Найти в Дзене
"Иная жизнь"

Чем отличаются покупатели в провинции и в столице? Мой взгляд как кассира, а так же другие моменты в работе в магазине "Чижик"

Приветствую всех читателей канала «Иная жизнь»! Уже месяц я подрабатываю в магазине «Чижик» — и хочу поделиться своими наблюдениями. Возможно, скоро у меня уже не будет возможности их делать: в штат взяли нового кассира, так что количество смен может сократиться — а то и вовсе сойти на нет. Но я не переживаю: это только пойдёт мне на пользу. Появится время поработать в других местах и заняться своими делами. На кассе особо наблюдать не за чем — разве что за покупателями. За это время я повидал столько странных личностей, что сам удивляюсь! Начну свой рассказ со сравнения покупателей в столице и в провинции. Наша страна многонациональна, и в столицу едут люди отовсюду. В магазине, где я подрабатываю, покупателей можно разделить на две условные группы: жители столицы и приезжие рабочие со строек. Я намеренно не использую термин «коренные москвичи», поскольку понимаю: не все, кто живёт в Москве, являются ими по происхождению. Несмотря на то что в столицу приезжают люди из разных регионов

Приветствую всех читателей канала «Иная жизнь»! Уже месяц я подрабатываю в магазине «Чижик» — и хочу поделиться своими наблюдениями. Возможно, скоро у меня уже не будет возможности их делать: в штат взяли нового кассира, так что количество смен может сократиться — а то и вовсе сойти на нет. Но я не переживаю: это только пойдёт мне на пользу. Появится время поработать в других местах и заняться своими делами.

На кассе особо наблюдать не за чем — разве что за покупателями. За это время я повидал столько странных личностей, что сам удивляюсь! Начну свой рассказ со сравнения покупателей в столице и в провинции.

Наша страна многонациональна, и в столицу едут люди отовсюду. В магазине, где я подрабатываю, покупателей можно разделить на две условные группы: жители столицы и приезжие рабочие со строек. Я намеренно не использую термин «коренные москвичи», поскольку понимаю: не все, кто живёт в Москве, являются ими по происхождению.

Несмотря на то что в столицу приезжают люди из разных регионов и даже стран, приезжего рабочего из ближнего зарубежья легко отличить от россиянина приехавшего из глубинки.

Различия между этими группами проявляются не только во внешности, но и в покупках, и в поведении. Наблюдая за этим, я начал так же понимать, откуда взялись некоторые «новшества», с которыми сталкивался, работая администратором в магазине «Пятёрочка».

Например, мода расплачиваться через банковское приложение с помощью сканирования QR‑кода пошла именно из столицы. В регионах многие кассиры были не в восторге, когда «сверху» спускали план по количеству таких операций.

Самое моё интересное наблюдение: несмотря на то что банковскими картами мы пользуемся все уже давно, а в столице нет проблем с интернетом и с оплатой, очень множество людей продолжают пользоваться наличными. Гораздо больше чем в провинции, на мой личный взгляд. Вот тебе и прогресс!

Несмотря на то что условно покупателей в столице можно разделить на две группы, есть существенные отличия этих групп от покупателей в регионах.

Да простят меня жители столицы, но, на мой личный взгляд, выглядят они как‑то более беспомощно что ли. За прошедший месяц я не получал столько наивных вопросов, наверное, за всё время работы в магазинах дома.

Вот, например, типичная ситуация: покупатель подносит к кассе какую‑нибудь банку или алкогольный напиток и спрашивает: «А он вкусный?»

Я реагировал на это просто. Отвечал примерно так: «Не могу вам ничего сказать. Вкусы у всех разные, и мой вкус не обязательно будет соответствовать вашему. К тому же сотрудники не пробуют всю продукцию. Я, например, алкоголь практически не употребляю и, соответственно, ничего не могу о нём рассказать».

Некоторые заявления покупателей вызывали у меня улыбку. Например: «Вы там скажите наверху, чтобы они заказывали хорошее! А то мы к вам ходить не будем!» Ну что на такое можно ответить? 🤔

Был вообще занятный случай. Один покупатель хотел рассчитаться на кассе металлическими белорусскими рублями и искренне не понимал почему я у него их не могу принять. 🤣

На этом фоне вопросы вроде: "А когда привезут товар...?" казались вообще простым пустяком. Хотя любой человек, обладающий логикой, понимает что кассиру никто ничего докладывать не будет, особенно о времени поставок продукции.

Да, смело могу констатировать, что логика не конёк жителей столицы. Могу даже пояснить с примером. Вот фото:

Успел снять на смартфон, пока не подошли покупатели
Успел снять на смартфон, пока не подошли покупатели

Если вы не поняли, поясню, как устроены магазины «Чижик».

Вход и выход здесь организованы через разные двери:

* через дверь выхода нельзя попасть в магазин снаружи;

* через входную дверь нельзя выйти из магазина.

На обеих дверях установлен специальный механизм, позволяющий открывать их только с одной стороны. С противоположной стороны ручки отсутствуют. Таким образом, покупатель, зайдя в магазин, неизбежно проходит часть торгового зала перед выходом.

