царь ежегодно объезжает их [славян]. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или рабыни в год». Стоит отметить, что одно из значений термина «платье» в то время – это «подношение», «подарок».
Говоря о полюдье как изначальном способе сбора дани, современные исследователи выделяют два его варианта: “большое полюдье” и “малое полюдье”. “Большое” охватывало все окраинные земли, подчиненные киевскому князю (со времен самых первых князей – Олега и Игоря Старого). Тогда как «малое полюдье» охватывало лишь территорию «Внутренней Руси» или «княжеского домена Рюриковичей» (Среднее Поднепровье).
О том, как именно проходило полюдье, у ученых есть две основные версии: князь сам в течение всего осенне-зимнего периода разъезжал по различным городам и весям, или же он путешествовал только по «столицам» различных племенных княжений, куда уже загодя свозилась дань. Насколько мирно происходил сбор дани, исследователи также не пришли к общему мнению, скорее всего, “добровольность” выплат была весьма условна, ведь князя сопровождала дружина. В. М. Чибинев полагает, что в вопросах обложения подданных первые русские князья вели себя как завоеватели. Они собирали дань-полюдье с подвластных им территорий, периодически объезжая их или посылая туда своих наместников-«посадников», старших «мужей» – дружинников.
О сборе дани силой нередко упоминают летописи. Так, под 1187 г. в Новгородской летописи сказано: «В то же время избиени быша печерские данники и югрьские в Печере, а другии за Волоком». Под 1071 г. летопись упоминает о Яне Вышатиче, ходившем с дружиной в Белозерский край для сбора дани на Святослава. Отдельно стоит упомянуть самый известный трагический случай, связанный с полюдьем, а именно смерть князя Игоря. По “Повести временных лет” князь Игорь в 945 году произвольно повысил величину дани с древлян после жалоб своих дружинников, и хотя древляне заплатили больше, этого Игорю показалось мало, и он вернулся за данью повторно. После этого древляне во главе со своим князем Малом решили убить Игоря: “Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит”.
После подавления древлянского восстания жена Игоря – княгиня Ольга – провела податную реформу, обозначив размер дани (уроки), которую стали собирать уже не в племенных центрах, а в специальных опорных пунктах – погостах. Тем не менее полюдье как форма эксплуатации княжеских домениальных земель сохранилось и после реформы Ольги. Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году, к правлению Всеволода Большое Гнездо во Владимиро-Суздальском княжестве.
По мнению части исследователей, с конца XII – начала XIII в. полюдье трансформировалось в систему кормлений. Правила сбора кормлений обговаривались с высшей знатью, а условия могли меняться по целому ряду причин (народные волнения, нашествия иноземных завоевателей, неурожаи и т. д.). Заниматься этим могли князь, соратники князя и авторитетные дружинники. Практически до XVI века в качестве налога использовались продукты, выращенные простыми горожанами. Позднее произошел переход к денежной уплате такого налога, а натуральное содержание постепенно отошло на второй план.
Источники:
Стуколова Л. С., Ямщикова С. Л., Олейник Р. Р. СИСТЕМА КОРМЛЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ //Аграрное и земельное право. – 2024. – №. 10 (238). – С. 39-41.
Фогель А. С., Воронков С. М. Погосты и «Империя Рюриковичей» в период становления государственности (IX–начало XI вв.) //Клио. – 2025. – №. 10 (226). – С. 101-106.
Валеров А. В. Становление денежно-кредитных отношений в Древней Руси //Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2007. – №. 4. – С. 111-118.
Руденко В. В. Зарождение налогового законодательства в Древней Руси //Общество и право. – 2007. – №. 4 (18). – С. 48-51.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D1%8C%D0%B5