Найти в Дзене
Pro.историю

Воевали с карандашом в руках. За что Кукрыниксы попали в "расстрельный список" фашистов?

Имена советских художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова сегодня больше известны старшему поколению, хотя их произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны, знакомы практически каждому. Это легендарное трио стало знаменитым под псевдонимом Кукрыниксы. Кукрыниксы: Куприянов, Крылов, Соколов. 1933 год Становление знаменитой троицы Порфирий Крылов появился на свет в августе 1902 года в Туле, Николай Соколов - в июле 1903 года в селе Царицыно, которое ныне является одним из районов Москвы, а Михаил Куприянов родился в октябре того же года в Казани. Судьба объединила этих троих в начале 1920-х годов, когда они обучались в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Изначально Куприянов и Крылов начали сотрудничать вдвоём, создавая материалы для стенгазеты ВХУТЕМАСа под псевдонимом Крыкуп или Кукры. В 1924 году к дуэту примкнул Николай Соколов, добавив к псевдониму свое "никс", что окончательно укрепило коллектив. Объединившись, группа занял
Оглавление

Имена советских художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова сегодня больше известны старшему поколению, хотя их произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны, знакомы практически каждому. Это легендарное трио стало знаменитым под псевдонимом Кукрыниксы.

Кукрыниксы: Куприянов, Крылов, Соколов. 1933 год
Кукрыниксы: Куприянов, Крылов, Соколов. 1933 год

Становление знаменитой троицы

Порфирий Крылов появился на свет в августе 1902 года в Туле, Николай Соколов - в июле 1903 года в селе Царицыно, которое ныне является одним из районов Москвы, а Михаил Куприянов родился в октябре того же года в Казани. Судьба объединила этих троих в начале 1920-х годов, когда они обучались в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Изначально Куприянов и Крылов начали сотрудничать вдвоём, создавая материалы для стенгазеты ВХУТЕМАСа под псевдонимом Крыкуп или Кукры. В 1924 году к дуэту примкнул Николай Соколов, добавив к псевдониму свое "никс", что окончательно укрепило коллектив.

Объединившись, группа занялась созданием иллюстраций для небольших книг молодых советских авторов. Знаковым событием для Кукрыниксов стал 1931 год. До этого момента они были известны преимущественно благодаря карикатурам на литературные темы, но тогда произошло знакомство с Максимом Горьким. Писатель предложил художникам проиллюстрировать его роман "Жизнь Клима Самгина". Работа над проектом настолько впечатлила Горького, что спустя год, при его поддержке и с его участием, состоялась первая выставка творений Кукрыниксов. Он лично написал статью для каталога выставки и дал художникам совет обратить внимание на более актуальные и острые проблемы.

-2

С середины 1930-х годов коллектив начал сотрудничество с газетой "Правда", главным общественно-политическим изданием страны. Именно тогда появились их первые карикатуры на тему фашизма и нацизма. Эти остроумные, саркастические работы получили широкую популярность, регулярно публикуясь практически ежедневно. Однако ситуация изменилась после подписания Договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 году (пакт Молотова - Риббентропа), антинемецкая пропаганда оказалась под запретом, вынуждая Кукрыниксов временно переключиться на другие темы. Когда началась война, коллеги говорили, что теперь работы им точно хватит.

Воевали с карандашом в руках

Когда началась Великая Отечественная война, легендарное трио Кукрыниксы активно включилось в работу над созданием "Окон ТАСС", агитационных плакатов, которые стали мощным инструментом поддержания морального духа советских граждан. Уже на третий день после вторжения гитлеровской Германии художники выпустили один из самых знаковых своих плакатов под названием "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!". На зарисовке советский солдат сражается с Гитлером, который, прорываясь через Пакт о ненападении, сталкивается с непреклонным штыком.

Работали они дружно, за одним столом, объединяя усилия для создания ярких карикатур. Николай Соколов вспоминал атмосферу тех дней, отмечая, как стол был смешанным полем творчества: бумага, краски, фотографии нацистских лидеров и их жертв - все это служило материалом для усиления сатирического подтекста их работ. Поэтическое сопровождение к плакатам мастерски создавал Самуил Маршак.

Советские граждане впоследствии называли Кукрыниксов "снайперами искусства" за умение метко высвечивать слабости врага. Особенно значимыми оказались их карикатуры на Гитлера, где он предстаёт в совершенно нелицеприятных образах. Например, после поражения немцев под Москвой фюрер представлен как "унтер-офицерская вдова", а после катастрофы под Сталинградом - как страдалица, лишившаяся множества дивизий. В годы войны Кукрыниксы создали около тысячи карикатур, ежедневно добавляя новые работы.

