Найти в Дзене
Никита Кошкин

Финал концерта И.С.Баха

Дошла очередь и до финальной третьей части концерта И.С.Баха для двух клавесинов с оркестром в моём переложении для дуэта гитар и струнных. Эта была очень вдохновенная и увлекательная работа. При подобном переложении как бы погружаешься в музыку Баха, словно слышишь её изнутри - очень впечатляет. Оригинал концерта написан в до миноре. Вроде как не самая удобная для гитары тональность, но после цикла «24 прелюдии и фуги» прежний трепет перед «неудобными» гитарными тональностями как-то сам собой растворился. И первой идеей было сохранить оригинальный до минор. Но тут есть одно неудобство - а именно басы. Нужно было нижнее «до», которого у гитары нет. В этом смысле был, конечно, желателен перенос тональности на тон вверх для использования перестройки шестой струны в «ре». Тут я засомневался, но мои сомнения развеял сам Иоганн Себастьян Бах. Он много делал переложений, в том числе и собственных сочинений. Концерт для одного клавесина с оркестром есть в авторском переложении для скрипки с

Дошла очередь и до финальной третьей части концерта И.С.Баха для двух клавесинов с оркестром в моём переложении для дуэта гитар и струнных. Эта была очень вдохновенная и увлекательная работа. При подобном переложении как бы погружаешься в музыку Баха, словно слышишь её изнутри - очень впечатляет.

Оригинал концерта написан в до миноре. Вроде как не самая удобная для гитары тональность, но после цикла «24 прелюдии и фуги» прежний трепет перед «неудобными» гитарными тональностями как-то сам собой растворился. И первой идеей было сохранить оригинальный до минор. Но тут есть одно неудобство - а именно басы. Нужно было нижнее «до», которого у гитары нет. В этом смысле был, конечно, желателен перенос тональности на тон вверх для использования перестройки шестой струны в «ре». Тут я засомневался, но мои сомнения развеял сам Иоганн Себастьян Бах. Он много делал переложений, в том числе и собственных сочинений. Концерт для одного клавесина с оркестром есть в авторском переложении для скрипки с оркестром. И там как раз до минор клавесинного исходника был заменён на ре минор для скрипки. Столкнувшись с этим, я перестал сомневаться и изменил тональность. Это несколько удлиннило работу, так как транспонировать пришлось не только партии солистов, но и весь оркестр. Впрочем, с этим я довольно быстро справился. 

Вообще работа очень спорилась. Общение с гениальной музыкой даёт необыкновенно много. Помнится, для преобразования концертного дуэта Мауро Джулиани для скрипки и гитары в двойной концерт, я изучил партитуру седьмой симфонии Бетховена, той самой, в премьере которой участвовал Джулиани, играя в оркестре на виолончели. Партитура Бетховена меня просто поразила, настолько, что я к ней вернулся ещё раз после того, как завершил работу с Джулиани, вернулся, просто, чтобы насытиться гениальной музыкой венского классика. Это мне очень много дало, можно сказать, обогатило моё мышление. Работая с Бахом, я испытал нечто подобное, тоже почувствовал, что даже простое переложение может дать много ценного, обогатить и вдохновить.

Я уже рассказывал о сложностях, отдаливших исполнение этой работы. Мне даже какое-то время казалось, что она вообще не прозвучит никогда, и я очень рад, что концерт Баха в моём переложении вот уже во второй раз звучит со сцены в исполнении таких ярких музыкантов. Выкладываю финальную третью часть. Солисты - Марко Диас Тамайо и Дмитрий Илларионов. Оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», дирижёр - Максим Новиков. 

Если вам нравятся мои публикации, то вы можете поддержать меня любым переводом на карту Сбера, на ваше усмотрение. Номер моей карты - 5469 5900 1236 0478