Найти в Дзене

«Я присутствую на собственных похоронах». Как распался тандем Ильфа и Петрова

Знаменитый тандем писателей Илья Ильфа и Евгения Петрова оставил неизгладимый след в советской литературе. Их перу принадлежат такие культовые романы, как «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», не теряющие своей актуальности и в наше время. Давайте посмотрим, как был устроен их необычный тандем, а заодно посмотрим на Остапа Бендера с совершенно другой стороны «Как братья Гонкур» Создателей знаменитого романа «Двенадцать стульев» Илью Ильфа и Евгения Петрова, несмотря на непохожесть характеров, всегда воспринимали как единое целое. Илья Арнольдович Файнзильберг, он же впоследствии Илья Ильф, был спокойный, часто задумчивый, немногословный. «Это был худой юноша, с большими губами, со смеющимся взглядом, в пенсне, в кепке и, как казалось нам, рыжий», - вспоминал о нем приятель Юрий Олеша. До знакомства с Петровым Ильф уже писал фельетоны и рассказы и изредка печатал их на страницах газеты «Гудок» или журнала «Красный перец» под подписями Иф, И. Фальберг, И.Ф. и А. Немаловажный. Фран
Оглавление

Знаменитый тандем писателей Илья Ильфа и Евгения Петрова оставил неизгладимый след в советской литературе. Их перу принадлежат такие культовые романы, как «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», не теряющие своей актуальности и в наше время.

Давайте посмотрим, как был устроен их необычный тандем, а заодно посмотрим на Остапа Бендера с совершенно другой стороны

«Как братья Гонкур»

Создателей знаменитого романа «Двенадцать стульев» Илью Ильфа и Евгения Петрова, несмотря на непохожесть характеров, всегда воспринимали как единое целое.

Илья Арнольдович Файнзильберг, он же впоследствии Илья Ильф, был спокойный, часто задумчивый, немногословный.

«Это был худой юноша, с большими губами, со смеющимся взглядом, в пенсне, в кепке и, как казалось нам, рыжий», - вспоминал о нем приятель Юрий Олеша.

До знакомства с Петровым Ильф уже писал фельетоны и рассказы и изредка печатал их на страницах газеты «Гудок» или журнала «Красный перец» под подписями Иф, И. Фальберг, И.Ф. и А. Немаловажный.

Французские писатели братья Гонкур. Заложили основы натурализма и импрессионизма во французской литературе
Французские писатели братья Гонкур. Заложили основы натурализма и импрессионизма во французской литературе

Евгений Петрович Катаев, больше известный как Евгений Петров, был моложе Ильфа на шесть лет. Он быстро вливался в любой коллектив благодаря привлекательности, остроумию и энтузиазму. К моменту встречи с Ильфом Петров уже был автором более 50 юмористических рассказов.

Изначально писатели не были друзьями и даже хорошими знакомыми. Они общались очень редкими письмами. Летом 1927 года Ильф и Петров вместе отправились в путешествие по Крыму и Кавказу. Эта поездка помогла им сблизиться духовно, и по возвращении они решили работать вместе.

«В воспоминаниях сливаются два имени: был «Ильфпетров». А они не походили друг на друга. Илья Арнольдович был застенчивым, молчаливым, шутил редко, но зло, и как многие писатели, смешившие миллионы людей — от Гоголя до Зощенко, — был скорее печальным», - вспоминал писатель Илья Эренбург.

Петров, в отличии от Ильфа, был любитель поговорить, часами мог смешить людей и активно выступал на собраниях.

У них часто спрашивали, как они, совершенно разные, пишут вдвоем. Сначала они вдавались в подробности, рассказывали, как иногда спорят и долго дискутируют, а потом отвечали просто: «Как братья Гонкуры. Эдмонд бегает по редакциям, а Жюль стережет рукопись, чтобы не украли знакомые».

Писатель Ильфпетров

Валентин Катаев, брат Евгения и уже признанный автор, в ироничной манере предложил Ильфу и Петрову создать своеобразный творческий союз: он подкидывает им идеи, а они их реализуют. Тема, на основе которой позже появился знаменитый роман «Двенадцать стульев», принадлежит именно Валентину Катаеву.

Валентин Катаев
Валентин Катаев

Ильф и Петров, вдохновившись идеей Катаева, разработали план романа, придумали название. Писали вместе, сообща и в основном по ночам.

«Очень трудно писать вдвоем. Надо думать, Гонкурам было легче. Все-таки они были братья. А мы даже не родственники. И даже не однолетки. И даже различных национальностей: в то время как один русский (загадочная славянская душа), другой еврей (загадочная еврейская душа)», - писали в своей юмористической биографии Ильф и Петров.

Однако через месяц Катаеву представили первые части романа. Тот не увидел необходимости в правках рукописи, и в итоге на обложке издания решили указать только имена Ильфа и Петрова. Так родилось первое совместное произведение знаменитого писательского союза.

Советская сатира, ставшая классикой

Роман «Двенадцать стульев» был написан буквально за пять месяцев и завершен в январе 1928 года. В том же месяце произведение начали публиковать в журнале «Тридцать дней». Роман претерпел изменения: в журнальной версии было 37 глав, тогда как в двух вариантах книжных изданий на несколько глав больше.

