Найти в Дзене
История и культура Евразии

Энцо Феррари / Жизнь автогонщика и конструктора

Энцо Феррари — фигура поистине легендарная, человек, чье имя стало синонимом скорости, роскоши и непревзойденного мастерства в автомобильном мире. Однако за блеском и успехом его империи скрывались глубокие личные трагедии, скандалы и противоречивые решения. Мальчик из Модены, мечтавший о скорости Энцо Ансельмо Джузеппе Мария Феррари родился 18 февраля 1898 года в Модене, Италия (хотя в его свидетельстве о рождении указано 20 февраля). Его отец, Альфредо, был владельцем небольшой металлообрабатывающей мастерской, и с ранних лет Энцо проявлял интерес к машинам. В десятилетнем возрасте он впервые попал на автогонки в Болонье, и это событие навсегда изменило его жизнь, зародив страсть к автоспорту. Однако юность Энцо была омрачена трагедиями: в 1916 году он потерял отца и старшего брата Альфредо-младшего (Дино) из-за эпидемии гриппа. Мастерскую отца отобрали в пользу государства по предлогом военного времени. Эти потери заставили его повзрослеть раньше времени и прервать образование. По
Оглавление

Энцо Феррари — фигура поистине легендарная, человек, чье имя стало синонимом скорости, роскоши и непревзойденного мастерства в автомобильном мире. Однако за блеском и успехом его империи скрывались глубокие личные трагедии, скандалы и противоречивые решения.

Мальчик из Модены, мечтавший о скорости

Энцо Ансельмо Джузеппе Мария Феррари родился 18 февраля 1898 года в Модене, Италия (хотя в его свидетельстве о рождении указано 20 февраля). Его отец, Альфредо, был владельцем небольшой металлообрабатывающей мастерской, и с ранних лет Энцо проявлял интерес к машинам. В десятилетнем возрасте он впервые попал на автогонки в Болонье, и это событие навсегда изменило его жизнь, зародив страсть к автоспорту.

Однако юность Энцо была омрачена трагедиями: в 1916 году он потерял отца и старшего брата Альфредо-младшего (Дино) из-за эпидемии гриппа. Мастерскую отца отобрали в пользу государства по предлогом военного времени. Эти потери заставили его повзрослеть раньше времени и прервать образование.

После службы в в 3-м горном артиллерийском полку итальянской армии во время Первой мировой войны, где он сам тяжело переболел гриппом, Энцо пытался устроиться на работу в Fiat, но получил отказ. В конце концов, в 1919 году он нашел работу тест-пилота в небольшой миланской автомобильной компании CMN (Costruzioni Meccaniche Nazionali), а затем и гонщика. В 1920 году Феррари перешел в гоночный отдел Alfa Romeo.

От гонщика к создателю легенды

Хотя Энцо Феррари одержал несколько побед, например, на Circuito del Savio в 1923 году и Coppa Acerbo в 1924 году, его истинный талант проявился в организаторской деятельности. Потрясенный смертью гонщиков Уго Сивоччи в 1923 году и Антонио Аскари в 1925 году, Феррари признался, что продолжал гоняться "вполсилы". После рождения его сына Альфредо (Дино) в 1932 году, Энцо окончательно ушел из активного автоспорта, чтобы полностью сосредоточиться на управлении командой.

В 1929 году он основал собственную гоночную команду — Scuderia Ferrari («Конюшня Феррари»), изначально как гоночное подразделение Alfa Romeo. Команда быстро завоевала успех, и Феррари закрепил за собой репутацию проницательного тактика и лидера. Однако, в 1939 году, из-за разногласий с руководством Alfa Romeo, Энцо покинул компанию, подписав соглашение, запрещающее ему использовать имя Ferrari в связи с гонками или автомобилями в течение четырех лет. Неустрашимый, он основал Auto Avio Costruzioni, которая в 1940 году выпустила свой первый настоящий автомобиль — Tipo 815. После Второй мировой войны, в 1947 году, появился первый автомобиль, официально носивший имя Ferrari — 125 S.

Культовый логотип с жеребцом

История знаменитого логотипа Ferrari — "Гарцующего жеребца" (Cavallino Rampante) — уходит корнями в Первую мировую войну. Черный гарцующий жеребец был личным гербом итальянского аса Франческо Баракки, который изображал его на фюзеляже своего самолета.

