Наследница миллионов, маленькая и беззащитная, 10-летняя Глория плакала за закрытыми дверями суда, выбирая между матерью и тётей. А потом уже взрослая Глория металась между мужьями, пытаясь заполнить пустоту, образовавшуюся в ее нежной душе. Казалось бы, четвёртый брак дал ей всё, о чем она мечтала: любовь, семью, надежность, покой. А потом он же отнял самое дорогое: сначала мужа, потом сына, и это оказалось страшнее любых судебных баталий детства.
Дорогие читатели: о том, как Глория стала богатой наследницей, а предательстве самых близких ее людей и о становлении ее личности можно почитать тут:
Побег от одиночества
Леопольд был, безусловно, более удачным выбором, чем явно поехавший мафиози. Талантливый музыкант, он открыл перед Глорией сияющий мир искусства и культуры. Но была одна пикантная деталь: дирижёр был старше своей новой жены на сорок два года, а еще у него уже имелось трое детей от двух предыдущих браков. Пожалуй, стоило бы задуматься - а чего предыдущие три брака не сложились? Но молодая девушка, как водится, верила в лучшее.
Глория честно пыталась построить семейное счастье. Они с Леопольдом блистали на светских раутах, их фотографии украшали глянцевые журналы. У пары родились аж двое сыновей: Леопольд Стэн и Кристофер. Внешне всё выглядело идеально, но на самом деле дела у семьи шли совсем не так гладко.
Стоковски, несмотря на весь свой интеллект и утончённость, оказался невероятно ревнивым. Он стремился держать молодую красавицу-жену при себе, изолируя ее от общества и контролируя каждый её шаг. Короче, типичный такой муж-«арбузер».
Измученная вниманием-удушением, Глория нашла выход там же, где и многие другие женщины её круга: в романе на стороне. И не с кем-нибудь, а с самим Фрэнком Синатрой. Головокружительная связь с легендарным певцом стала последней каплей в этих нестабильных отношениях. В 1955 году брак со Стоковски распался.
Альберту нашему Эйнштейну любят приписывать цитату о том, что самая большая глупость – это делать одно и то же, ожидая разных результатов. Вне зависимости от реального авторства мысль имеет смысл, и согласно этому определению Глория Вандербильт интеллектом явно не блистала. Едва оправившись от второго развода, она в третий раз пошла под венец. На этот раз избранником стал режиссёр Сидни Люмет, которому предстояло прославиться фильмом «Двенадцать разгневанных мужчин».
Хотя бы Люмет был её ровесником – приятное разнообразие после предыдущих стариков-мужей. Но в остальном история повторялась: творческий, требовательный, поглощённый работой мужчина и женщина, отчаянно ищущая любви. К 1963 году и этот брак отчаянно затрещал по швам.
Наконец любовь
Но иногда упрямство вознаграждается. Четвёртая попытка создать семью наконец завершилась для Глории успехом.
Всего через несколько недель после развода с Люметом Глория встретила Уайатта Эмери Купера, сценариста и актёра с открытым лицом и добрыми глазами.
«Он помог мне понять, каково это – иметь отца, – такое, на мой взгляд очень странное высказывание, Глория сделала об их отношениях. – Он был самым удивительным отцом».
Но зато это признание многое объясняет про странности её предыдущих браков. Девочка, лишённая отца в младенчестве, всю жизнь искала его в мужчинах, которые были намного старше ее самой. Теперь же она нашла такого доброго и прекрасного отца-мужа, которы мог дать ей ту отцовскую любовь, которой она была лишена. Странно? На мой взгляд очень. Но ведь главное, что они были наконец счастливы, так?
Их брак продлился пятнадцать лет – абсолютный рекорд для Глории. У пары родились двое сыновей: Картер и Андерсон, которому суждено было стать знаменитым телеведущим. К тому же они вместе воспитывали и двух старших сыновей Глории от Стоковски.
Пара действительно сияла. Оба были красивы, изысканны и регулярно попадали в списки самых стильных людей Америки. Казалось, Глория наконец обрела покой после бурной и грустной молодости. Но судьба готовила новый удар.
В декабре 1977 года у пятидесятилетнего Уайатта случился сердечный приступ. Он выжил, но врачи настояли на операции на открытом сердце. Процедуру назначили на начало января.
5 января 1978 года Уайатт Купер умер на операционном столе.
Глория погрузилась в траур: от удара она так и не оправилась до конца жизни. Она больше не выходила замуж – что, согласитесь, поразительно для женщины, которая прежде не могла прожить и года без хоть какого-то мужа. Даже спустя десятилетия после смерти Уайатта она просила друзей и родных называть её миссис Купер.
