Найти в Дзене

Миф о варягах

В «Большой российской энциклопедии» варяги: 1. Наименование скандинавских наёмников на Руси и в Византии 2. Собирательное обозначение скандинавских народов в древнерусской письменности. И если с первым утверждением еще можно согласиться, то второе явная выдумка, которая противоречит византийским источникам, где варанги не только скандинавы, но в том числе и кельты. Слово «væringr» появляется в скандинавских сагах в 11 веке и всегда связано с рассказами о службе в Византии. По-гречески оно писалось βάραγγοι, а читалось как варанги. Именно в таком виде оно и стало известно в Скандинавии, что подтверждается появлением этого византийского слова в арабском и латинском языках как warank и varangi. Из чего следует что варанги и варяги два похожих, но разных слова. К тому же в отличие от варангов – наемников в «Повести временных лет» варяги еще и отдельный этнос, живший от берегов Балтийского моря «до пределов Симовых». Такой же народ как шведы, норманны, готы, что исключает какое-либо отноше

В «Большой российской энциклопедии» варяги: 1. Наименование скандинавских наёмников на Руси и в Византии 2. Собирательное обозначение скандинавских народов в древнерусской письменности. И если с первым утверждением еще можно согласиться, то второе явная выдумка, которая противоречит византийским источникам, где варанги не только скандинавы, но в том числе и кельты.

Слово «væringr» появляется в скандинавских сагах в 11 веке и всегда связано с рассказами о службе в Византии. По-гречески оно писалось βάραγγοι, а читалось как варанги. Именно в таком виде оно и стало известно в Скандинавии, что подтверждается появлением этого византийского слова в арабском и латинском языках как warank и varangi. Из чего следует что варанги и варяги два похожих, но разных слова.

К тому же в отличие от варангов – наемников в «Повести временных лет» варяги еще и отдельный этнос, живший от берегов Балтийского моря «до пределов Симовых». Такой же народ как шведы, норманны, готы, что исключает какое-либо отношение их к скандинавам. Но этакое прочтение не устраивало сторонников норманнской версии происхождения Руси, и весь этот текст был объявлен позднейшей вставкой.

Такой же вставкой стали и пояснения летописца, кто такая русь. «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как  другие  называются  шведы,  а  иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти». В оригинале лаврентьевского списка: "идаша за море къ Варѧгомъ к Русı . сице бо сѧ звахуть и . варѧзи суть . ӕко се друзии зъвутсѧ Свое . друзии же Оурмане . Анъглѧне друзıи Гъте ."

Другие упоминания о варягах не сильно мешали сторонникам норманнской версии создавать свой миф. Тем более, что при князе Ярославе варягами летописец называет и нанятых им на службу скандинавских воинов, подтверждением чему служит «Сага об Эймунде». С ее помощью миф, что варягами называли только скандинавов, обрел подтверждение и на сегодня продолжает считаться непререкаемой истиной.

После чего сторонники норманнского версии на основании той же самой якобы поздней вставки «И пошли за море к  варягам, к руси» объявили, что русь это скандинавы. Другой связки, где варяги и русь стоят вместе в «Повести временных лет» просто нет. Кроме разве что фразы: «А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне».

-2
-3