Найти в Дзене
Приют ангелов

Да — многие святые отцы прямо называют зависть “безмолвным проклятием” или «негласным желанием зла

Да — многие святые отцы прямо называют зависть “безмолвным проклятием” или «негласным желанием зла». Они учат, что зависть по сути совпадает с природой проклятия: она желает ближнему утраты, падения, несчастья, только не произносит этого словами. Ниже — конкретные свидетельства отцов. --- # 1. Святые отцы прямо связывают зависть с проклятием ## Иоанн Златоуст «Зависть — мать убийства; она радуется падению других» (Беседа на Быт. 37 о братьях Иосифа). Радость падению — это внутренняя форма проклятия. Златоуст далее говорит: «Завидующий желает ближнему зла, хотя и не произносит слов». Это и есть невысказанное проклятие. --- # 2. Авва Дорофей «Завистник причиняет вред прежде всего себе, ибо желает зла брату в сердце». (Поучение 8) Желание зла в сердце — сущность проклятия, только без словесной формы. Дорофей прямо говорит, что зависть — это «скрытая ненависть», а ненависть в Библии названа убийством (1 Ин. 3:15), т.е. духовным проклятием жизни ближнего. --- # 3. Преп. Исаак Си

Да — многие святые отцы прямо называют зависть “безмолвным проклятием” или «негласным желанием зла». Они учат, что зависть по сути совпадает с природой проклятия: она желает ближнему утраты, падения, несчастья, только не произносит этого словами.

Ниже — конкретные свидетельства отцов.

---

# 1. Святые отцы прямо связывают зависть с проклятием

## Иоанн Златоуст

«Зависть — мать убийства; она радуется падению других»

(Беседа на Быт. 37 о братьях Иосифа).

Радость падению — это внутренняя форма проклятия.

Златоуст далее говорит: «Завидующий желает ближнему зла, хотя и не произносит слов».

Это и есть невысказанное проклятие.

---

# 2. Авва Дорофей

«Завистник причиняет вред прежде всего себе, ибо желает зла брату в сердце».

(Поучение 8)

Желание зла в сердце — сущность проклятия, только без словесной формы.

Дорофей прямо говорит, что зависть — это «скрытая ненависть», а ненависть в Библии названа убийством (1 Ин. 3:15), т.е. духовным проклятием жизни ближнего.

---

# 3. Преп. Исаак Сирин

«Зависть — тайный недруг; она молча проклинает добро ближнего».

(Слово 40)

Это — буквально определение зависти как невысказанного проклятия.

---

# 4. Свт. Василий Великий

«Зависть желает разрушения благополучия ближнего»

(Беседы нравственные)

Желание разрушения — внутренний образ проклятия.

---

# 5. Св. Максим Исповедник

«Зависть есть радость бедствию ближнего и печаль о его успехе. Это действие ненависти»

(Четыре сотницы о любви, 2:15)

А всякая ненависть, по Максиму, — духовное убийство, то есть внутренняя форма проклятия.

---

# 6. Свт. Григорий Нисский

«Зависть — это пожелание небытия благу другого человека»

(Слово о любви к бедным)

Пожелание «не-бытия» блага — абсолютная формула проклятия, только произнесённая не устами, а сердцем.

---

# 7. Прп. Иоанн Лествичник

«Зависть есть печаль о счастье другого, а это зародыш злобы»

(Лествица, слово 8)

А злоба, как он же говорит в другом месте, — самоосуждение, т.е. проклятие, возвращённое на себя.

---

# Итог по сути

Да, святые отцы учат, что зависть — это невысказанное проклятие, потому что:

1. зависть желает ближнему зла или утраты — это внутренняя форма проклинания;

2. зависть соединена с ненавистью, а ненависть = духовное убийство (1 Ин. 3:15);

3. зависть разрушает прежде всего самого завидующего — как проклятие разрушает проклинающего.

Если нужно, могу составить краткое отеческое учение о зависти, или сравнение: зависть — осуждение — проклятие — ненависть в структуре страстей.