Пока современные гурманы спорят о веганстве и палеодиете, мало кто задумывается: наши предки знали о пищевых табу куда больше. Причём речь не о модных трендах, а о запретах, которые веками определяли, что попадёт на стол, а что останется за порогом избы.
Галина Кабакова, этнограф-русист из Сорбонны, несколько лет изучала то, о чём русские давно забыли. Её работа вошла в научный сборник 2015 г. и показала: система запретов была сложнейшей. Одно и то же мясо могло быть разрешено псковскому купцу и строго запрещено тверскому пастуху. Всё зависело от региона, профессии, возраста, даже времени года.
Источников запретов было пять. Библейские правила из Ветхого Завета, языческая память о тотемных зверях, практический расчёт (корову выгоднее доить, чем съесть), страх перед заморской едой и местные легенды, где животные участвовали в библейских событиях.
Лошадь
Конину на Руси не ели категорически. Причин хватало: скакун был помощником на пашне, братом по оружию в бою. В былинах Илья Муромец звал своего коня Бурушкой, и это не прозвище домашнего питомца - это имя равного. Крестьянин проводил с лошадью весь световой день во время посева, воин доверял ей жизнь в схватке.
Легенда добавила религиозный смысл. Когда младенец Христос лежал в яслях под соломой, лошадь пыталась его раскопать - спасала. А свинья, наоборот, закапывала глубже. Вот и получилось: лошадь благородна, её есть грех. Свинью можно - она сама виновата.
Медведь
До христианства медведь был мифическим предком многих племён. Его почитали как лесного хозяина, называли иносказательно - "косолапый", "Михайло", потому что настоящее имя произносить боялись. Даже слово "медведь" - это прозвище, значит "поедатель мёда". Как звали зверя изначально, уже никто не помнит.
Есть медвежатину приравнивали к людоедству. Сказки и былины кишели историями про оборотней, превращающихся в косолапых. Снимешь с медведя шкуру - под ней человек. Суеверный крестьянин рисковать не хотел, вдруг родственника съест.
Заяц
Зайчатина вызывала у русских страх и отвращение одновременно. Староверы ссылались на ветхозаветные тексты, относившие ушастого к разряду запретных существ. Жители рязанских селений придумали собственное объяснение: у животного морда напоминает кошку, а лапки устроены почти как у пса.
Главная причина лежала глубже. Заяц числился среди священных существ - предков, от которых пошли славянские роды. Добавлялось народное поверье: лесной дух держит "косых" под особым покровительством. Охотник, убивший зайца, рисковал навлечь гнев хозяина чащи. Последствия могли быть печальными: заблудишься в три сосны, на волков наткнёшься или вовсе пропадёшь без следа.
Говядина
Жители тверских и владимирских уездов питали к коровам особое почтение. Резали бурёнок исключительно при крайней необходимости. Когда приходилось забивать скотину, хозяева сбывали тушу приезжим торговцам, сами же к мясу не прикасались.
Исследователи выдвигают две версии. По первой, корни уходят в языческие времена, когда славяне считали этих животных священными - подобно индийской традиции. По второй, всё объяснялось житейской мудростью: зачем убивать молодого телёнка, если он вырастет и принесёт больше пользы.
Николай Карамзин описал любопытный эпизод в своём многотомном труде. Лжедмитрий I, правивший Москвой в 1605-1606 г., открыто употреблял мясо телят. Народ воспринял это как доказательство его самозванства. В те времена поедание телятины считалось тяжким прегрешением, нарушением древних устоев. Для жителей столицы это стало красноречивым знаком: на троне сидит чужак.
Почему сома называли слугой нечистой силы
Крупную бесчешуйчатую рыбу крестьяне обходили стороной. Прозвище "чёртов конь" говорило само за себя. Библейские тексты допускали к столу только чешуйчатых обитателей рек и озёр, все остальные попадали под запрет. Владимир Даль, собиратель народной мудрости, зафиксировал дополнительную причину отвращения: сом питается падалью, включая останки утопленников.
Угря с налимом рыбаки считали домашними питомцами водяного духа. Поймав такую рыбу, её тут же отправляли обратно в реку - никто не желал гневить хозяина водной стихии. С вьюном связана жуткая легенда.
Будто бы цыган бросил в воду гвозди, которыми распинали Спасителя, и окровавленный металл превратился в извивающуюся рыбёшку. Доказательством служило отсутствие крестообразной косточки в черепе вьюна - мол, Господь не дал ему благословения.
