"Мы уходим из кинотеатра, унося в памяти красивые и быстро запоминающиеся мелодии..., обаяние музыки и актерского исполнения. ... Но остается досада от надуманности ситуаций».
Тигр Акбар / Der tiger Akbar. ФРГ, 1950. Режиссер Гарри Пиль. Сценаристы: Гарри Пиль, Вильям Квиндт. Актеры: Гарри Пиль, Фридль Хардт, Хильде Хилдебранд, Николай Колин, Хельга Виденбрюг, Фриц Лафонтен и др. В СССР – с 26 ноября 1951 года. 23,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер и актер Гарри Пиль (1892-1963) начал работать в кино в 1912 году. С приходом нацистов к власти в Германии стал верой и правдой служить режиму (с 1933 по 1945 год года был членом национал-социалистической немецкой рабочей партии), за что после окончания второй мировой войны получил полгода тюрьмы. С 1950 года, уже в ФРГ, снова вернулся в кинематограф.
… Укротитель Джонни повстречался укротительницей Юттой, и как водится, они полюбили друг друга. Но тигр Акбар восстает против их любви…
Цирковая мелодрама «Тигр Акбар» стала одним из зрительских хитов в СССР, собрав в 1951/1952 годах более 23-х миллионов зрителей только за первый год демонстрации.
Сегодня о «Тигре Акбаре» почти не вспоминают – ни зрители, ни киноведы…
Киновед Александр Федоров
Любовь в сентябре / Septemberliebe. ГДР, 1960.Режиссер Курт Метциг. Сценарист Герберт Отто. Актеры: Дорис Абессер, Ульрих Тайн, Аннекатрин Бюргер, Курт Дункельман и др. В СССР – с 12 февраля 1962. 22,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Курт Метциг (1911-2012) ставил фильмы разных жанров, иногда это были отчетливо политически ангажированные ленты («Эрнст Тельман – сын своего класса», «Дворцы и хижины», «Песнь матросов», «Знамя Кривого Рога»), иногда шпионские истории («Любовь в сентябре», «Двуликий Янус»), а иногда даже фантастика («Безмолвная звезда»)
Чего только не могут сделать немецкие девушки, если очень захотят! Вот в фильме «Любовь в сентябре» одна такая девушка даже спасла своего жениха-химика, попавшего в лапы коварных шпионов…
Сегодня шпионская мелодрама «Любовь в сентябре» напрочь забыта зрителями и киноведами, но в советском кинопрокате 1962 года ее посмотрело почти 23 миллиона зрителей. Все-таки любовь и шпионаж – это верная карта массового успеха!
Ну, разве что кто-то из зрителей старшего поколения напишет так: «Что-то название знакомое, вроде видел когда-то, вот только никак не могу вспомнить, о чем этот фильм…”.
Киновед Александр Федоров
Кто виноват? / В то время / Тогда / Damals. Германия, 1943. Режиссер Рольф Ханзен. Сценаристы: Петер Гроль, Рольф Ханзен, Альберт Рот. Актеры: Зара Леандер, Ганс Штуве, Россано Брацци, Ютта фон Альпен, Хильде Кёрбер, Элизабет Маркус и др. Прокат в СССР – с 1954: 22,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Рольф Ханзен (1904-1990) сначала старательно служил нацистскому режиму, снимая в 1930-х – первой половине 1940-х фильмы разных жанров («Место красоты», «Лето, солнце, Эрика», «Тогда», «Великая любовь», «Путь на свободу» и др.). После войны быстро «перестроился» и вновь радовал поклонников своего творчества («Последний рецепт», «Дьявол в шёлке», «И последние станут первыми», «...и не введи нас в искушение», «Воскресение» и др.).
Фильм «Тогда» (переименованный в советском прокате в «Кто виноват?») попал в СССР в качестве одного из «кинотрофеев» и собрал в кинозалах 1954 года более 22-х миллионов зрителей.
