Большинству читателей, скорее всего известно. что психоанализ - психологическая теория, разработанная австрийским неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом, а также метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории.
Аналитическая психология — одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог Карл Густав Юнг. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия.
Юнг был одним из лучших учеников Фрейда, но со временем выработал собственный взгляд на некоторые аспекты психической динамики. Расхождения в этих теориях отчасти связаны с личностными особенностями их основоположников.
Либидо
Юнг был не согласен с Фрейдом по поводу тотальной сексуальной обусловленности всех психических расстройств и неврозов. По мнению Фрейда, причина неврозов крылась в подавлении сексуальности, отрицанием, вытеснением этой потребности и смещением, переносом энергии либидо с внешних объектов на внутренние, застреванием этой энергии – вместо естественного отреагирования и разрядки.
Юнг не смог принять только лишь сексуальную мотивацию человеческих поступков, мыслей и устремлений. Он понимал либидо как психическую созидательную энергию в целом и считал, что взаимодействие личности с внешним миром обусловливалось и поддерживалось не только сексуальностью. Юнг внес в свою психологическую теорию понятие коллективного бессознательного.
Коллективное бессознательное представлено в психике в виде архетипов: «Эти коллективные паттерны, или типы, или образцы, я назвал архетипами, используя выражение Бл. Августина. Архетип означает типос (печать – imprint – отпечаток), определенное образование архаического характера, включающее равно как по форме, так и по содержанию мифологические мотивы. В чистом виде мифологические мотивы появляются в сказках, мифах, легендах и фольклоре. Некоторые из них хорошо известны: фигура Героя, Освободителя, Дракона (всегда связанного с Героем, который должен победить его).
Сновидения
Фрейд называл сны "королевской дорогой к бессознательному", но зашифровывали сны, по его мнению, опять же подавленные, скрытые желания. Юнг же относился к сновидениям более широко и видел во снах символической значение, которое не может быть до конца познано, но может указывать нам на некоторые наши бессознательные процессы, осознавание которых может помочь лучше понять себя и привести к решению существующих проблем и противоречий.
Детский опыт
Фрейд считал, что психические расстройства возникают еще в раннем детстве при подавлении сексуальных фантазий и инцестуозных желаний. Юнг отрицал чрезмерное влияние детских фантазий на развитие личности и предпочитал искать причины неврозов не только в этом. В частности, он видел причину неврозов в столкновении архаичных фантазий и образов с установками человека в современной реальности.
Отношение к религии
Фрейд считал религию неким коллективным неврозом, считая её доразумной и рожденной от беспомощности человека перед силами природы. Юнг рассматривал религиозный опыт, как опыт выживания человеческого разума перед бессознательным и как своего рода защиту от невроза.
Для Юнга «религиозные символы – это феномены жизни, очевидные факты, а не интеллектуальные мнения». Душа ищущая, но не нашедшая смысл, «заболевает». Терапевтическим же средством является религиозный ритуал и обряд, в символизме которых есть возможности для выражения души. Религия таким образом становится не столько сводом правил и запретов, сколько личным психическим опытом переживания Самости.
Перенос и контрперенос в анализе
Фрейд рассматривал перенос как сопротивление анализу, этот перенос необходимо было устранить как можно быстрее. А контрперенос для него невротической активацией детских конфликтов аналитика и помехой его действиям. Юнг же начал рассматривать использование контрпереноса как терапевтическую возможность. В юнгианской традиции на тему переноса и контрпереноса используются алхимические метафоры трансформации, подчеркивающие важность этого процесса для обеих сторон.
Кому подходит юнгианский анализ?
Учитывая все вышесказанное, можно сказать, что в работе аналитического психолога и юнгианского аналитика будут прослеживаться взгляды Юнга на природу либидо, на религиозный опыт, взаимодействия сознания и бессознательного. Анализ - это прежде всего отношения двоих уникальных личностей со своим потенциалом, встретившихся в формате аналитической работы.
Юнг предпочел фрейдовской кушетке беседы «лицом к лицу». Юнгианский аналитик, аналитический психолог скорее будет относиться к анализу как к «диалектическому процессу», в котором участники равны друг другу и равно вовлечены, и именно поэтому аналитик не предложит анализанту «единственно верную точку зрения», не останется только анонимным экраном для проекций и не будет сохранять «абстинентность», оставаясь почеркнуто нейтральным.
Таким образом, можно сказать, что юнгианский анализ подходит тем, кто не ищет простых, чётко и однозначно алгоритмизированных, краткосрочных, директивных методов, не ждёт универсальных советов и эффективных рецептов, не ищет возможности переложить ответственность на чужой авторитет. Он для тех, кто готов к углубленной и кропотливой работе, к честному исследованию своего внутреннего мира и соприкосновению с неизвестным собой.
А вы готовы?