Осетровых причисляли к нечистым из-за отсутствия чешуи. Впрочем, состоятельные люди игнорировали религиозные предписания. Купеческое сословие и помещики с удовольствием лакомились деликатесом, ссылаясь на то, что прямого библейского запрета на стерлядь не существует.
Раки и птицы
Членистоногих обитателей рек народ сторонился. Поскольку раки явно не относились к рыбам, их приравнивали к лягушкам - абсолютно непригодным в пищу. Распространялись слухи о способности чертей принимать раковый облик. Жители нижегородских земель называли их водяными сверчками. Плюс раки поедали мертвечину, что окончательно делало их несъедобными.
Голубь оставался неприкосновенным благодаря христианской символике Святого Духа. Аисты, журавли, жаворонки пользовались народным почитанием. Существовало верование о переселении душ покойных предков в тела пернатых. На южных территориях России соблюдали обычай: спустя сорок дней после кончины родственника выносили угощение птицам - так душа усопшего посещала родной дом.
В северных губерниях петуха оберегали как защитника от потусторонних сил. Его утренний крик разгонял нечисть. Часть староверов отказывалась от курятины, пересказывая апокрифическую историю. Якобы курица разгребала солому в яслях, где прятался младенец Иисус, выдавая его преследователям. Проклятие пало на весь куриный род.
Воробья считали проклятой птицей. В поволжских сёлах бытовало предание: во время распятия воробей скакал рядом с крестом и пищал, сообщая римским палачам о том, что казнённый ещё жив. Страдания Спасителя продлились из-за этих криков. С тех пор воробьёв не только избегали в пище - их старались не подпускать к дому.
Падальщиков вроде ворон, сорок и галок, а также хищных ястребов с соколами записывали в нечистые. Лебедя до XVII столетия подавали на знатных пирах. Потом традиция прервалась. Возможно, вспомнили библейские запреты, а может, охотники просто выбили популяцию.
Есть предположение: поведение лебедей слишком напоминало человеческое - брачные танцы, верность партнёру, забота о потомстве. Девиц сравнивали с лебёдушками, как после этого отправлять птицу в котёл?
Когда картошку считали исчадием ада
Появление заокеанских овощей в XVIII-XIX веках вызвало бурю негодования. Картофель и томаты встретили враждебно, особенно среди приверженцев старой веры. Клубни окрестили "яблоком дьявола", "плевком сатаны", "плодом распутницы". По легенде, нечистый пытался воссоздать райское яблоко, но Всевышний наложил проклятие на творение. Плоды почернели и ушли под землю.
Император Николай I принуждал крестьянство к выращиванию нового продукта. По империи прокатилась волна "картофельных бунтов". Непокорных ссылали на каторжные работы - строить Бобруйскую крепость. Парадокс: когда в 1843 г. насильственное внедрение прекратили, картофель начал завоёвывать популярность сам собой. К исходу XIX столетия под этой культурой было занято полтора миллиона гектаров.
Чай староверы связывали с понятием "отчаяние", видя в напитке бесовское начало. Кофейные зёрна вызывали ещё большее подозрение. В архангельских общинах распространялось мнение о происхождении кофе из чрева Иуды-предателя. Даже табак, хрен и хмель попали под запрет - их считали творениями Сатаны, которые не поклонились Христу.
Табу по расписанию
Некоторые ограничения действовали избирательно. Матери, похоронившие детей, не притрагивались к яблокам до Яблочного спаса 19 августа. В ряде населённых пунктов табу охватывало все ягоды вплоть до Петрова дня (12 июля) или даже до Ильина (2 августа).
Женщинам в положении запрещали двойные желтки, сросшиеся фрукты, орехи - считалось, что это магически привлечёт рождение близнецов. При тогдашнем уровне медицины такая беременность часто заканчивалась трагедией. Им же нельзя было пробовать мёд (младенец заболеет золотухой), рыбу (ребёнок поздно заговорит), хлеб, изгрызенный мышами (дитя родится слепым), поминальную кутью (чадо не вырастет).
Малышей не кормили щукой не только из-за обилия костей. Ходило поверье о ежегодной смене зубов у этой хищницы - мол, старые выпадают, новые вырастают. Боялись, что у ребёнка может остановиться рост зубов. Пастухам воспрещалось разорять птичьи гнёзда и собирать дикие ягоды. Логика понятна: отравишься вдали от жилья - помощи не дождёшься.
Последние следы
Революции, мировые войны, голодные годы, атеистическая пропаганда XX столетия стёрли большую часть древних запретов. Сегодня лишь поминальные обеды хранят отголоски старинных правил. Не случайно этот обряд связан с миром умерших - там традиции живучи.