Их творческий подход оказался настолько язвительным и унизительным для верхушки нацистов, что художники вскоре попали в так называемые "расстрельные списки" личных врагов режима. Наряду с известным диктором Юрием Левитаном в этом списке значились и три мастера сатиры. Однако это не помешало их работе, в 1942 году трио впервые удостоилось Сталинской премии, а в течение последующих девяти лет она была вручена им еще четыре раза.

Кукрыниксы доказали, что искусство может стать мощным оружием против агрессии и страха, преобразуя тяжёлую реальность войны в элементы борьбы, надежды и единства народов.

-3

Художники в годы войны помогали фронту не только мотивационными плакатами. Писатель Борис Полевой вспоминал, что они сумму, накопленную вместе, направили на покупку танка Т-34, который назвали "Беспощадный". На броне они изобразили убегающего Гитлера. Связь с экипажем танка художники поддерживали на протяжении всей войны, помогая в ремонте машины. В 1945 году "Беспощадный" почти достиг Берлина, но был подбит в одном из завершающих сражений Великой Отечественной войны.

Помимо сатирических рисунков, Кукрыниксы создавали и живописные произведения. Среди них были такие работы, как "Таня", посвящённая подвигу советской партизанки, и "Бегство немецко-фашистских захватчиков из Новгорода".

В освобождённый от оккупантов Новгород художники прибыли в 1944 году. Именно тогда они начали работу над масштабной картиной, изображающей пострадавший, но несломленный город после изгнания врага. Создание полотна заняло два года. Центральным элементом картины стал Софийский собор - символ твёрдости и несокрушимости новгородцев. На переднем плане художники изобразили фрагменты разрушенного памятника "Тысячелетие России".

По воспоминаниям художников, при въезде в Новгородский Кремль их встретило ужасающие зрелище, огромные чёрные фигуры словно лежали в снегу. Это были части памятника, который фашисты распилили для отправки в Германию. Позже монумент был восстановлен на своём прежнем месте.

Нюрнбергский процесс

Накануне своей поездки в Германию знаменитая тройка художников удостоилась званий полковников. Это было необычно, ведь никто из них не служил в армии, а участие в боях и вовсе обошло их стороной. Но такие высокие титулы значительно усилили их авторитет в глазах окружающих и позволили принимать участие в одном из самых символичных событий того времени - судебных заседаниях над нацистскими преступниками.

"Бегство немецко-фашистских захватчиков из Новгорода". Кукрыниксы. 1944-1946 гг.
"Бегство немецко-фашистских захватчиков из Новгорода". Кукрыниксы. 1944-1946 гг.

Во время Нюрнбергского процесса Герман Геринг, главный фигурант этих заседаний, узнал, что в зале присутствуют те самые художники, которые прославились своими карикатурами на нацистов. По словам Николая Соколова, Геринг сразу попытался отвернуться и прикрыть лицо руками, чтобы не дать им возможности запечатлеть его образ.

Соколов позже вспоминал этот момент, описывая, как прочитал в взгляде Геринга бессильную злобу и ненависть. Серовато-мутные глаза обвиняемого расширились, а поджатые губы стали выделяться ещё сильнее, напоминая ему некое лягушачье выражение. Это ведь был один из тех художников, которых Геринг ненавидел до глубины души, людей, которых ему так и не удалось уничтожить.

Работа Кукрыниксов в Нюрнберге не прошла бесследно. Они создали целую серию метких карикатур на нацистов, таких как "Последняя цифра", и более позднюю значимую картину "Обвинение", где перед судом крупным планом предстали их жертвы. Эти работы стали историческим вкладом в осмысление тех трагических событий.

Мемориальная доска с портретами Кукрыниксов на доме, где они жили в Москве (улица Земляной Вал, 14/16)
Мемориальная доска с портретами Кукрыниксов на доме, где они жили в Москве (улица Земляной Вал, 14/16)

После окончания войны Кукрыниксы продолжили творить. Их дегенеративное остроумие теперь было направлено на общественно-политическую сатиру, они беспощадно высмеивали пороки капиталистического общества и открыто клеймили США за разжигание войн. Их карикатуры регулярно публиковались в таких известных газетах и журналах, как "Правда" и "Крокодил". В 1965 году эти остросоциальные работы были отмечены Ленинской премией.

Трио также продолжило иллюстрировать книги, оставаясь верными своему стилю на протяжении долгих лет. Их творчество стало важной частью российской художественной сцены.

Все трое прожили долгую и насыщенную жизнь. Порфирий Крылов скончался в 1990 году, Михаил Куприянов ушёл из жизни в 1991-м, а Николай Соколов простился с миром в 2000 году. Эти преданные делу художники были похоронены рядом друг с другом на Новодевичьем кладбище в Москве, увековечив память о своей выдающейся совместной работе.