По ходу сюжета этой мелодрамы главная героиня была замужем, и все было поначалу хорошо. Но всё резко изменилось, когда бдительный муж застал ее в компании её бывшего любовника…
Понятное дело, что при такой душещипательном истории советские зрители (разумеется, в основном – женщины) первой половины 1950-х во время сеанса забывали, что смотрят фильм, сделанный в нацистской Германии, и лили горючие слезы над горькой судьбой героини в исполнении легендарной Зары Леандер (1907-1981)…
Что же касается зрителей XXI века, то они почти не вспоминают об этом фильме, по-видимому, окончательно ставшем предметом лишь киноведческого интереса…
Киновед Александр Федоров
Соперницы / Хозяйки Силланкорва / Sillankorvan Emäntä. Финляндия, 1953. Режиссер Ильмари Унхо. Cценаристы: Уско Кемппи, Хилья Килпи. Актеры: Хелена Футтари, Аку Корхонен, Элина Похьянпяя и др. Прокат в СССР – 1956: 22,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Ильмари Унхо (1906-1961)начал ставить фильмы с 1939 года и за свою не слишком длинную жизнь успел снять свыше двух десятков лент разных жанров. В кинопрокат СССР попала его мелодрама «Соперницы», в которой рассказывалась история любовной страсти…
Сегодня «Соперницы» практически полностью забыты, но в 1956 году эта картина сумела собрать в советском кинопрокате 22,2 млн. зрителей…
Киновед Александр Федоров
Звуки музыки / The Sound of Music. США, 1965. Режиссёр Роберт Уайз. Сценарист Эрнест Леман (по мотивам книги воспоминаний Марии фон Трапп «Семья певцов фон Трапп» и мюзикла Р. Роджерса и О. Хаммерстайна). Актеры: Джули Эндрюс, Кристофер Пламмер, Элинор Паркер, Ричард Хэйдн, Пегги Вуд и др. Прокат в США и Канаде – с 2.03.1965: 161,6 млн. зрителей. В СССР – со 2 августа 1971. 23,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Лауреат премии «Оскар» режиссёр Роберт Уайз (1914-2005) – признанный классик мирового кинематографа, поставивший такие знаменитые фильмы, как «Вестсайдская история» и «Звуки музыки».
… Зальцбург 1930-х. Семеро (козлят) детей, их чересчур дисциплинированный отец-вдовец (Кристофер Пламмер) и обворожительная воспитательница Мария в ярком исполнении неподражаемой Джули Эндрюс… Это легендарный мюзикл «Звуки музыки»!
Журналист и кинокритик Наталья Лагина отозвалась об этом мюзикле на страницах «Советского экрана» весьма резко:
«Да, от «Звуков музыки» остаются звуки музыки. Но не отзвуки истории, характеров, ни тем более важный социально-политический фон, на который претендуют сценарист Эрнст Леман и режиссер Роберт Уайз. А ведь именно они незадолго до «Звуков музыки» поставили «Вестсайдскую историю» — мюзикл больших человеческих страстей, истинных и жизненных, трагических и социально обусловленных. И. смотря этот фильм, следя с горячим сердцем за судьбами современных Ромео и Джульетты с нью-йоркских окраин, мы не разделяли его на драматический диалог, вокальные и хореографические фрагменты— все было цельно, неразрывно, от начала до конца. Потому что, повторяю, это была правда, это была жизнь, полнокровные человеческие характеры и чувства. А теперь мы уходим из кинотеатра, унося в памяти красивые и быстро запоминающиеся мелодии Ричарда Роджерса, обаяние музыки и актерского исполнения. Может быть, мы снова пойдем на этот фильм, чтобы послушать хорошие песни... Но остается досада от надуманности ситуаций» (Лагина, 1972: 15).
Но я согласен с киноведом Гареной Красновой: замечательная актриса Джули Эндрюс во времена «Звуков музыки» находилась в расцвете своего таланта, «её богатый, выразительный голос придал новое звучание песням Роджерса и Хаммерстайна… А присущее этой актрисе чувство юмора помогло приглушить мелодраматические акценты, свойственные такого рода сюжетам» (Краснова, 2000: 168).
Хотя, «конечно, нельзя не отдать должного по-настоящему красивым музыкально-танцевальным номерам… Да и Кристофер Пламмер… оказался достаточно убедительным, оставшись в памяти десятков миллионов зрителей почти исключительно в образе капитана фон Траппа – человека высоких моральных принципов и железной воли, которому любовь помогает преодолеть известную чёрствость души. Но если ритмы нью-йоркского Вест-Сайда покоряли своей достоверностью, живым дыханием улиц, то на сей раз – фоном служат идиллические виды природы, словно с рекламных открыток или настенных календарей» (Нефёдов, 2014).
Поклонников у «Звуков музыки» немало и сегодня:
«Суперфильм. От него так веет жизнерадостностью и беззаботностью» (Александр).
«Очень нравится мне этот фильм. Он самый музыкальный. Красивый фильм о любви» (О).
«Это чудесная, музыкальная сказка. Это шедевр, призванный развивать у людей вкус вполне доступным путем. Там всё про до-ре-ми, про бемоли, диезы, затакты, терции, квинты и кварты – было бы желание слышать и учиться. Там милейшая музыка, великолепное исполнение. Там история любви… А большей частью – это прекрасное, развлекательное диво» (Олена).
Киновед Александр Федоров