Найти в Дзене
Приют ангелов

Главная мысль святых отцов о языческих проклятиях: они бессильны перед христианином, но вредят тому, кто их произносит, потому что соединяют

Главная мысль святых отцов о языческих проклятиях: они бессильны перед христианином, но вредят тому, кто их произносит, потому что соединяют человека с духами зла и развращают его собственную душу. Ниже — сжатый свод учения отцов. --- ## 1) Языческие проклятия — суеверие и общение с бесами Св. Иоанн Златоуст прямо говорит, что «волхвования, заклятья и чародейства» — это либо пустое суеверие, либо действие бесов, ищущих доверия людей. Он подчёркивал: *«Если мы живём благочестиво, никакие чары не могут повредить нам»*. Св. Василий Великий: *«Чародейство и заклинания — бегство от Бога»*. Проклинающий отдаёт себя влиянию злых духов, но не приобретает подлинной силы. --- ## 2) Проклятия не имеют власти над тем, кто верит во Христа Св. Ириней Лионский писал, что бесы «колдунам служат только до тех пор, пока те в заблуждении», но над христианином они не имеют власти, если он стоит в истине. Св. Киприан Карфагенский, бывший маг, обращённый ко Христу, говорил, что все «заклятия и призы

Главная мысль святых отцов о языческих проклятиях: они бессильны перед христианином, но вредят тому, кто их произносит, потому что соединяют человека с духами зла и развращают его собственную душу.

Ниже — сжатый свод учения отцов.

---

## 1) Языческие проклятия — суеверие и общение с бесами

Св. Иоанн Златоуст прямо говорит, что «волхвования, заклятья и чародейства» — это либо пустое суеверие, либо действие бесов, ищущих доверия людей.

Он подчёркивал: *«Если мы живём благочестиво, никакие чары не могут повредить нам»*.

Св. Василий Великий:

*«Чародейство и заклинания — бегство от Бога»*.

Проклинающий отдаёт себя влиянию злых духов, но не приобретает подлинной силы.

---

## 2) Проклятия не имеют власти над тем, кто верит во Христа

Св. Ириней Лионский писал, что бесы «колдунам служат только до тех пор, пока те в заблуждении», но над христианином они не имеют власти, если он стоит в истине.

Св. Киприан Карфагенский, бывший маг, обращённый ко Христу, говорил, что все «заклятия и призывания» теряют силу перед именем Господа, и не могут навредить человеку, живущему в молитве и покаянии.

---

## 3) Проклинающий прежде всего ранит себя

Авва Дорофей говорит, что проклятие рождается из злобы сердца, и первым разрушает того, кто проклинает, потому что «яд выходит из сердца и к сердцу возвращается».

Св. Иоанн Лествичник:

*«Злоба — это собственное самоосуждение»*, поэтому тот, кто проклинает, тянет зло на самого себя.

---

## 4) Всякое проклятие — это отсутствие любви

Св. Максим Исповедник учит, что действие зла начинается с разрыва любви.

Проклятие — это словесное оформление этого разрыва, а значит, оно противно самой природе христианства.

Св. Григорий Нисский писал, что слова, произнесённые с ненавистью, «не подают жизнь, а разрушают её»; но сила их ограничена собственным автором.

---

## 5) Христианский ответ на проклятие — благословение

Согласно свт. Иоанну Златоусту и свт. Феофану Затворнику, проклятие гаснет, если человек отвечает благословением, и тогда благодать Божия «переворачивает зло в добро».

Феофан писал:

*«Проклятие чужое — ветер. Собственное озлобление — яд. Берегися не чужого, но своего».*

---

## Свод по сути

1. Языческие проклятия бессильны перед христианином.

2. Они вредят прежде всего тому, кто их произносит.

3. Они являются общением с духами злобы и греховным делом.

4. Христианин отвечает на проклятие молитвой и благословением.