Найти в Дзене

Проблемы с "послушанием". Часть 1: в чем заключается работа психолога при такой проблеме?

Оглавление

Работа с ребенком, у которого страдает "послушание" (или, как чаще говорят в психологии, присутствует оппозиционное или вызывающее поведение) — это одна из самых частых причин обращения к детскому психологу.

Ключевая идея: не заставить ребенка слушаться, а понять причину непослушания и научить родителей и ребенка новым, более эффективным способам взаимодействия.
Вот пошаговый план работы психолога:

Этап 1: Диагностика и понимание причин

Непослушание — это симптом, а не болезнь. Задача психолога — найти корень проблемы.

1. Консультация с родителями (без ребенка):

  • Сбор информации: В какой ситуации проявляется непослушание? (Только дома, только в школе, везде?). Как давно? Что предшествует приступу непослушания? Что следует после?
  • Анализ стиля воспитания: Чрезмерно строгий контроль или, наоборот, вседозволенность? Последовательны ли родители в своих требованиях и запретах?
  • Изучение семейной системы: Есть ли братья/сестры? Как складываются отношения? Недавние стрессы в семье (развод, переезд, рождение второго ребенка)?
  • Исключение медицинских причин: Важно спросить, проверялся ли ребенок у невролога. Иногда за поведенческими проблемами стоят СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), тревожность, сенсорные нарушения и др.
-2

2. Диагностика ребенка:

  • Проективные методики: Рисуночные тесты ("Рисунок семьи", "Несуществующее животное"), игры в песочнице. Это помогает понять, что ребенок переживает, но не может выразить словами: страхи, ревность, гнев, чувство несправедливости.
  • Наблюдение в игре: Как ребенок играет? Может ли соблюдать правила? Как реагирует на фрустрацию (если что-то не получается)? Как взаимодействует с родителем во время сессии?
  • Беседа: Для детей постарше — доверительная беседа о его интересах, друзьях, школе. Цель — установить контакт и увидеть ситуацию его глазами.
-3

А какие в итоге могут быть возможные причины непослушания? Давайте рассмотрим чуть подробнее:

Борьба за внимание: Ребенку не хватает позитивного внимания, и он получает его любым способом, даже через скандалы.

Самоутверждение: Кризис 3/7 лет или подростковый возраст. Ребенок хочет показать свою самостоятельность, "я сам!"

Желание отомстить: В ответ на несправедливое наказание, ссоры родителей, ревность к брату/сестре.

Потеря веры в себя: Если ребенка постоянно критикуют и ругают, он опускает руки: "Я плохой, и незачем стараться".

Высокая тревожность: Непослушание может быть способом избежать ситуации, которая вызывает страх (например, поход в садик, где его обижают).

Неврологические особенности: При СДВГ ребенку физически трудно контролировать свои импульсы и соблюдать правила.

Этап 2: Психокоррекционная работа

Работа ведется параллельно по трем направлениям: с ребенком, с родителями и в формате совместных сессий.

1. Работа с ребенком (индивидуальные сессии)

  • Установление контакта и доверия: Психолог создает безопасное пространство, где ребенка не оценивают и не ругают.
  • Эмоциональный интеллект: Учим ребенка распознавать и называть свои эмоции ("Я вижу, что ты сейчас очень злишься"). Используем "колесо эмоций", рисуем чувства.
  • Развитие саморегуляции: Через игры учимся управлять гневом и импульсами. Например, техники "дыхания дракона", "статуи" (замереть-расслабиться), использование антистрессовых игрушек.
  • Проигрывание сложных ситуаций: С помощью кукол, фигурок проигрываем конфликты и находим альтернативные пути их решения.
  • Сказкотерапия: Через метафоры сказки ребенок усваивает модели поведения, учится справляться с трудностями.
-4

2. Работа с родителями (консультации и родительские группы):

  • Психообразование: Объясняем родителям возрастные особенности ребенка и истинные причины его поведения.
  • Переход от "диктатуры" к сотрудничеству:Правила и границы: Учим устанавливать четкие, последовательные и понятные ребенку правила. Их должно быть немного, но они должны соблюдаться всегда.
  • "Закон постоянства": Если что-то запрещено сегодня, это должно быть запрещено и завтра. Если мама сказала "нет", папа не должен говорить "да".
  • Позитивное внимание: Учим родителей играть с ребенком без указаний и оценок, проводить качественное время вместе.
  • Эффективные инструкции: Подойти, установить контакт глазами, сказать коротко и ясно, что нужно сделать ("Сапоги — в коридор"). Попросить ребенка повторить.
  • Альтернатива наказанию: Использование логических последствий ("Если ты разольешь воду, тебе нужно будет ее вытереть"), метода тайм-аута (не как наказание, а как способ успокоиться).
  • Поощрение желаемого поведения: "Поймать" ребенка в момент, когда он ведет себя хорошо, и похвалить его за это. Хвалить не "молодец", а за конкретный поступок ("Спасибо, что убрал тарелку, мне приятно").
Техника "Активное слушание": Родители учатся отражать чувства ребенка ("Я понимаю, ты расстроился, потому что хочешь еще поиграть"), что снижает напряжение и помогает ребенку почувствовать себя понятым.
Техника "Активное слушание": Родители учатся отражать чувства ребенка ("Я понимаю, ты расстроился, потому что хочешь еще поиграть"), что снижает напряжение и помогает ребенку почувствовать себя понятым.

3. Совместные сессии (ребенок + родители):

  • Психолог наблюдает за взаимодействием в реальном времени и дает "обратную связь".
  • Обучает родителей и ребенка новым играм и способам коммуникации.
  • Помогает отработать новые навыки в безопасной обстановке.
-6

Этап 3: Оценка эффективности и завершение

  • Через определенное время (обычно через 8-12 сессий) психолог вместе с родителями анализирует, какие изменения произошли.
  • Если динамика положительная, работа постепенно сворачивается, и родители получают "инструменты" для самостоятельного решения будущих трудностей.
  • Если прогресса нет, может быть рассмотрен вопрос о дополнительной диагностике или подключении других специалистов (невролог, дефектолог).

Вывод: Работа психолога с непослушанием — это системная работа, направленная на изменение всей семейной системы взаимодействия. Успех на 80% зависит от готовности родителей меняться самим и применять полученные знания на практике. Психолог выступает в роли проводника, который помогает семье найти путь от борьбы и конфликтов к взаимопониманию и сотрудничеству.

Для записи на консультацию обращайтесь по телефону +7 902 927 1637 (WhatsApp, Telegram)

И подписывайтесь на мой телеграм-канал:

Психолог Дмитрий Лигаёв

Там много полезной и интересной информации.