Найти в Дзене
КиноРаритет

6 фильмов Василия Шукшина: все ли вы их видели?

Оглавление

За свою короткую жизнь Василий Шукшин снял всего шесть режиссёрских фильмов — одну дипломную короткометражку и пять полнометражных картин. И почти все они были любимы советским людом (любим ли российским? не уверен). Почти все — потому что несколько из них оказались забытыми, хотя и наполнены всем тем, что обычно у Шукшина любят.

За что в СССР любили Шукшина

Василия Макаровича Шукшина в Советском Союзе любили по-настоящему — не как «официального» классика, а как своего, родного человека. В каждом его фильме зрители чувствовали то самое шукшинское сочетание правды, боли и смешного абсурда деревенской жизни, знакомое им лучше любого академического пафоса.

Василий Шукшин был одним из самых любимых и уважаемых народом советских кинематографистов
Василий Шукшин был одним из самых любимых и уважаемых народом советских кинематографистов

Как и в своей прозе, в режиссёрских работах Шукшин говорил простыми словами о непростых вещах, умел показать трагикомедию советского быта без прикрас и без издёвки, уважительно, человечно.

«Из Лебяжьего сообщают» (1960)

Эта дипломная короткометражка рассказывает о секретаре райкома, который сталкивается с различными проблемами в разгар уборки урожая. Попутно с тем, как он решает организационный вопросы, ему приходится общаться с жителями села Лебяжье на самые обыденные, житейские темы, ведь именно к нему идут, как обращаются люди со своим наболевшим.

Уже свой дебютный короткометражный фильм Василий Шукшин посвятил деревенской теме
Уже свой дебютный короткометражный фильм Василий Шукшин посвятил деревенской теме

Интересные факты

  • Это дипломная работа Шукшина во ВГИКе, снятая ещё до его большой известности.
  • Строго говоря, именно эта короткометражка стала генеральной репетицией к фильму «Живёт такой парень»: и тональность, и типажи, и вера в «маленьких людей» здесь впервые оформляются в зрелый шукшинский стиль.
  • Для себя в ранней студенческой работе Шукшин тоже выделил небольшую роль.

«Живёт такой парень» (1964)

Главный герой — Иван Рябинин, простой шофёр с открытым сердцем и вечным стремлением помочь каждому встречному. Его жизнь состоит из небольших приключений, смешных эпизодов и человечных поступков, которые он совершает будто бы между делом. Ваня легко ссорится, легко мирится, неожиданно философствует и всё время оказывается в центре житейских коллизий. Он любит жизнь как она есть — с грязью, дорогами, песнями и вечным русским авось. В финале он опять оказывается на трассе, за рулём, — там, где ему и место.

В таргикомедии Василия Шукшина «Живёт такой парень» Леонид Куравлёв повторяет и развивает образ обаятельного шофёра, в котором он появлялся ещё в короткометражке про село Лебяжье
В таргикомедии Василия Шукшина «Живёт такой парень» Леонид Куравлёв повторяет и развивает образ обаятельного шофёра, в котором он появлялся ещё в короткометражке про село Лебяжье

Интересные факты

  • Это первый настоящий хит Шукшина, подаривший советскому кинематографу один из самых обаятельных характеров 60-х.
  • К Леониду Куравлёву здесь ещё не приклеилось комедийное амплуа, которое позже помешает ему получить роль Егора в «Калине красной».
  • Картина взяла призы на Венецианском фестивале и стала классикой «деревенского кино».

«Ваш сын и брат» (1965) — забытое кино

Фильм состоит из трёх новелл, объединённых судьбой одной деревенской семьи. В первой части домой из тюрьмы возвращается непутёвый герой Леонида Куравлёва, пытаясь вновь обрести место среди родных — но внезапный поворот выбивает его из сюжета. Во второй новелле деревенский молодой парень бегает по городу в поисках редкого лекарства для матери, оставшейся жить в деревне. В третьей старший из братьев приезжает в деревню навестить родителей и с удивлением узнаёт, что те не так уж рады его городским успехам, как он считал. В финале истории складываются в общую тему: каждый в этой семье идёт своей дорогой, но никто не может избавиться от чувства разобщённости.