Самое страшное
Следующее десятилетие Глория посвятила искусству и моде. Её линия дизайнерских джинсов с фирменным лебедем на заднем кармане произвела революцию в индустрии. В то время джинсы были дешевой «рабочей» одеждой, а идея «дорогих» джинсов казалась безумной, но Вандербильт доказала обратное. Она рисовала, создавала коллекции шарфов, и вообще занималась тем, чем могут заниматься богатые вдовы с художественными наклонностями.
Старший сын Картер учился в Принстоне, младший Андерсон – в Йеле. Жизнь постепенно входила в свою колею. Но как-то так сложилось, что счастье Глории всегда имело свойство обрываться на самом пике.
22 июля 1988 года она находилась дома в своей квартире на четырнадцатом этаже вместе с двадцатитрёхлетним Картером. Юноша был чувствительным, ранимым, возможно, переживал депрессию. Глория это чувствовала, но не могла даже подумать, насколько всё серьёзно.
Внезапно Картер вышел на террасу. Подошёл к перилам. Посмотрел вниз.
Глория увидела это и бросилась к нему, умоляя отойти. Но было поздно. Прямо на её глазах сын перемахнул через ограждение и упал вниз.
«Я думала, что самое ужасное, что со мной случилось, было, когда мне было девять лет, – сказала Глория, имея в виду битву за опеку. – Но это было не самое страшное. Самое страшное – потерять ребёнка».
Большинство людей после такой трагедии стараются похоронить боль где-то глубоко внутри. Глория выбрала противоположный путь. Она слишком много пережила в жизни, чтобы делать вид, будто можно просто забыть.
В интервью 2016 года, почти через тридцать лет после смерти сына, она говорила:
«Люди, которые знали Картера, начинают о нём рассказывать, а потом вспоминают: "Ой, прости". А я отвечаю: "Нет, я обожаю говорить о нём. Ещё, ещё, ещё"».
Последнее примирение
В 1980-х к личным трагедиям добавились финансовые трудности. Выяснилось, что адвокат Глории годами не платил за неё налоги. Задолженность перед налоговой службой исчислялась миллионами. Пришлось продать два дома, чтобы расплатиться. Она подала в суд на нечистого на руку юриста, но тот в процессе разбирательства умер. Дело она в итоге выиграла, но деньги так и не вернула.
Но самое сложное решение ещё ждало ее впереди. Всю взрослую жизнь Глория ненавидела мать за предательство в детстве. Когда ей исполнилось восемнадцать и она получила контроль над трастовым фондом, она жестоко ей отомстила: дочь полностью отрезала мать от денег, оставив её выживать самостоятельно.
Но годы шли, и ее жёсткость постепенно сменялась пониманием. Глория начала ходить к психотерапевту ещё в конце двадцатых, но долго не могла заставить себя говорить о матери.
«Примерно два года спустя после начала нашей работы её имя всплыло в моем сознании», — вспоминала она.
Постепенно пришло прощение. Глория поняла, что мать была «просто нежным человеком, неспособным справиться» с жизнью. Они помирились незадолго до смерти Глории старшей.
«Она была, безусловно, самым значимым человеком в моей жизни», – признала Глория позже.
Наследие
17 июня 2019 года Глория Вандербильт скончалась в своём доме на Манхэттене в возрасте девяноста пяти лет. Ранее в том же месяце врачи обнаружили у неё рак желудка. Времени хватило лишь на то, чтобы попрощаться с самыми близкими.
Её похоронили на семейном кладбище Вандербильтов на Статен-Айленде, рядом с сыном Картером и любимым мужем Уайаттом Купером. Круг замкнулся.
Состояние она оставила немалое, но общественность шокировал один факт: ее знаменитый сын Андерсон Купер не получил ни цента наследства. Впрочем, как миллионер с собственной карьерой, он вряд ли в этом особенно нуждался.
Глория Вандербильт прожила жизнь, достойную дюжины романов. Девочка, потерявшая отца в младенчестве и пережившая скандальный судебный процесс в десять лет. Наследница, которая бежала из золотой клетки в объятия жестоких мужчин. Женщина, которая похоронила любимого мужа и собственного сына. Дочь, которая простила предательницу-мать.
Она подарила миру моду на дизайнерские джинсы. Возможно, вдохновила Трумена Капоте на образ Холли Голайтли из «Завтрака у Тиффани». Воспитала одного из самых уважаемых журналистов Америки.
Но главное: она доказала, что деньги действительно не могут купить счастье. Зато упорство, способность прощать и мужество говорить о своей боли могут дать то, чего не купишь ни за какие миллионы: достоинство перед лицом трагедии.