Найти в Дзене
Auto People

Ноябрьская лихорадка на авторынке РФ: клоны атакуют, Lada сдает позиции, а рынок замер перед ценовым штормом

Ноябрь 2025 года на российском автомобильном рынке нарисовал парадоксальную картину. С одной стороны, статистика показывает формальный рост: 127 921 проданный автомобиль – это на 5% больше, чем в ноябре 2024-го. С другой – это на целых 23% меньше, чем в октябре, что говорит о серьезном замедлении. TENET – новый бренд, который смог занять высокую (третью) позицию в рейтинге объема продаж Но главная драма разворачивается не в сухих цифрах, а в тектонических сдвигах внутри топ-10 брендов и моделей. Рынок, словно в лихорадке, скупал автомобили в преддверии «черного дня» – 1 декабря, когда вступили в силу новые правила расчета утильсбора, обещающие серьезное подорожание. Давайте разберемся, кто выиграл и проиграл в этой последней осенней гонке. Общая картина: рост с привкусом тревоги Итоговая цифра продаж за 11 месяцев 2025 года почти 1,19 млн машин – выглядит удручающе на фоне прошлого года, демонстрируя падение на 17,8%. Это говорит о том, что общий тренд остается негативным. Ноябрьский в
Оглавление

Ноябрь 2025 года на российском автомобильном рынке нарисовал парадоксальную картину. С одной стороны, статистика показывает формальный рост: 127 921 проданный автомобиль – это на 5% больше, чем в ноябре 2024-го. С другой – это на целых 23% меньше, чем в октябре, что говорит о серьезном замедлении.

TENET – новый бренд, который смог занять высокую (третью) позицию в рейтинге объема продаж
TENET – новый бренд, который смог занять высокую (третью) позицию в рейтинге объема продаж

Но главная драма разворачивается не в сухих цифрах, а в тектонических сдвигах внутри топ-10 брендов и моделей. Рынок, словно в лихорадке, скупал автомобили в преддверии «черного дня» – 1 декабря, когда вступили в силу новые правила расчета утильсбора, обещающие серьезное подорожание. Давайте разберемся, кто выиграл и проиграл в этой последней осенней гонке.

Общая картина: рост с привкусом тревоги

Итоговая цифра продаж за 11 месяцев 2025 года почти 1,19 млн машин – выглядит удручающе на фоне прошлого года, демонстрируя падение на 17,8%. Это говорит о том, что общий тренд остается негативным. Ноябрьский всплеск (+5% к прошлому году) не должен вводить в заблуждение. Это не признак оздоровления экономики или роста покупательской способности, а скорее ажиотажный спрос в преддверии ожидаемого увеличения затрат при покупке нового авто.

Распределение мест по маркам
Распределение мест по маркам

Эксперты сходятся во мнении, что главной движущей силой ноябрьских продаж стало желание успеть купить машину до неизбежного роста цен. Новая методика расчета утильсбора, вступившая в силу 1 декабря, делает ввоз автомобилей по схемам параллельного импорта, особенно для физических лиц, существенно дороже. Это последняя возможность для «серых» дилеров и частных покупателей привезти Toyota, Kia или Hyundai по старым правилам. Поэтому ноябрьские цифры – это во многом «закупка впрок», за которой, вероятнее всего, последует резкий спад в декабре и начале 2026 года.

Lada под давлением: лидерство есть, доминирования – нет

Отечественный бренд Lada по-прежнему удерживает первую строчку с результатом 27 416 автомобилей. Однако за этим формальным лидерством скрывается тревожная тенденция. Доля рынка АвтоВАЗа за год рухнула с внушительных 31,1% до 21,4%. Фактически, каждый десятый покупатель, который год назад выбрал бы Lada, в этом ноябре предпочел другой бренд. Падение продаж в абсолютных цифрах тоже впечатляет – минус 27,6% по сравнению с ноябрем 2024-го.

В модельном зачете ситуация не лучше:

  • Lada Granta все еще №1 в стране (12 997 шт.), но и ее продажи просели на 18,7%. Статус «самого доступного автомобиля» больше не является абсолютной гарантией успеха.
  • Lada Vesta переживает настоящую катастрофу. Продажи рухнули на 39,4% (5 386 шт.), и модель опустилась на третье место, пропустив вперед китайский кроссовер. Кажется, что перезапуск и модернизация не смогли в полной мере вернуть доверие покупателей на фоне агрессивного ценового и технологического давления со стороны конкурентов.
  • Lada Niva Legend замыкает топ-10 (3 039 шт.), потеряв 24,4% продаж.
Падение продаж Лада Гранта за 11 месяцев по сравнению с прошлым годом составила почти 28%. Статус наиболее доступного автомобиля не помог сохранить высокий спрос
Падение продаж Лада Гранта за 11 месяцев по сравнению с прошлым годом составила почти 28%. Статус наиболее доступного автомобиля не помог сохранить высокий спрос

Причина очевидна – конкуренция со стороны китайских брендов, особенно тех, что получили российскую «прописку», стала запредельно жесткой. Lada теряет свое главное преимущество – уникальное положение на рынке.

Феномен «локальных клонов»: Tenet и Belgee перекраивают рынок

Главный сюжет ноября – это триумф стратегии «ребеджинга», или, проще говоря, продажи китайских автомобилей под новыми, локализованными брендами.