У выхода расположена касса, а рядом — специальный проход, рассчитанный на размер тележек. Он служит двум целям:

1. Сотрудники могут возвращать тележки в начало торгового зала.

2. Покупатели могут отправлять тележки обратно, когда они больше не нужны (например, после того как товар размещён на транспортной ленте).

Так обеспечивается непрерывный кругооборот тележек: новые покупатели могут взять их и складывать товар по ходу движения по залу.

Однако некоторые посетители пытаются протолкнуть в этот проход корзины. Это создаёт проблему: приходится лезть в проход и доставать корзину вручную, иначе движение тележек блокируется. Такая ситуация не только неудобна, но и отнимает много времени.

Приходится делать замечания несообразительным покупателям, прося не ставить корзины в этот проход. Как люди реагируют?

Приезжие рабочие‑строители обычно молча убирают корзины. А вот другая группа ведёт себя неоднозначно: одни извиняются и исправляют ошибку, другие — наоборот.

Однажды одна покупательница заявила: «Я лучше знаю, куда мне их ставить!» Оставалось лишь молча пожать плечами. Когда она ушла, я вытащил мешающую корзину.

По моим наблюдениям, своевольных покупателей, не желающих думать, в столице очень много. Работая в других регионах и посещая там магазины «Чижик» или ему подобные, я с подобным явлением не сталкивался. Возникает мысль: может, провинциальные покупатели действительно сообразительнее?

Возможно, это лишь моя предвзятая оценка — спорить на эту тему не стану.

Тем не менее меня поразил ещё один момент: в столице довольно много покупателей, которые общаются с кассиром в подчеркнуто официальной манере.
В их речи присутствуют все этикетные обороты: «Здравствуйте!»; «Пожалуйста…»; «Не могли бы вы…»; «До свидания!».
В общем, всё по этикету — всё «по фэн‑шую»! 😄

Позитивные моменты в работе

Бывают и светлые эпизоды. Например, когда приходится подыгрывать родителям, чей ребёнок что‑то выпрашивает, а они не хотят это покупать.

Недавно я кивал и подтверждал, что машинка сломана, пока родители уговаривали маленького мальчика. Кто‑то скажет: «Ситуация негативная!» Но я вижу в этом иное:

* возможность проявить актёрские способности;

* шанс помочь семье предотвратить маленький конфликт.

Некоторые возражают: «Детей обманывать нехорошо!» С этим я не спорю, но и не считаю свой поступок чем‑то плохим — здесь нет корысти или выгоды. Просто нужно было помочь родителям успокоить расстроенного ребёнка. К тому же истерика малыша мешала и другим покупателям.

Часто слышу мнение, что в магазин лучше не ходить с маленькими детьми, которые не умеют себя контролировать. По этому поводу у меня нет однозначного ответа.

Расскажу об одном светлом для меня моменте — а вы решайте сами, как к этому относиться.

Как‑то ближе к концу смены в магазин пришла пожилая пара с девочкой. Я уже даже устал, но эта встреча взбодрила меня неожиданным образом.

Девочке, на мой взгляд, было три‑четыре года. Она не капризничала и всячески старалась помочь дедушке и бабушке (степень родства я понял не сразу — порой и в зрелом возрасте люди становятся родителями). Малышка усердно старалась помочь уложить покупки в сумку. Это не очень хорошо у неё получалось в силу её возраста. Скорее, можно даже сказать, она больше мешала, но дедушка с бабушкой стоически переносили такое рвение внучки.

Потом взрослые доверили ей ответственное дело — расплатиться банковской картой за покупки. Девочка едва доставала до терминала, но справилась и с гордым видом вернула карту бабушке.

Вдруг она посмотрела на меня и спросила:

— Как тебя зовут?

Я слегка опешил, но ответил:

— Алексей.

— А меня Анна‑Мария! — представилась она, затем взглянула на бабушку, снова на меня и добавила: — Не грусти. Всё будет хорошо. Мы пошли.

Эта сцена вызвала у меня улыбку. Я мысленно пожелал маленькой непоседе счастья и подумал: как бы было хорошо, что в её жизни всё сложилось удачно.

Её простые слова подействовали на меня удивительным образом. Усталость словно испарилась — я с лёгкостью доработал смену, пребывая в приподнятом настроении. Идя по пути к остановке после работы я не чувствовал усталости: появилось желание двигаться, творить, что‑то создавать.

Я снова и снова вспоминал эту встречу и удивлялся: что в ней особенного? На первый взгляд — ничего. Но для меня это стало маленьким чудом.

Задумайтесь: как часто кто‑то интересуется именем кассира? Почти никогда. Тем более — дети. А эта малышка сумела:

* заметить другого человека;

* почувствовать его состояние;

* проявить искренний интерес и сочувствие.

В этом — великий дар, особенно для ребёнка такого возраста.

От всего сердца желаю Анне‑Марии счастья, удачи и защиты от недоброжелателей.

А тем, кто не до конца понял смысл этой истории, хочу сказать: чудеса случаются каждый день. Нужно лишь уметь видеть их в простых, повседневных моментах.