Найти в Дзене
" Записки Котищи"

Банка, в которой утонуло моё детство

В моей памяти живут два разных детства. Одно — четырёхлетнее, шумное. Оно пропахло тем самым, ни на что не похожим запахом началки: мела, старого паркета, яблок из портфеля и ещё чего-то еле уловимого, своего для каждого. Оно застыло в старом альбоме, на общем фото, где мы, щурясь от майского солнца, хором кричим «сы-ыр!». Если закрыть глаза, я до сих пор слышу тот весёлый гам на крыльце и чувствую, как колет шею накрахмаленный воротник формы. А второе — короткое, мгновенное. Длиною в одно школьное утро. Оно уместилось в одну банку, один взгляд. И этим навсегда вытеснило и перебило всё прошлое. Я помню, как мы строились на то самое, прощальное фото. Нас выгнали на школьное крыльцо. Учительница подгоняла: «Быстрее, дети, строитесь! Манька, не ковыряй в носу! Витька, не кривляйся!». Кто-то толкался, кто-то смущённо смеялся, а я старалась запомнить каждое лицо, каждую родинку, каждую смешную торчащую прядь. Казалось, мы навсегда останемся вот так, застывшими в этой майской радости, в одн

Последний день моего детства пахнет не мелом, пирожками или старой краской. Он пахнет полевым разнотравьем из трёхлитровой банки. Смесью ромашки, клевера и пыльной дороги. Обычной стеклянной банки, которая в одно утро перечеркнула четыре года моей прежней жизни.
Последний день моего детства пахнет не мелом, пирожками или старой краской. Он пахнет полевым разнотравьем из трёхлитровой банки. Смесью ромашки, клевера и пыльной дороги. Обычной стеклянной банки, которая в одно утро перечеркнула четыре года моей прежней жизни.

В моей памяти живут два разных детства.

Одно — четырёхлетнее, шумное. Оно пропахло тем самым, ни на что не похожим запахом началки: мела, старого паркета, яблок из портфеля и ещё чего-то еле уловимого, своего для каждого.

Оно застыло в старом альбоме, на общем фото, где мы, щурясь от майского солнца, хором кричим «сы-ыр!».

Если закрыть глаза, я до сих пор слышу тот весёлый гам на крыльце и чувствую, как колет шею накрахмаленный воротник формы.

А второе — короткое, мгновенное. Длиною в одно школьное утро. Оно уместилось в одну банку, один взгляд. И этим навсегда вытеснило и перебило всё прошлое.

Я помню, как мы строились на то самое, прощальное фото. Нас выгнали на школьное крыльцо.

Учительница подгоняла: «Быстрее, дети, строитесь! Манька, не ковыряй в носу! Витька, не кривляйся!».

Кто-то толкался, кто-то смущённо смеялся, а я старалась запомнить каждое лицо, каждую родинку, каждую смешную торчащую прядь.

Казалось, мы навсегда останемся вот так, застывшими в этой майской радости, в одной рамке под стеклом.

А потом наступило Лето Перехода.

Оно было не таким, как раньше. Сквозь сладкий вкус бесконечной свободы просачивался горький привкус тревоги.

Что там, в средней школе?

Эти странные слова: «кабинетная система», «классный руководитель», «география», «биология»... Звучали как "АБРАКАДАБРА".

ТОЧКА НЕВОЗВРАТА

Но настоящий конец случился в один из последних августовских дней, когда мы пришли в школу за учебниками.

Я вошла в новый, незнакомый кабинет и замерла.

Свет. Открытые настежь окна, лучи солнца, целые сотни пылинок танцуют в воздухе. Кабинет был чужой. Высокие парты, тёмные шкафы с непонятными книгами.

Портреты суровых писателей на стенах смотрят свысока. Плакаты с непонятными правилами над доской, которые нам ещё предстоит выучить. Всё было серьёзно. По-взрослому.

Запах.

Не пыли и не мела. Не старого дерева.

А дикого, пьянящего разнотравья, лугового мёда и лета.

На столе у учительницы стояла не просто букет. Это была охапка полевых цветов, поставленная в обычную трёхлитровую банку. Из-под горлышка капала вода, образуя тёмное кольцо на дереве.

И вот Она.

Моя новая классная руководительница. Учительница русского и литературы. Светлые волосы до плеч, лёгкие штаны и блузка. Не строгий костюм, а что-то домашнее, свободное.

И её лицо... Мягкое, приветливое.

А глаза... Я запомнила их навсегда. Не острые, не оценивающие. Лучистые. Смешливые.

В них читалось: «О, пришли новенькие! Интересно, какие вы?».

И в этот миг в моей голове щёлкнул дурацкий, детский, но безошибочный механизм сравнения:

ВАЗА — это для взрослых. Холодная, гранёная, для парадных БУКЕТОВ. Она стояла на столе, как памятник недоступности.

БАНКА — это из жизни. Из неё пили компот. В ней солили огурцы.Её ставили на стол **с бесхитростной любовью —** потому что "жалко цветы", а не потому что "так положено".

И этот щелчок — «банка против вазы» — и стал тем самым прощанием.Не со школой. С целой вселенной, где взрослые были богами на Олимпе. А теперь они оказались... людьми. И мне предстояло стать одной из них.

Всё. Точка.

Я больше не ребёнок начальной школы. Я — пятиклассница.

Прижимая к груди огромную стопку учебников (тяжёлую, пахнущую краской, режущую пальцы), я вышла из школы. На душе было странно: и пусто, и светло одновременно.

Обернувшись ,..посмотрела **вниз,** на окна своего бывшего класса, а потом **вверх** — на окна нового, на третьем...

Расстояние между ними было всего лишь этаж и пятьдесят шагов. Но чтобы его пройти, мне понадобилось целое лето и одна банка, пахнущая лугом на столе у женщины с лучистыми глазами.

P.S. Это история цикла «Начальная школа».

А вы помните свой «момент перехода»? Ту самую мелочь — запах, предмет, фразу, — которая вдруг щёлкнула в голове: «Всё, детство кончилось»?

Поделитесь в комментариях — давайте соберём нашу общую коллекцию прощаний.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новую историю !

#детство #ностальгия #взросление #прощание #школа #переходныйвозраст #память #запахи #историяизжизни

Отозвалось в сердце? Заходи в мой Телеграм-дневник 👉 t.me/zapiski_kotishchi