Найти в Дзене
Petr Vokhmintsev

Алёша, закрой учебник: демагогический приём № 1 — объявить знание признаком наивности

Начало Я тут недавно опрос проводил, ознакомиться можно тут: Ну и репрезентативная выборка читателей показала, что про Федяшева помнит только соло-форсер мема про этого самого Федяшева. Но он может и объяснить кто это: Скриншот комментария Ну а поскольку без объяснений Андрея Зверева (см. картинку выше) понимают о чём идёт речь примерно никто из читателей, то пришлось вспоминать школьные навыки по написанию сочинений с характеристиками героев разных произведений. Правда, наша учительница русского языка и литературы очень любила тему поиска смысла жизни у [вставить героя книги по вкусу], но это мне не помешает провести анализ предложенного персонажа в применительно сравнения с ним участников споров о разоблачении лунной аферы. Поехали разбирать чего там нам подсунули Алёша Федяшев в «Формуле любви» – это не просто «романтический юноша». Это собирательный образ человека, который: предпочитает красивую историю скучным фактам; выбирает харизматичного мага вместо сухого врача; верит в «тай
Оглавление

Начало

Я тут недавно опрос проводил, ознакомиться можно тут:

Ну и репрезентативная выборка читателей показала, что про Федяшева помнит только соло-форсер мема про этого самого Федяшева. Но он может и объяснить кто это:

Скриншот комментария
Скриншот комментария

Ну а поскольку без объяснений Андрея Зверева (см. картинку выше) понимают о чём идёт речь примерно никто из читателей, то пришлось вспоминать школьные навыки по написанию сочинений с характеристиками героев разных произведений. Правда, наша учительница русского языка и литературы очень любила тему поиска смысла жизни у [вставить героя книги по вкусу], но это мне не помешает провести анализ предложенного персонажа в применительно сравнения с ним участников споров о разоблачении лунной аферы.

Поехали разбирать чего там нам подсунули

Алёша Федяшев в «Формуле любви» – это не просто «романтический юноша». Это собирательный образ человека, который:

  • предпочитает красивую историю скучным фактам;
  • выбирает харизматичного мага вместо сухого врача;
  • верит в «тайное знание», а не в ремесло, опыт и проверку.

Когда таким именем начинают называть людей, которые в спорах опираются на научные данные, инженерные расчёты, отчёты, телеметрию, фотографии, независимые источники (включая конкурирующие организации) – происходит подмена понятий. Разберём, в чём именно некорректность такого сравнения.

Кадр из фильма "Формула любви"
Кадр из фильма "Формула любви"

1. Во что верит Алёша Федяшев

Федяшев верит:

  • не в физику, а в Калиостро;
  • не в медицину, а в «формулу любви»;
  • не в повторяемый опыт, а в уникальное чудо, которое нельзя воспроизвести и проверить.

Смысл его «веры» в том, что она держится **на впечатлении и желании**, а не на проверяемости. Для него главное – чтобы было красиво и поэзия, а не скучная причинно‑следственная связь.

2. На чём стоит наука и инженерия

Человек, который в споре апеллирует к:

  • общепринятым физическим моделям;
  • инженерным расчётам (масса, тяга, Δv, тепловые балансы);
  • официальным отчётам о пусках, полётных журналам, телеметрии;
  • снимкам и плёнкам с известных источников *и* их независимым копиям;
  • книгам и статьям как участников событий, так и специалистов из других стран и конкурирующих организаций,

делает прямо противоположное:

  • опирается не на единственный красивый рассказ, а на совокупность взаимно проверяемых источников;
  • сверяет теорию с практикой (модель → расчёт → испытание → отчёт → внешняя критика);
  • признаёт свойство науки и техники ошибаться и исправляться (неудачи в и в советской космической программе и в американской, в том числе и с человеческими жертвами).

Это не «вера в НАСА», это доверие к институциональному механизму проверки: когда одно агентство, десятки подрядчиков, наблюдатели из других стран, конкурирующие державы и рецензируемые журналы вынуждены либо сходиться в картине, либо вступать в открытое противоречие.

