Найти в Дзене

Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

С Праздником, немного истории. Введение во храм Пресвятой Богородицы: история праздника Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, отмечаемый 4 декабря (21 ноября по старому стилю), посвящен событию из раннего детства Девы Марии, не упомянутому в канонических Евангелиях. Его история основана на Церковном Предании, а именно на тексте Протоевангелия Иакова (II век) — одном из самых авторитетных раннехристианских апокрифов. --- 1. Источники и событие Согласно Преданию, родители Марии, праведные Иоаким и Анна, долгое время были бездетны. Дав обет, что если родится ребенок, они посвятят его служению Богу, они после рождения дочери решили исполнить это обещание. · Когда Марии исполнилось три года, ее торжественно привели в Иерусалимский храм. Процессию возглавляли юные девы с зажженными светильниками. · У входа в храм их встретил первосвященник (которым, по некоторым преданиям, был Захария, отец Иоанна Крестителя) со священниками. · Самое удивительное, о чем повествует Предание:

С Праздником, немного истории.

Введение во храм Пресвятой Богородицы: история праздника

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, отмечаемый 4 декабря (21 ноября по старому стилю), посвящен событию из раннего детства Девы Марии, не упомянутому в канонических Евангелиях. Его история основана на Церковном Предании, а именно на тексте Протоевангелия Иакова (II век) — одном из самых авторитетных раннехристианских апокрифов.

---

1. Источники и событие

Согласно Преданию, родители Марии, праведные Иоаким и Анна, долгое время были бездетны. Дав обет, что если родится ребенок, они посвятят его служению Богу, они после рождения дочери решили исполнить это обещание.

· Когда Марии исполнилось три года, ее торжественно привели в Иерусалимский храм. Процессию возглавляли юные девы с зажженными светильниками.

· У входа в храм их встретил первосвященник (которым, по некоторым преданиям, был Захария, отец Иоанна Крестителя) со священниками.

· Самое удивительное, о чем повествует Предание: Мария самостоятельно взошла по высоким ступеням храма (их было 15), что было нелегко для маленького ребенка.

· По наитию Святого Духа первосвященник ввел Ее в самое священное место храма — Святая Святых (куда сам имел право входить только раз в году). Это было действием, символизирующим особую избранность Девы Марии.

· Мария осталась жить при храме, где воспитывалась в молитве, благочестии и рукоделии до своего обручения с праведным Иосифом (в возрасте около 12-14 лет).

Богословский смысл события:

· Подготовка «живого ковчега» — Девы Марии — к воплощению Бога. Как Ковчег Завета в Ветхом Завете был величайшей святыней, так Мария становится Новозаветным Ковчегом, но уже для Самого Слова Божия.

· Символ начала перехода от Ветхого Завета к Новому. Введение в Святая Святых будущей Богоматери предвещает, что через Неё в мир придет Сам Мессия.

---

2. История установления праздника

· Позднее происхождение: В отличие от Рождества или Успения Богородицы, праздник Введения установлен позднее. Первые упоминания о нем появляются в IV-VIII веках на христианском Востоке.

· Свидетельства проповедей: О событии Введения писали такие отцы Церкви, как Герман Константинопольский (VIII век), Тарасий Константинопольский (IX век) и Григорий Палама (XIV век). Их проповеди подтверждают, что праздник уже был в литургическом календаре.

· Широкое распространение: Окончательно праздник входит в число двунадесятых (двенадцати главных) православных праздников в IX веке, при императоре Византии Юстиниане I (по другим данным — позже). Его распространению способствовала деятельность монахов-студитов.

· На Руси: Праздник пришел вместе с крещением и стал одним из самых почитаемых. Многие храмы и монастыри на Руси освящались в его честь (например, Введенская Оптина пустынь). Иконография праздника сложилась уже в постиконоборческую эпоху (после IX века).

---

3. Богослужение и иконография

· Богослужение: Праздник имеет один день предпразднства (3 декабря) и четыре дня попразднства. Служба включает особые стихиры и канон (автором которого считается Георгий Никомидийский, IX век), раскрывающие символику события.

· Иконография: На иконах изображают центральную сцену: маленькая Мария (часто в одеждах, напоминающих царские, как символ чистоты) стоит перед первосвященником на фоне храма. Позади нее — родители, а иногда и девы со светильниками. Важная деталь — изображение Святая Святых в виде кивория (сени) или за завесой в глубине храма.

---

4. Народные традиции на Руси (Введенье)

На Руси праздник совпадал с окончательным переходом зимы и началом зимних гуляний:

· «Введенские морозы»: Начало настоящей зимней погоды.

· Открывались «Введенские ярмарки», особенно знаменитые санные торги.

· Первый выезд на санях: Молодожены устраивали первый выезд на украшенных санях, показывая себя людям.

· С этого дня начинались зимние посиделки с рукоделием и песнями.

Заключение

Таким образом, история праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы — это многовековое развитие церковного Предания, глубоко осмысленного в богословии и литургической жизни Церкви. Он знаменует не просто детское событие из жизни Девы Марии, а важнейший этап в истории спасения человечества, когда будущая Матерь Божия готовится стать чистейшим сосудом для воплощения Спасителя. Праздник соединяет в себе глубину богословского смысла с теплотой народного почитания на Руси.