Илья Ильф
Илья Ильф

Через пару месяцев в «Вечерней Москве» вышла первая рецензия, где автор написал, что книга утомляет и преследует ощущением пустоты. Нечто подобное вышло и в журнале «Книга и профсоюзы». Затем критика замолчала.

Спустя год в «Литературной газете» появилась статья «Книга, о которой не пишут», где поднималась проблема странного информационного вакуума вокруг «Двенадцати стульев». Издание довольно агрессивно защищало роман и называло произведением одним из лучших в советской сатире. После «Литературной газеты» хвалебная рецензия в адрес авторов романа вышла в «Октябре». Затем к «флешмобу» присоединились журналы «На литературном посту» и «Молодая гвардия».

Роман «Двенадцать стульев» литературоведы считают знаковым в творчестве Ильфа и Петрова. Именно он принес соавторам небывалую популярность. Некоторые критики считали этот роман одним из лучших произведений сатирической литературы. Он в карикатурной форме описывает эпоху, в которой творили Ильф и Петров, но в нем затронуты такие проблемы, которые понятны читателю даже в наши дни.

-5

Писатели брали сюжеты из своей жизни: слесарь, живший рядом с Ильфом, стал Полесовым, Воробьянинов позаимствовал черты дяди Петрова. Герои романа путешествовали по Волге на пароходе, как сам Ильф за два года до выхода произведения.

Авторы романа изначально не планировали делать Остапа Бендера центральным персонажем. Ему отводилась второстепенная роль с конкретной фразой: «Ключ от квартиры, где деньги лежат». Однако Бендер вскоре обрел самостоятельность. Петров вспоминал, что они пытались избавиться от него, но Остап «проникал чуть ли не в каждую главу».

«Двенадцать стульев» стали одним из самых цитируемых произведений русской литературы. Соперничать с ними могут, возможно, только пушкинские тексты или грибоедовское «Горе от ума». «Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?», «Почем опиум для народа?», «Лед тронулся, господа присяжные заседатели», «Командовать парадом буду я», «Сбылись мечты идиота», «На блюдечке с голубой каемочкой» — лишь малая часть реплик, прочно закрепившихся в народной памяти.

Смерть писательского тандема

После «Двенадцати стульев» Ильф и Петров написали множество других произведений — повести «Светлая личность» и «Тысяча и один день», фельетоны, роман «Золотой теленок» и книгу в виде путевых очерков «Одноэтажная Америка». Вместе они творили десять лет.

-6

13 апреля 1937 года Ильфа не стало. Он умер от туберкулеза. В последние дни перед его смертью Петров был рядом с соавтором и другом практически круглосуточно. Когда Ильфа хоронили, Петров сказал: «Я присутствую на собственных похоронах».

Всю оставшуюся жизнь Петров скучал по соавтору. Он по привычке ходил гулять и иногда брал кого-то с собой, но все понимали, что на самом деле мысленно он гуляет и беседует с Ильфом, как они любили это делать при жизни Ильи.

«…бережно сохраненный Ильф иногда вдруг звучал из Петрова своими «Ильфовыми» словами и даже интонациями, которые в то же время были словами и интонациями Петрова. Это слияние было поразительно», - вспоминал Лев Славин.

По его словам, такое можно наблюдать в «Одноэтажной Америке», где двадцать глав написаны Ильфом, двадцать — Петровым и только семь — совместно. Однако отличить перо Ильфа от пера Петрова не мог никто.

Спустя пять лет после смерти Ильфа, 2 июля 1942 года не стало и Евгения Петрова. Во время Великой Отечественной войны он работал корреспондентом на фронте и однажды попросил отправить его в осажденный Севастополь, чтобы написать оттуда репортаж. Петров разбился на самолете, когда возвращался в Москву. С его смертью окончательно исчез писательский союз Ильфа и Петрова.

Ильф и Петров тщательно отбирали темы для сатиры, избегая упоминания наиболее острых вопросов того времени: борьбы с оппозицией, репрессий и коллективизации. Сатира была направлена не на конкретных персонажей, а на пороки всей системы. Так, в «Двенадцати стульях» авторы высмеивают бюрократию, провинциальное чиновничество и алчность людей, готовых предать любые принципы ради денег.

Евгений Петров
Евгений Петров

В романе «Золотой телёнок» сатира переплетается с философскими размышлениями о том, возможна ли вообще независимость в мире, где всё подчиняется государству и политической идеологии. Здесь Остап Бендер не просто аферист, а мечтатель, который хочет «уйти красиво», стать независимым от абсурдного мира, но в итоге сам становится его жертвой.

Одна из ключевых тем в романах Ильфа и Петрова – бессмысленная погоня за деньгами. Их герои мечтают о богатстве, но оно либо ускользает у них из рук, либо оказывается не тем, что они ожидали.

Хотя романы Ильфа и Петрова принято считать сатирическими, на самом деле это глубоко проникающие в суть человеческой натуры произведения. Они заставляют каждого читателя заглянуть внутрь себя и понять, не живет ли в тебе кто-то из персонажей обличающих произведений.

Творчество Ильфа и Петрова стало не просто классикой, а зеркалом, в котором до сих пор можно увидеть нашу современность. Ведь абсурдные законы, бессмысленные запреты, бюрократия, власть денег никуда не исчезли. Писатели показали, что человеческая натура неизменна – всегда будут существовать Остапы Бендеры, которыми правит жажда наживы, и те, кто, стараясь жить достойно и по совести, становится их жертвами.