Тема: «Осенний лес из листьев» (техника «Штампинг»)
Класс:2 класс, коррекционная школа (2 вариант обучения)
Время:35-40 минут
Цель:Создание коллективной или индивидуальной работы в технике штампинга с использованием природных форм (листьев) для передачи образа осени.
Коррекционно-развивающие задачи:
· Образовательные: Познакомить с техникой «штампинг» (печать). Учить создавать композицию из отпечатков.
· Коррекционные:
· Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации: работа с кистью, нанесение краски на лист, прижимание.
· Развитие тактильного восприятия: ощупывание реальных листьев, их фактуры, прожилок.
· Развитие сенсорных эталонов: закрепление знаний осенних цветов (красный, желтый, оранжевый, коричневый, зеленый).
· Развитие пространственных представлений: «верх», «низ», «рядом», «по всей бумаге».
· Развитие внимания и последовательности действий: выполнение этапов работы по образцу и инструкции.
· Воспитательные: Воспитывать интерес к природе и совместному творчеству, аккуратность при работе с красками.
Принципы: Наглядность, пошаговость, опора на практическое действие, создание ситуации успеха.
Оборудование и материалы:
1. Для учителя: Готовый яркий образец (большой лист бумаги с отпечатками). Презентация или крупные картинки «Осенний лес». Музыкальный ряд (спокойная осенняя мелодия, например, Вивальди «Осень»).
2. Для детей (на каждого):
· Бумага: плотная альбомная А4 или тонированная (голубая, бежевая – как фон).
· Натуральные осенние листья разной формы (кленовые, дубовые, березовые) – по 2-3 шт. на ребенка. Важно: Листья должны быть свежесобранными или, если засушенные, то крупными и гибкими.
· Гуашь осенних цветов в мисочках (желтая, красная, оранжевая, зеленая). Можно добавить коричневую.
· Широкие кисти (№8-10) или поролоновые тампоны/губки.
· Баночка с водой, салфетка бумажная (для промакивания листа и рук).
· Клеёнка или газета на стол.
· Фартуки и нарукавники.
Ход урока:
1. Организационный момент. Создание настроения (3 мин)
· Дети сидят за столами, покрытыми клеёнкой. Звучит спокойная осенняя музыка.
· Учитель: «Здравствуйте, юные художники! Сегодня мы с вами отправимся в волшебный осенний лес. Закройте на секунду глазки и представьте: вы идете по лесу, под ногами шуршит разноцветный ковер из листьев. Какого они цвета? (Желтые, красные…) Открывайте глазки. Мы будем создавать свой осенний лес, но не из листьев, а с помощью листьев!»
2. Введение в тему. «В гости к Осени» (5 мин)
· Тактильное и зрительное обследование.
· Учитель раздает каждому ребенку по 1-2 натуральных листа.
· «Возьмите листочек в руки. Какой он на ощупь? (Гладкий, шершавый, с прожилками). Понюхайте его. Как пахнет осень? Покажите его форму. Давайте обведем пальчиком по краю».
· На экране/плакате – фотографии осенней листвы.
· Постановка проблемы: «А как мы можем «поймать» и сохранить красоту этого листочка на бумаге? Его можно обвести, нарисовать… А можно сделать волшебный отпечаток!»
3. Показ и объяснение техники «Штампинг» (5 мин)
· Учитель показывает все действия на большом листе у мольберта, медленно и четко проговаривая:
1. «Выбираем лист» (кладем его прожилками вверх на клеенку).
2. «Разглаживаем» его ладошкой.
3. «Красим» (широкой кистью или губкой наносим густую гуашь на сторону с прожилками. Акцент: «Красим хорошо, чтобы все прожилочки стали цветными»).
4. «Печатаем» (аккуратно берем лист за черенок, переворачиваем окрашенной стороной вниз, кладем на чистый лист бумаги. Сверху накрываем салфеткой и крепко прижимаем ладошкой, можно прокатать кулачком).
5. «Снимаем» (берем за черенок и осторожно снимаем – на бумаге остается волшебный отпечаток!).
· Демонстрация 2-3 отпечатков разными цветами.
4. Практическая работа. «Создаём осенний лес» (15 мин)
· Этап 1. Подготовка. Дети надевают фартуки. Учитель еще раз устно повторяет алгоритм: 1. Красим. 2. Печатаем. 3. Прижимаем. 4. Снимаем.
· Этап 2. Работа под руководством. Учитель дает команды, передвигаясь от ребенка к ребенку, помогая физически направлять действия (удержать лист, нажать ладошкой). Важно: Первый отпечаток дети делают синхронно с учителем.
· «Возьмите кисточку, обмакните в желтую краску… Намазываем листик… Переворачиваем… Кладем на бумагу… Накрываем салфеткой и прижимаем своей теплой ладошкой! Раз-два! Снимаем. Ура! Посмотрите, какое чудо!»
· Этап 3. Самостоятельное творчество.
· «А теперь давайте заполним весь лист волшебными листочками! Можно взять другой листок, другой цвет. Печатайте их рядом, сверху, внизу, чтобы получился пестрый ковер».
5. Физкультминутка «Листопад» (3 мин)
· Проводится, когда дети закончили основной этап печати.
· «А теперь представим, что мы сами – осенние листочки! Встали из-за столов».
· «Дует легкий ветерок» – плавные покачивания руками вверх.
· «Ветер усилился» – покружиться на месте.
· «Листочки летят и падают на землю» – медленно присесть на корточки.
· «Лежим на земле» – сесть на пол, обхватить колени.
6. Завершение работы. Оформление и рефлексия (5 мин)
· Работы выкладываются на просушку на общий стол или прикрепляются к доске.
· Итоговая беседа:
· «Посмотрите, какая яркая осенняя полянка у нас получилась! Это наша общая картина "Осенний лес"».
Прием «Солнышко-тучка»: «Если вам понравилось работать и вы довольны своей работой – поднимите желтый листик (или улыбнитесь солнышку). Если было трудно – покажите коричневый листик».
· Уборка рабочего места (совместно с детьми).
7. Прощание (1 мин)
· Похвала: «Вы сегодня были настоящими волшебниками-художниками! Осень будет вами гордиться. Урок окончен».
Важные коррекционные примечания:
1. Индивидуализация:
· Для детей со значительными нарушениями моторики можно использовать поролоновые тампоны вместо кисти (их легче удерживать).
· Можно взять руку ребенка в свою и вместе нанести краску, сделать отпечаток.
· Для гиперактивных детей ограничить палитру 2-3 цветами.
2. Альтернативные материалы: Если нет натуральных листьев, отличные штампы получаются из нарезанного болгарского перца (дает форму кленового листа), моркови или из картофеля (взрослый вырезает форму листа).
3. Акцент на тактильности: Обязательный этап – ощупывание листа. Это не только знакомство с формой, но и мощный сенсорный стимул.
4. Антистресс: Техника штампинга сама по себе успокаивает (ритмичные прижимания). Если у ребенка что-то не получилось (смазался отпечаток), можно сказать: «А это листик, который кружился в воздухе! Он тоже красивый!» или просто закрасить это место и сделать новый отпечаток поверх.
5. Связь с другими дисциплинами: На уроке развития речи потом можно описывать получившуюся картину, подбирать слова (листопад, разноцветный, пестрый, шуршащий).
Этот урок направлен не на идеальный отпечаток, а на радость открытия, сенсорный опыт и положительные эмоции от совместного творчества.