На третье место в рейтинге марок ворвался абсолютный новичок – российский бренд Tenet (9 914 проданных машин). Под этой вывеской скрываются хорошо знакомые кроссоверы Chery, собираемые в России. Успех ошеломляет: две модели Tenet сразу вошли в топ-5 самых продаваемых автомобилей в стране:

  • Tenet T4 (копия Chery Tiggo 4) – 4-е место (4 535 шт.).
  • Tenet T7 (копия Chery Tiggo 7L) – 5-е место (4 485 шт.).
Переплачивать за другой шильдик не имеет смысла. Повышенный спрос на TENET подтвердил прагматичность российских покупателей
Переплачивать за другой шильдик не имеет смысла. Повышенный спрос на TENET подтвердил прагматичность российских покупателей

Этот маневр оказался убийственным для материнского бренда: продажи самой Chery обвалились на 71,4%, и марка скатилась на 9-е место. По сути, произошла внутренняя каннибализация: покупатель просто выбрал тот же автомобиль, но с другим шильдиком, вероятно, по более привлекательной цене или с лучшими условиями от дилера.

Аналогичную историю успеха демонстрирует белорусский бренд Belgee, занявший 5-ю строчку. Его продажи взлетели на 163% (8 326 шт.). В топ-10 моделей вошли его бестселлеры:

  • Belgee X70 (копия Geely Atlas Pro) – 8-е место, рост продаж в 3,1 раза (3 578 шт.).
  • Belgee X50 (копия Geely Coolray) – 9-е место, рост на 71,7% (3 459 шт.).

Как и в случае с Chery, эта стратегия ударила по родительскому бренду: продажи Geely снизились на 4,7%, хотя марка и держится на высоком 4-м месте благодаря популярности флагманского кроссовера Monjaro (6-е место в модельном зачете).

Belgee X70 пользуется достаточно высоким спросом
Belgee X70 пользуется достаточно высоким спросом

Отмеченную тенденцию подтверждает свежая новость – Geely Emgrand исключен из ассортимента китайского бренда. Этот сравнительно недорогой седан полностью заменил белорусский аналог – Belgee S50. Он предлагается с осени 2025 года дешевле – от 1,85 или от 2 млн руб. с механикой или «автоматом» соответственно.

 Belgee S50 полностью заменил Geely Emgrand
Belgee S50 полностью заменил Geely Emgrand

Haval и остальные: островок стабильности

На фоне этой «войны клонов» особняком стоит Haval. Бренд уверенно занимает второе место (17 961 шт.), нарастив продажи на 16,4% под собственным именем. Его стратегия – глубокая локализация производства (завод в Туле) и сильный маркетинг – продолжает приносить плоды.

  • Haval Jolion – бессменный лидер среди иномарок и №2 на всем рынке (6 258 шт., +11,7%).
  • Haval M6, производимый на мощностях в Калуге, также показывает уверенный рост (+20,4%) и занимает 7-ю строчку.
Haval Jolion
Haval Jolion

Остальные игроки в топ-10 демонстрируют разнонаправленную динамику:

  • Solaris (7-е место): бывшие модели Hyundai и Kia, выпускаемые на петербургском заводе, показали феноменальный рост почти в 200%. Это доказывает, что знакомый продукт с локальной сборкой все еще очень востребован.
  • Toyota (8-е место): рост на 109% – это явный результат активности «параллельных» импортеров, которые стремились завезти как можно больше машин до повышения утильсбора. Этот всплеск, скорее всего, окажется разовым.
  • Changan (6-е место) и Jetour (10-е место) показывают отрицательную динамику. Jetour, еще один суббренд Chery, вернулся в топ-10, вытеснив оттуда Omoda, что лишь подтверждает сложную внутреннюю конкуренцию внутри китайского гиганта.
Распределение по моделям
Распределение по моделям

Прогноз на будущее: затишье перед бурей

Ноябрь 2025 года стал последним месяцем «старой» реальности. Декабрь обещает быть холодным во всех смыслах. Рынок, скорее всего, ждет серьезный спад продаж, так как ажиотажный спрос исчерпан, а новые ценовые реалии отпугнут многих потенциальных покупателей.

Сегмент параллельного импорта резко сократится, оставив на плаву лишь тех, кто готов платить за премиальные или эксклюзивные модели по завышенным ценам. Вся основная борьба развернется между Lada и локализованными «китайцами» – как под своими именами (Haval), так и под «клонированными» (Tenet, Belgee).

Подчеркнем отдельно быстрое развитие локализованной сборки. Эта технология позволяет снизить стоимость автомобилей:

«Зубр» выходит на охоту: в Беларуси запускают новый национальный автобренд. Что это за машины и сколько они стоят?

Старт производства и продаж новых кроссоверов ZUBR в Беларуси объявили 1 декабря 2025 года
Старт производства и продаж новых кроссоверов ZUBR в Беларуси объявили 1 декабря 2025 года

Ключевой вопрос на 2026 год: сможет ли Lada найти ответ на агрессивную экспансию конкурентов и остановить падение своей доли, или же мы станем свидетелями окончательной смены лидера на российском авторынке? Ноябрьские результаты показали, что второй сценарий уже не выглядит фантастикой.