Работа с ребенком, у которого страдает "послушание" (или, как чаще говорят в психологии, присутствует оппозиционное или вызывающее поведение) — это одна из самых частых причин обращения к детскому психологу.
Ключевая идея: не заставить ребенка слушаться, а понять причину непослушания и научить родителей и ребенка новым, более эффективным способам взаимодействия.
Вот пошаговый план работы психолога:
Этап 1: Диагностика и понимание причин
Непослушание — это симптом, а не болезнь. Задача психолога — найти корень проблемы.
1. Консультация с родителями (без ребенка):
- Сбор информации: В какой ситуации проявляется непослушание? (Только дома, только в школе, везде?). Как давно? Что предшествует приступу непослушания? Что следует после?
- Анализ стиля воспитания: Чрезмерно строгий контроль или, наоборот, вседозволенность? Последовательны ли родители в своих требованиях и запретах?
- Изучение семейной системы: Есть ли братья/сестры? Как складываются отношения? Недавние стрессы в семье (развод, переезд, рождение второго ребенка)?
- Исключение медицинских причин: Важно спросить, проверялся ли ребенок у невролога. Иногда за поведенческими проблемами стоят СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), тревожность, сенсорные нарушения и др.
2. Диагностика ребенка:
- Проективные методики: Рисуночные тесты ("Рисунок семьи", "Несуществующее животное"), игры в песочнице. Это помогает понять, что ребенок переживает, но не может выразить словами: страхи, ревность, гнев, чувство несправедливости.
- Наблюдение в игре: Как ребенок играет? Может ли соблюдать правила? Как реагирует на фрустрацию (если что-то не получается)? Как взаимодействует с родителем во время сессии?
- Беседа: Для детей постарше — доверительная беседа о его интересах, друзьях, школе. Цель — установить контакт и увидеть ситуацию его глазами.
А какие в итоге могут быть возможные причины непослушания? Давайте рассмотрим чуть подробнее:
Борьба за внимание: Ребенку не хватает позитивного внимания, и он получает его любым способом, даже через скандалы.
Самоутверждение: Кризис 3/7 лет или подростковый возраст. Ребенок хочет показать свою самостоятельность, "я сам!"
Желание отомстить: В ответ на несправедливое наказание, ссоры родителей, ревность к брату/сестре.
Потеря веры в себя: Если ребенка постоянно критикуют и ругают, он опускает руки: "Я плохой, и незачем стараться".
Высокая тревожность: Непослушание может быть способом избежать ситуации, которая вызывает страх (например, поход в садик, где его обижают).
Неврологические особенности: При СДВГ ребенку физически трудно контролировать свои импульсы и соблюдать правила.
Этап 2: Психокоррекционная работа
Работа ведется параллельно по трем направлениям: с ребенком, с родителями и в формате совместных сессий.
1. Работа с ребенком (индивидуальные сессии)
- Установление контакта и доверия: Психолог создает безопасное пространство, где ребенка не оценивают и не ругают.
- Эмоциональный интеллект: Учим ребенка распознавать и называть свои эмоции ("Я вижу, что ты сейчас очень злишься"). Используем "колесо эмоций", рисуем чувства.
- Развитие саморегуляции: Через игры учимся управлять гневом и импульсами. Например, техники "дыхания дракона", "статуи" (замереть-расслабиться), использование антистрессовых игрушек.
- Проигрывание сложных ситуаций: С помощью кукол, фигурок проигрываем конфликты и находим альтернативные пути их решения.
- Сказкотерапия: Через метафоры сказки ребенок усваивает модели поведения, учится справляться с трудностями.
2. Работа с родителями (консультации и родительские группы):
- Психообразование: Объясняем родителям возрастные особенности ребенка и истинные причины его поведения.
- Переход от "диктатуры" к сотрудничеству:Правила и границы: Учим устанавливать четкие, последовательные и понятные ребенку правила. Их должно быть немного, но они должны соблюдаться всегда.
- "Закон постоянства": Если что-то запрещено сегодня, это должно быть запрещено и завтра. Если мама сказала "нет", папа не должен говорить "да".
- Позитивное внимание: Учим родителей играть с ребенком без указаний и оценок, проводить качественное время вместе.
- Эффективные инструкции: Подойти, установить контакт глазами, сказать коротко и ясно, что нужно сделать ("Сапоги — в коридор"). Попросить ребенка повторить.
- Альтернатива наказанию: Использование логических последствий ("Если ты разольешь воду, тебе нужно будет ее вытереть"), метода тайм-аута (не как наказание, а как способ успокоиться).
- Поощрение желаемого поведения: "Поймать" ребенка в момент, когда он ведет себя хорошо, и похвалить его за это. Хвалить не "молодец", а за конкретный поступок ("Спасибо, что убрал тарелку, мне приятно").
3. Совместные сессии (ребенок + родители):
- Психолог наблюдает за взаимодействием в реальном времени и дает "обратную связь".
- Обучает родителей и ребенка новым играм и способам коммуникации.
- Помогает отработать новые навыки в безопасной обстановке.
Этап 3: Оценка эффективности и завершение
- Через определенное время (обычно через 8-12 сессий) психолог вместе с родителями анализирует, какие изменения произошли.
- Если динамика положительная, работа постепенно сворачивается, и родители получают "инструменты" для самостоятельного решения будущих трудностей.
- Если прогресса нет, может быть рассмотрен вопрос о дополнительной диагностике или подключении других специалистов (невролог, дефектолог).
Вывод: Работа психолога с непослушанием — это системная работа, направленная на изменение всей семейной системы взаимодействия. Успех на 80% зависит от готовности родителей меняться самим и применять полученные знания на практике. Психолог выступает в роли проводника, который помогает семье найти путь от борьбы и конфликтов к взаимопониманию и сотрудничеству.
Для записи на консультацию обращайтесь по телефону +7 902 927 1637 (WhatsApp, Telegram)
И подписывайтесь на мой телеграм-канал:
Там много полезной и интересной информации.