Найти в Дзене

А.А. Дейнека, «Площадь Свердлова в декабре 1941 года»

5 декабря отмечается День воинской славы России, установленный в память о начале контрнаступления Красной Армии в битве под Москвой в 1941 году. Разгром немецких войск под Москвой стал решающим военно-политическим событием первого года Великой Отечественной войны.

В преддверии памятной даты в рубрике #художники_о_войне и акции Минобрнауки России "Научный полк" публикуем статью Леви Рошаль, студентки 4 курса кафедры истории и теории декоративного искусства и дизайна, посвященную картине Александра Александровича Дейнеки «Площадь Свердлова в декабре 1941 года».

А.А. Дейнека «Площадь Свердлова в декабре 1941 года» (1946-1947, ГТГ)
А.А. Дейнека «Площадь Свердлова в декабре 1941 года» (1946-1947, ГТГ)

5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск в битве под Москвой, в ходе которого был проведен ряд успешных фронтовых наступательных операций, и удалось спасти столицу. Это событие стало Днём воинской славы России, поскольку именно тогда Красная армия разгромила врага под стенами столицы и развеяла миф о непобедимости немецкой армии.

Одной из центральных фигур в отечественном искусстве XX века, несомненно, является Александр Александрович Дейнека. В своем творчестве он отразил советские идеалы и сыграл большую роль в формировании образа нового человека.

Дейнека очень ярко проявил себя в искусстве военного времени. Его, как и всех, глубоко затронули трагические события Великой Отечественной. Был захвачен Курск – родной город художника, где жила его семья. Мать Дейнеки умерла до героического освобождения малой родины мастера. Кроме того, художник своими глазами видел трагические события войны, так как отправился на фронт для создания многочисленных зарисовок. Эти небольшие этюды отличаются особой искренностью и откровенностью в передаче происходящих событий; в них он стремился ухватить суровую реальность, а не создать величественный образ. При этом он писал и монументальные полотна, наполненные героическим пафосом, например, «Оборона Севастополя» 1942 года.

После завершения Великой Отечественной художник продолжает обращаться к теме войны и по воспоминаниям создает серию «Москва военная» в 1946–1947 годах. Уже зная, чем все закончится, он оглядывается назад и передает атмосферу столицы этого темного периода. При этом в его работах проглядывает тонкий лучик надежды на победу. Среди этой серии можно выделить произведение «Площадь Свердлова в декабре 1941 года». В качестве сюжета художник выбирает один переломных моментов войны. Осенью 1941-го Москва сделалась прифронтовым городом, а в декабре Красная Армия в ходе стратегического контрнаступления под Москвой, проведя при этом ряд успешных фронтовых наступательных операций, спасла столицу и остановила немецкий блицкриг. Дейнека решает изобразить тревожное сердце столицы в период Битвы за Москву. Художник пишет известный всем пейзаж одной из главных площадей города. В центре композиции величественный Большой театр, вокруг - почти пустая площадь, покрытая снегом, а вдалеке виднеются московские улочки. В углу можно заметить пару всадников в военных шинелях; в сером небе над Большим театром застыли аэростаты. Значительное пространство полотна занимает Петровский фонтан, который возвышается до уровня театра. Важно отметить скульптурный декор самого фонтана: четыре бронзовых амура, которые олицетворяют главные составляющие театрального искусства: трагедию, комедию, поэзию и музыку. Таким образом, искусство словно возвышается над войной. На переднем плане в центре стоит одна из главных фигур произведения — солдат, который может быть незаметен на первый взгляд. Он совсем небольшой по размеру относительно всей композиции: маленький человек словно противопоставляется огромной Москве и войне. Через этот образ Дейнека показывает фигуру обычного человека во время войны, который становится обезличенным и незначительным среди миллионов солдат и мирных жителей. Но он продолжает верить в будущее и в свою родину. Дейнека слегка повышает точку зрения и понижает линию горизонта, благодаря чему Большой театр и фонтан приобретают ещё более монументальный характер, а фигура солдата становится визуально еще меньше.

Московский пейзаж написан гуашью, темперой и угольным карандашом на бумаге. Он имеет этюдный характер, что создает ощущение мимолетности воспоминания. Сквозь полупрозрачные слои живых мазков краски просвечивает беглый тонкий контурный рисунок и штриховка карандашом.

Большая часть цветовой палитры картины состоит из сдержанных холодных оттенков, отражающих общую атмосферу военного периода. Серому сумрачному небу зимнего города вторит холодный серовато-голубой снег. Однако, в этом пейзаже есть луч надежды на победу – она проявляется в виде яркой полосы закатного неба, которая озаряет здание театра теплыми нежно-розовыми оттенками и резко контрастирует с серой палитрой. Композиция произведения во многом построена именно на яркой противоположности цветовых пятен, это придает пейзажу напряжение и усиливает эмоциональный эффект. Именно на розовый театр, как на символ надежды на светлое будущее, смотрит маленький солдат.

Таким образом, об Александре Александровиче Дейнеке можно говорить не только как о художнике, но и как хронисте своего времени. В его произведениях отразились не просто личные переживания, но и общее настроение страны. В условиях войны его искусство стало средством связи с народом, его работы вдохновляли на мужество и стойкость, будили патриотические чувства и служили символами надежды на лучшее будущее. В послевоенных работах он стремился передать свежие коллективные воспоминания и эмоциональные переживания. Даже те, кто никогда не видел Большой Театр своими глазами, очень точно чувствовали какое настроение было на этой площади в декабре 1941 года.

Автор статьи: Леви Рошаль, студентка 4 курса бакалавриата кафедры истории и теории декоративного искусства и дизайна

#НаучныйПолк2025
#НаучныйПолк
#художники_о_войне
#ТИИ