В 1923 году, после победы на гонке Circuito del Savio в Равенне, Энцо Феррари встретился с родителями Баракки — графом Энрико и графиней Паолиной. Графиня Паолина предложила Энцо использовать эмблему ее сына в качестве талисмана удачи для его машин. Феррари согласился и в 1932 году принял гарцующего жеребца для своей Scuderia Ferrari, добавив желтый фон, цвет его родного города Модены. Изначально хвост жеребца был опущен, но позже его подняли вверх.

Обвинения в "чужой крови" и цена скорости

Эпоха, в которую гонялись автомобили Ferrari, была невероятно опасной, и многочисленные аварии со смертельным исходом омрачали историю команды. Энцо Феррари часто обвиняли в том, что он строил свою карьеру "на чужой крови". В период с 1955 по 1971 год восемь гонщиков Ferrari погибли за рулем его автомобилей, включая Альберто Аскари, Эудженио Кастеллотти, Альфонсо де Портаго (в аварии также погибли девять зрителей), Луиджи Муссо, Питера Коллинза, Вольфганга фон Трипса, Лоренцо Бандини и Игнацио Джунти.

Особенно трагичным стал инцидент на гонке Mille Miglia в 1957 году, когда в результате аварии Ferrari погибли гонщик Альфонсо де Портаго, его штурман и десять зрителей, включая пятерых детей. Ватиканская газета L'Osservatore Romano тогда назвала Феррари "сатурном-промышленником, пожирающим своих сыновей". Феррари был расследован по обвинению в непредумышленном убийстве, но позже оправдан, поскольку технические отчеты указывали на дефект шин.

Его стиль управления был авторитарным, и он был известен тем, что стравливал гонщиков друг с другом, чтобы улучшить их результаты. Хотя публично он всегда воздавал должное гонщикам, рискующим своей жизнью, в частных беседах он часто говорил, что "причиной любого успеха был автомобиль". После смертей Джузеппе Кампари в 1933 году и Альберто Аскари в 1955 году, с которыми у него были крепкие личные отношения, он старался не сближаться со своими гонщиками, чтобы избежать эмоциональной боли.

Личные драмы и империя Ferrari

Личная жизнь Энцо Феррари была полна драматических событий. Самой большой трагедией стала смерть его первенца, Альфредо "Дино" Феррари, в 1956 году. Дино, родившийся в 1932 году, страдал мышечной дистрофией и умер в возрасте 24 лет. Эта потеря глубоко потрясла Энцо и его жену Лауру, став причиной разлада в их браке. В память о своем сыне Энцо создал серию автомобилей "Dino".

Энцо был женат на Лауре Доминике Гарелло с 1923 года и имел от нее сына Дино. Однако у него также был второй сын, Пьеро, родившийся в 1945 году от его многолетней любовницы Лины Ларди. Из-за итальянских законов того времени Энцо смог официально признать Пьеро своим сыном только после смерти Лауры в 1978 году. Пьеро Феррари сейчас является вице-президентом компании Ferrari.

На протяжении десятилетий Энцо Феррари руководил своей компанией, сталкиваясь с финансовыми трудностями. В 1960-х годах, чтобы финансировать свои гоночные амбиции, он принял стратегическое решение производить роскошные дорожные автомобили. В 1969 году он продал 50% акций компании Fiat (к 1988 году доля Fiat выросла до 90%). Он отошел от дел как управляющий директор подразделения дорожных автомобилей в 1971 году, а официально покинул пост президента в 1977 году, хотя фактически сохранял контроль до самой смерти.

В 1961 году произошел так называемый "Великий исход", когда восемь ключевых сотрудников, включая главного инженера Карло Чити и руководителя отдела продаж Джиотто Биззаррини, покинули Ferrari из-за разногласий с Энцо. Несмотря на этот значительный удар, Феррари сумел преодолеть кризис, перестроив команду и продолжив побеждать.

Энцо Феррари скончался 14 августа 1988 года в Маранелло в возрасте 90 лет. По его просьбе, сообщение о его смерти было опубликовано только спустя два дня. Незадолго до смерти он одобрил запуск культовой модели Ferrari F40, которая стала символом его достижений. В 2002 году в его честь была названа модель Ferrari Enzo.

Энцо Феррари действительно превратил скорость в религию, гонки в политику, а свое имя — в один из самых мощных брендов XX века. Его история — это переплетение гения, амбиций, страсти к машинам, личных трагедий и спорных решений, которые, несомненно, оставили неизгладимый след в мировом автоспорте и автомобильной индустрии.

Энцо Феррари беседует с журналистами во время уик-энда Гран-при Италии (1967)
Энцо Феррари беседует с журналистами во время уик-энда Гран-при Италии (1967)

Будет интересно почитать:

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, может подпиской! Впереди, на канале, много интересного! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!