За свою короткую жизнь Василий Шукшин снял всего шесть режиссёрских фильмов — одну дипломную короткометражку и пять полнометражных картин. И почти все они были любимы советским людом (любим ли российским? не уверен). Почти все — потому что несколько из них оказались забытыми, хотя и наполнены всем тем, что обычно у Шукшина любят.
За что в СССР любили Шукшина
Василия Макаровича Шукшина в Советском Союзе любили по-настоящему — не как «официального» классика, а как своего, родного человека. В каждом его фильме зрители чувствовали то самое шукшинское сочетание правды, боли и смешного абсурда деревенской жизни, знакомое им лучше любого академического пафоса.
Как и в своей прозе, в режиссёрских работах Шукшин говорил простыми словами о непростых вещах, умел показать трагикомедию советского быта без прикрас и без издёвки, уважительно, человечно.
Наверняка, какие-то из фильмов Шукшина вы не видели
«Из Лебяжьего сообщают» (1960)
Эта дипломная короткометражка рассказывает о секретаре райкома, который сталкивается с различными проблемами в разгар уборки урожая. Попутно с тем, как он решает организационный вопросы, ему приходится общаться с жителями села Лебяжье на самые обыденные, житейские темы, ведь именно к нему идут, как обращаются люди со своим наболевшим.
Интересные факты
- Это дипломная работа Шукшина во ВГИКе, снятая ещё до его большой известности.
- Строго говоря, именно эта короткометражка стала генеральной репетицией к фильму «Живёт такой парень»: и тональность, и типажи, и вера в «маленьких людей» здесь впервые оформляются в зрелый шукшинский стиль.
- Для себя в ранней студенческой работе Шукшин тоже выделил небольшую роль.
«Живёт такой парень» (1964)
Главный герой — Иван Рябинин, простой шофёр с открытым сердцем и вечным стремлением помочь каждому встречному. Его жизнь состоит из небольших приключений, смешных эпизодов и человечных поступков, которые он совершает будто бы между делом. Ваня легко ссорится, легко мирится, неожиданно философствует и всё время оказывается в центре житейских коллизий. Он любит жизнь как она есть — с грязью, дорогами, песнями и вечным русским авось. В финале он опять оказывается на трассе, за рулём, — там, где ему и место.
Интересные факты
- Это первый настоящий хит Шукшина, подаривший советскому кинематографу один из самых обаятельных характеров 60-х.
- К Леониду Куравлёву здесь ещё не приклеилось комедийное амплуа, которое позже помешает ему получить роль Егора в «Калине красной».
- Картина взяла призы на Венецианском фестивале и стала классикой «деревенского кино».
«Ваш сын и брат» (1965) — забытое кино
Фильм состоит из трёх новелл, объединённых судьбой одной деревенской семьи. В первой части домой из тюрьмы возвращается непутёвый герой Леонида Куравлёва, пытаясь вновь обрести место среди родных — но внезапный поворот выбивает его из сюжета. Во второй новелле деревенский молодой парень бегает по городу в поисках редкого лекарства для матери, оставшейся жить в деревне. В третьей старший из братьев приезжает в деревню навестить родителей и с удивлением узнаёт, что те не так уж рады его городским успехам, как он считал. В финале истории складываются в общую тему: каждый в этой семье идёт своей дорогой, но никто не может избавиться от чувства разобщённости.
Интересные факты
- Хотя фильм снят по трём шукшинским рассказам, их сюжетное объединение оказалось неудачным: зрителя выбивает из колеи исчезновение героя Куравлёва после первой части.
- Именно из-за этой структурной сумбурности картину почти не показывали и редко вспоминали — в отличие от остальных фильмов режиссёра.
- Документальные вставки о деревенском быте выглядят слишком мрачно и «неуютно» — возможно, поэтому кино и считалось «тяжёлым».
- Именно здесь Шукшин впервые «репетирует» тему возвращения человека из тюрьмы — ту самую, что потом станет центральной в «Калине красной».
«Странные люди» (1969)
Фильм тоже состоит из трёх отдельных новелл о людях, которых общество считает чудаками. Один герой пытается отстоять свой нравственный принцип, несмотря на насмешки окружающих. Другой — мечтатель, который живёт в собственных фантазиях и не хочет смириться с серостью жизни. Третий — человек необыкновенной внутренней свободы, который умудряется оставаться честным в самых неоднозначных ситуациях. Все трое кажутся смешными и нелепыми, но Шукшин показывает в них скрытую красоту и мудрость.
Интересные факты
- Здесь Шукшин исправляет ошибку «Вашего сына и брата»: не пытается склеить новеллы, а просто делает набор историй.
- Благодаря этому «Странные люди» смотрятся цельно, легко и не распадаются на фрагменты.
«Печки-лавочки» (1972)
Супружеская пара деревенских жителей получает путёвку «на юга» и впервые в жизни отправляется в большое путешествие. Дорога превращается в череду забавных встреч, нелепых ситуаций, попыток понять городские порядки и собственные чувства. Большая часть событий происходит в поезде, где герои переживают и смешные, и сердечные моменты — от бытовых столкновений до почти философских разговоров.
Интересные факты
- Поездные сцены — лучшие в фильме, и именно их чаще всего цитируют и вспоминают зрители.
- Хотя в картине играют Зиновий Гердт, Станислав Любшин и клоун Енгибаров, большинство зрителей помнит прежде всего поезд, проводника, беседы пассажиров.
- «Печки-лавочки» подтверждают правило: почти нет плохих фильмов, действие которых происходит в поездах.
«Калина красная» (1973)
Экс-заключённый Егор Проскудин пытается начать новую жизнь на воле и уезжает к женщине, с которой переписывался из тюрьмы. Он ищет своё место в мире, где его никто не ждёт, кроме этой незнакомой деревенской женщины и её семьи. Герой пытается искупить прошлые грехи, но прошлое преследует его — люди, с которыми он когда-то водился, не дают ему уйти. Егор переживает короткое, робкое счастье, но постепенно становится ясно, что судьба позволит ему прожить только один светлый миг. Фильм наполнен предчувствием надвигающейся гибели и финал его трагичен.
Интересные факты
- Единственный цветной фильм Шукшина — и самый яркий визуально; реставрация особенно подчёркивает сочность изображения.
- Главную роль Шукшин решил сыграть сам: Куравлёв, хоть и блестяще сыграл заключённого в «Вашем сыне и брате», к 70-м стал слишком комедийным актёром; Шукшин побоялся, что в исполнении Куравлёва в центральном персонаже зритель будет видеть Жоржа Милославского из «Иван Васильевич меняет профессию».
- Фильм создавался в атмосфере постоянного давления: худсоветы ругали, плёнки не давали, проект едва не закрывали — всё это буквально «добило» Шукшина.
- Картина выглядит как прощание режиссёра с жизнью: сцены с берёзами, монологи о смерти, крушение надежд — всё будто предчувствие скорого конца.