Найти в Дзене
Самарский политех

«В атаки поднимался первым»

История одной дружбы в жизни и военном подвиге студента Куйбышевского индустриального института Владимира Витовского

Владимир Витовский
Владимир Витовский

Их было трое. Трое друзей из трёх куйбышевских вузов: Вова Витовский, студент-химик из Куйбышевского индустриального (ныне Самарский политех), Юра Видманов из строительного института и Лёша Зиновьев – из педагогического. Вместе гуляли по вечернему Куйбышеву, вместе знакомились с девчонками и так же вместе ушли на фронт.

Вот только историю этой священной дружбы после войны довелось сохранить для потомков лишь одному из них. Володя и Алексей навсегда остались 20-летними, а Юрий Видманов выжил вопреки всему, освобождал Советскую Украину, участвовал в боях за Будапешт, а после Великой Победы, окончив Куйбышевский индустриальный институт, много лет преподавал в нашем вузе.

Накануне годовщины начала контрнаступления Красной Армии под Москвой рассказываем об удивительном студенческо-военном братстве, чувстве, которое сильнее смерти.

«Прежде, чем что-то делать – подумай»

Эшелон с тремя неразлучными друзьями мчался навстречу войне. Монотонно покачивающийся состав располагал к воспоминаниям. Так, Вова Витовский вдруг вспомнил небольшую железнодорожную станцию Леонидовку. Он родился там 1 июля 1920 года. Отец, железнодорожный мастер, всегда надеялся, что сын пойдёт по его стопам. Но у Вовы были свои увлечения – физика, математика, спорт и больше всего он любил химию. Опыты, которые проводил Витовский-младший, вызывали восторг у друзей и опасения у родителей. Однажды в сарае грохнул взрыв, и отец тогда не выдержал:

– Прежде, чем что-то делать, семь раз отмерь. Подумай, сынок!

Он и подумал – после окончания средней школы в Сызрани в 1939 году поступил на химико-технологический факультет Куйбышевского индустриального института.

Битва под Москвой

25 ноября 1941 года 47-я отдельная стрелковая бригада вошла в состав 1-й Ударной армии, сосредоточенной под Москвой в районе Дмитрова и Загорска. Рубеж обороны проходил по восточному берегу канала Москва-Волга. Здесь, к северо-западу от столицы, создалась особо опасная обстановка. К вечеру 29 ноября противник захватил мост через канал, прорвался на восточный берег, оказавшись на расстоянии 30 километров от Москвы.

По приказу Ставки Верховного Главнокомандования передовые части 1-й Ударной армии вступили в бой и после ожесточенной схватки отбросили танковую колонну немцев за канал. 3-й батальон 47-й стрелковой дивизии, занимавший оборону в районе села Деденево, участия в том бою не принимал, но всё равно находился под сильным миномётным обстрелом. Был убит командир батальона капитан Черкасов и несколько бойцов. Владимир Витовский смотрел на погибших товарищей и с трудом осмыслял происходящее.

Утром 6 декабря батальон вместе с остальными подразделениями 1-й Ударной пошёл в наступление.

«Летучие отряды»

Командир 47-й стрелковой бригады решил создать в батальонах «летучие отряды», которые должны были по ночам, скрытно проникать в расположение противника, громить вражеские гарнизоны, уничтожать предателей. В одно из таких соединений попал Витовский.

Однажды отряд подошёл к небольшой деревне. Впереди маячили две фигуры – мужчина и женщина:

– Кто такие?

– Свои! – сказала женщина. – А вон в той избе спит пьяный фашист. Его оставили, чтобы деревню спалить.

Витовский метнул гранату под дверь, после взрыва заскочил в дом и увидел немца, пытавшегося выпрыгнуть в окно. Дал автоматную очередь над головой фрица, подбежал к нему, скрутил руки. Пленный не сопротивлялся. На улице уже собрались подоспевшие товарищи.

Володя вывел немца во двор. Вид у того был жалкий: тоненькая шинель, под ней две женские кофты, на голове – цветастый женский платок, поверх которого – пилотка.

– Ишь ты, в бабьих нарядах воевать собрался, – усмехались советские бойцы.

Первая победа батальона

13 декабря разгорелся бой за деревню Дулепово. Вокруг деревни – лес, от опушки до ближайших построек метров 200 открытого пространства.

– Проведем разведку боем, – сказал комбат. – Взводу второй роты обойти деревню и нанести удар с тыла. С фронта и флангов по взводу от каждой роты – атаковать. Патронов не жалеть. Миномётам вести непрерывный огонь.

После артподготовки в атаку поднялся весь батальон. Огонь с тыла, стремительные действия наших бойцов с флангов заставили оставшихся в живых фашистов сдаться. После сражения командир батальона направил в штаб бригады сведения о наиболее отличившихся бойцах. Среди них были и друзья-студенты из Куйбышева:

«Юрий Иванович Видманов. Красноармеец, пулеметчик, 1921 года рождения. Член ВЛКСМ. На протяжении всего боя был впереди. Спас жизнь 6 раненым бойцам – вынес их в укрытие.

Владимир Павлович Витовский. Красноармеец, автоматчик, 1920 года рождения. Член ВЛКСМ. Во время боя был впереди. В атаки поднимался первым, воодушевляя бойцов личным примером, храбростью и мужеством».

Принимая огонь на себя

К вечеру 13 декабря батальон был уже в Давыдково (в пяти километрахот Клина). Фронт смещался на запад, наши части постепенно освобождали Подмосковье. 17 декабря бойцы 3-го батальона 47-й стрелковой дивизии подошли к деревне Власово. Сходу взять её не удалось, поэтому комбат отдал приказ заходить в тыл противника небольшими группами. Витовский, Видманов и Зиновьев снова сражались плечом к плечу в одной из рейдовых групп.

Вечером 19 декабря батальон атаковал фашистов в Теряевой Слободе в Волоколамском районе. Бой был трудный, вязкий и кровопролитный. Наступать пришлось по открытой местности под сплошным огнём противника. Укрыться – негде, передвигались ползком, вжимаясь в снег. И при вспышках вражеских осветительных ракет можно было разглядеть трёх друзей из Куйбышева, державшихся вместе.

Немецкий пулемёт не умолкал, расстреливая наступавших советских солдат. Вот и Лёша Зиновьев, вскрикнув, повалился замертво. Другой боец слева от Витовского зажимал рукой рваную рану на шее.

– Так они нас всех перебьют, – негромко сказал Юра Видманов.

Витовский не ответил. Как и все, он старался плотнее прижаться к земле. Заставить вражеский пулемёт замолчать можно было только стремительным броском вперёд. Но дать такую команду некому – командир взвода убит в самом начале боя.

И тогда Володя решился, первым поднялся навстречу смертоносному свинцу, призывно взмахнул автоматом.

Он бежал не оглядываясь, но чувствовал, что позади, справа и слева бегут боевые друзья. И это удивительное сочетание яростной ненависти к врагу и безграничного счастья от сопричастности славному духу товарищества было последним, что почувствовал Владимир Витовский. В том бою он был тяжело ранен и умер на руках Юрия Видманова.

PS. К слову, в обороне Москвы участвовали также студенты и преподаватели Куйбышевского инженерно-строительного института. Среди них – будущий заведующий кафедрой марксизма-ленинизма и истории КПСС Николай Кудинов, преподаватель по гражданской обороне Александр Сулоев, заведующий кафедрой теплогазоснабжения и вентиляции Евгений Щибраев, преподаватель физкультуры Виктор Сухоруков.

-2

#НаучныйПолк #НаучныйПолк2025 #Самарскийполитех_помнит