По трагикомедии Шукшина «Ваш сын и брат» можно примерно представить, каким бы получился Егор Проскудин в «Калине красной», если бы его сыграл Леонид Куравлёв
По трагикомедии Шукшина «Ваш сын и брат» можно примерно представить, каким бы получился Егор Проскудин в «Калине красной», если бы его сыграл Леонид Куравлёв

Интересные факты

  • Хотя фильм снят по трём шукшинским рассказам, их сюжетное объединение оказалось неудачным: зрителя выбивает из колеи исчезновение героя Куравлёва после первой части.
  • Именно из-за этой структурной сумбурности картину почти не показывали и редко вспоминали — в отличие от остальных фильмов режиссёра.
  • Документальные вставки о деревенском быте выглядят слишком мрачно и «неуютно» — возможно, поэтому кино и считалось «тяжёлым».
  • Именно здесь Шукшин впервые «репетирует» тему возвращения человека из тюрьмы — ту самую, что потом станет центральной в «Калине красной».

«Странные люди» (1969)

Фильм тоже состоит из трёх отдельных новелл о людях, которых общество считает чудаками. Один герой пытается отстоять свой нравственный принцип, несмотря на насмешки окружающих. Другой — мечтатель, который живёт в собственных фантазиях и не хочет смириться с серостью жизни. Третий — человек необыкновенной внутренней свободы, который умудряется оставаться честным в самых неоднозначных ситуациях. Все трое кажутся смешными и нелепыми, но Шукшин показывает в них скрытую красоту и мудрость.

Такие непохожие друг на друга актёры - Евгений Евстигнеев и Сергей Никоненко - у Шукшина в таргикомедии «Странные люди» сыграли братьев
Такие непохожие друг на друга актёры - Евгений Евстигнеев и Сергей Никоненко - у Шукшина в таргикомедии «Странные люди» сыграли братьев

Интересные факты

  • Здесь Шукшин исправляет ошибку «Вашего сына и брата»: не пытается склеить новеллы, а просто делает набор историй.
  • Благодаря этому «Странные люди» смотрятся цельно, легко и не распадаются на фрагменты.

«Печки-лавочки» (1972)

Супружеская пара деревенских жителей получает путёвку «на юга» и впервые в жизни отправляется в большое путешествие. Дорога превращается в череду забавных встреч, нелепых ситуаций, попыток понять городские порядки и собственные чувства. Большая часть событий происходит в поезде, где герои переживают и смешные, и сердечные моменты — от бытовых столкновений до почти философских разговоров.

Сцены с обаятельным вором в исполнении Георгия Буркова чаще всего вспоминают, когда речь заходит о фильме Шукшина «Печки-лавочки»
Сцены с обаятельным вором в исполнении Георгия Буркова чаще всего вспоминают, когда речь заходит о фильме Шукшина «Печки-лавочки»

Интересные факты

  • Поездные сцены — лучшие в фильме, и именно их чаще всего цитируют и вспоминают зрители.
  • Хотя в картине играют Зиновий Гердт, Станислав Любшин и клоун Енгибаров, большинство зрителей помнит прежде всего поезд, проводника, беседы пассажиров.
  • «Печки-лавочки» подтверждают правило: почти нет плохих фильмов, действие которых происходит в поездах.

«Калина красная» (1973)

Экс-заключённый Егор Проскудин пытается начать новую жизнь на воле и уезжает к женщине, с которой переписывался из тюрьмы. Он ищет своё место в мире, где его никто не ждёт, кроме этой незнакомой деревенской женщины и её семьи. Герой пытается искупить прошлые грехи, но прошлое преследует его — люди, с которыми он когда-то водился, не дают ему уйти. Егор переживает короткое, робкое счастье, но постепенно становится ясно, что судьба позволит ему прожить только один светлый миг. Фильм наполнен предчувствием надвигающейся гибели и финал его трагичен.

По пестроте некоторых кадров «Калины красной» заметно, насколько Шукшину было непривычно работать с цветом
По пестроте некоторых кадров «Калины красной» заметно, насколько Шукшину было непривычно работать с цветом

Интересные факты

  • Единственный цветной фильм Шукшина — и самый яркий визуально; реставрация особенно подчёркивает сочность изображения.
  • Главную роль Шукшин решил сыграть сам: Куравлёв, хоть и блестяще сыграл заключённого в «Вашем сыне и брате», к 70-м стал слишком комедийным актёром; Шукшин побоялся, что в исполнении Куравлёва в центральном персонаже зритель будет видеть Жоржа Милославского из «Иван Васильевич меняет профессию».
  • Фильм создавался в атмосфере постоянного давления: худсоветы ругали, плёнки не давали, проект едва не закрывали — всё это буквально «добило» Шукшина.
  • Картина выглядит как прощание режиссёра с жизнью: сцены с берёзами, монологи о смерти, крушение надежд — всё будто предчувствие скорого конца.
Сейчас при просмотре «Калины Красной» кажется, что Василий Шукшин предчувствовал скорый свой конец
Сейчас при просмотре «Калины Красной» кажется, что Василий Шукшин предчувствовал скорый свой конец