3. Доверчивость vs доверие к проверяемому знанию

Сравнение людей, которые опираются на проверяемые данные, с Алёшей Федяшевым основано на подмене:

Доверчивость Федяшева = «верю, потому что красиво и хочется»

Доверие к научной/инженерной картине мира = «принимаю как рабочую гипотезу, потому что она:

  • объясняет максимум наблюдений;
  • выдержала независимую проверку;
  • согласуется с расчётами и практикой;
  • опровергает конкурирующие версии на уровне цифр».

В споре о космосе или любой сложной технике говорить человеку: «Ты веришь в отчёты NASA и в учебники – значит, ты как Алёша Федяшев»

примерно то же самое, что сказать врачу: «Ты опираешься на клинические исследования и протоколы – значит, ты наивный романтик, верящий в "официальную медицину"».

Это приём демагогии, но не анализ мышления.

4. Кто в действительности ближе к Федяшеву

Если строго смотреть на тип поведения, то кто ближе к Алёше:

1. Тот, кто:

  • берёт набор независимых источников (NASA, ESA, JAXA, СССР/Роскосмос, астрономические наблюдения, геохимию лунных образцов, рецензируемые статьи);
  • проверяет, не противоречат ли они друг другу;
  • смотрит, какие модели выдерживают численную и эмпирическую проверку, а какие нет?

2. Или тот, кто:

  • выбирает одну эмоционально притягательную версию («всё подделали», «всё сняли в павильоне»);
  • игнорирует неудобные факты (типа наблюдений полётов советскими радиолокационными средствами, анализа лунных камней в других странах, детальных инженерных отчётов);
  • обзывает любую сложную, но воспроизводимую картину мира «официальной сказкой» и охотится за «тайным знанием» из «альтернативных источников»?

По набору признаков (ставка на эффектный нарратив, презрение к «скучным» данным, поиск скрытого чуда/заговора) как раз второй тип гораздо ближе к Алёше Федяшеву, чем первый.

5. Некорректность и бесполезность метафоры

Есть ещё два чисто практических момента.

1. Федяшев как мем не работает

Персонажа и его фамилию помнит узкий круг любителей фильма. Если метафору нужно каждый раз объяснять («Федяшев – это тот юноша, который верил Калиостро…»), то она перестаёт быть полезной: не экономит, а удлиняет мысль.

2. Метафора уводит спор в сторону

Вместо обсуждения фактов, расчётов и моделей начинается разговор «кто здесь наивный романтик». Это перевод технического/научного спора в плоскость психологии и оскорблений, заведомо неконструктивный.

6. Что можно считать корректным подходом

Корректнее всего разводить три уровня:

1. Факты и расчёты

Какие есть данные: документы, телеметрия, фотографии, независимые измерения, публикации конкурентов и т.д. Что следует из баллистики, термодинамики, материаловедения.

2. Качество источников

Как они проверяются: рецензирование, независимое воспроизведение, наличие/отсутствие интересов к фальсификации (особенно у конкурирующих стран и организаций).

3. Интерпретации и риторика

Здесь уже можно говорить о мотивации людей, о когнитивных искажениях, о том, кто и как выбирает свои источники. Но важно не подменять это обсуждение карикатурой в виде «ты как Федяшев».

Вместо вывода

Сравнивать человека, который опирается на проверяемые научные и инженерные данные, с Алёшей Федяшевым — некорректно по двум причинам:

  • по сути: Федяшев — символ доверчивости к чарующему «чуду» вопреки ремеслу и проверяемости, тогда как опора на отчёты, телеметрию и работы конкурентов — это как раз отказ от чудес в пользу проверяемой картины мира;
  • по форме: метафора не проясняет позицию оппонента, а служит ярлыком и подменой аргумента.

Если уж использовать образ Федяшева всерьёз, то честнее спрашивать:

кто в конкретном споре ведёт себя как он — тот, кто держится за скучные цифры и скучный консенсус многих независимых специалистов, или тот, кто ради красивой истории готов эти цифры отвергать?

Да, с пятницей!