Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Загадки «Щелкунчика»: как сказка стала главным новогодним балетом?

Под Новый год на сценах сотен театров оживает настоящее волшебство — балет «Щелкунчик». Завораживающая музыка Петра Ильича Чайковского, танцующие снежинки, битва игрушек с мышиным войском и, конечно же, растущая до небес рождественская ель. Билеты на этот балет обычно раскупаются за несколько часов, но что скрывается за этой, казалось бы, детской сказкой? Почему она вот уже более двух столетий находит отклик в сердцах не только детей, но и взрослых? Попробуем разобраться. «Щелкунчик» — это рождественская история о девочке Мари (или Кларе, в разных версиях ее имя менялось), которая получает в подарок куклу-орехокол. Ночью игрушка оживает, сражается с мышиным королем и превращается в прекрасного принца, уводя Мари в волшебную страну. Однако оригинальная сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана гораздо сложнее и психологичнее. Это история о грани между реальностью и иллюзией, детством и взрослением, красотой и уродством. Гофман мастерски закладывает мысль о том, что истинное волшебство рожда

Под Новый год на сценах сотен театров оживает настоящее волшебство — балет «Щелкунчик». Завораживающая музыка Петра Ильича Чайковского, танцующие снежинки, битва игрушек с мышиным войском и, конечно же, растущая до небес рождественская ель. Билеты на этот балет обычно раскупаются за несколько часов, но что скрывается за этой, казалось бы, детской сказкой? Почему она вот уже более двух столетий находит отклик в сердцах не только детей, но и взрослых? Попробуем разобраться.

«Щелкунчик» — это рождественская история о девочке Мари (или Кларе, в разных версиях ее имя менялось), которая получает в подарок куклу-орехокол. Ночью игрушка оживает, сражается с мышиным королем и превращается в прекрасного принца, уводя Мари в волшебную страну. Однако оригинальная сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана гораздо сложнее и психологичнее. Это история о грани между реальностью и иллюзией, детством и взрослением, красотой и уродством. Гофман мастерски закладывает мысль о том, что истинное волшебство рождается не в сказочных королевствах, а в глубине человеческой души, способной к самопожертвованию, любви и вере…

-2

В образе Щелкунчика скрыта метафора человека, который должен преодолеть свои страхи, чтобы стать настоящим героем. Его трансформация символизирует процесс взросления, в котором каждый из нас учится преодолевать свои недостатки и противостоять сложностям.

Образ Мышиного короля автор использует как катализатор личных изменений: лишь преодолев свои страхи, герои смогут достичь трансформации. А крёстный Мари, советник Дроссельмейер, — не просто добрый волшебник, а фигура двойственная. Он - чудак-изобретатель, чьи механические творения одновременно восхищают и пугают, отражая самую суть мира.

-3

Именно эта глубина и двойственность делает сказку интересной для взрослых. Ребенок следит за захватывающим сюжетом, а взрослый видит в ней метафору собственной жизни: борьбу с внутренними «демонами», ностальгию по утраченной чистоте детских грёз и вечную веру в то, что искренняя любовь способна разрушить самые страшные чары.

Путь «Щелкунчика» на балетную сцену был полон препятствий и личных драм. За основу балета взяли не оригинал Гофмана, а его более легкую и светлую адаптацию, сделанную Александром Дюма-отцом под названием «История Щелкунчика». Именно эту версию использовал балетмейстер Мариус Петипа, создавая либретто.

-4

Когда Петр Ильич Чайковский увидел сценарий, он пришел в замешательство. Композитора смущал второй акт, который он в шутку называл «дивертисментом кондитерских изделий» — парад сладостей казался ему несерьезным и отвлекающим от главной линии. Он даже думал отказаться от заказа, но директор Императорских театров Иван Всеволожский убедил его, что балет ждет царская семья.

Работа шла тяжело. Весной 1891 года Чайковский, и без того склонный к меланхолии, узнал о смерти своей горячо любимой сестры Александры. Горечь утраты он вложил в музыку, наполнив партитуру «Щелкунчика» не только светом и волшебством, но и глубокими трагическими интонациями. Так прощание с близким человеком было пропущено через призму сказки.

-5

Премьера, состоявшаяся 6 декабря 1892 года в Мариинском театре, была встречена критиками прохладно. Однако время расставило все по местам: сегодня «Щелкунчик» — рекордсмен по числу показов и настоящий сценический долгожитель. Этот балет давно стал таким же атрибутом праздника, как нарядная елка или бой курантов, а музыка Чайковского - квинтэссенцией волшебства. Трепетный «Танец феи Драже», торжественный «Вальс цветов», завораживающий «Танец снежинок» — эти мелодии мгновенно переносят нас в мир детства, сказки и ожидания чуда.

-6

Многие наверняка слышали об искусственно завышенных ценах на «Щелкунчика» в Большом театре, однако эта постановка — далеко не единственный способ увидеть главный новогодний балет. Многие другие площадки предлагают не менее захватывающие версии, но по куда более доступным ценам, без огромных очередей и ажиотажа.

Погрузиться в атмосферу волшебства и стать частью многовековой традиции действительно проще, чем кажется. На сервисе «Горбилет» можно легко найти и выгодно купить билеты на разные версии главной зимней сказки. Например:

Чтобы увидеть все доступные варианты — не только спектаклей, но и концертов или экскурсий, — загляните на «Горбилет». Выбирайте удобную дату и отправляйтесь навстречу волшебству, которое уже больше века завораживает и детей, и взрослых!

Реклама. ООО «Горбилет», ИНН 7813296237, erid: 2W5zFJ9Hm1r