- Не плачь, успокойся, нашла из-за кого слезы лить, не стоит твой Борька этих слез, - успокаивала бабушка Аксинья свою внучку Веру. – Я тебе еще перед свадьбой говорила, не тот человек Борька, не выходи за него… а ты? Любовь… любовь, мы любим друг друга. И что теперь, где эта любовь?
- Ой, бабуль, я думала ты меня утешишь, а ты все то же, - вытирая слезы говорила Вера.
- А что я должна сказать? Похвалить этого… Борьку, от которого никакого толка, вот теперь и льешь слезы.
- Бабуль, а как же любовь. Я ему верила, а он притащил домой мою соседку Вальку, которая на семь лет старше его, еще надо мной она и посмеялась… Ведь полгода всего и прожили с ним, а он уже…
Вера вернулась пораньше с работы, вошла в дом, а там смех, она прошла в спальню и увидела картину, от которой ей стало дурно. Борька смотрел на нее испуганно, а Валька улыбалась и выдала:
- Ну чего уставилась? Вот обучаю твоего мужа всем премудростям любви, – и противно расхохоталась.
Вера вылетела из дома и побежала куда глаза глядят, так и оказалась у своей бабушки.
- Ну что любовь…Ну какая это любовь, если он привел к вам в дом другую бабу? Бросай его, разводись пока нет ребенка. Живи пока у меня, - говорила Аксинья.
Хоть и старалась бабушка говорить твердо, но у самой сердце обливалось кровью. Ее любимую внучку обидел какой-то ... Борька, из семьи пьющих и скандальных родителей. Она была уверена, что так и будет, но Верочка и слушать не стала ее.
Вырастают конечно, дети из таких семей хорошими и добрыми, самостоятельными, все бывает. Но не Борька. Этот с малых лет шкодил, а став взрослым часто напивался, затевал драки, в которых ему же и доставалось. Не хотелось Аксинье, чтобы внучка вышла за него. Но Борька хитрый, понимал, что Вера спокойная, добрая, заботливая и работящая.
- Вер, вот ей Богу, клянусь тебе, пить брошу, как только поженимся, - обещал он, когда делал предложение.
А она наивная верила. В общем-то у нее еще и парня не было, всерьез ни с кем не встречалась. Ну если только в школе с Витькой, но там была дружба и не более. А влюбилась в Борьку, он и правда симпатичный, так влюбилась, словно кроме него больше не было парней. Он правда на четыре года старше, и армию несколько лет назад отслужил.
Отговаривали Веру все от замужества, подружка Лиза прямо так и сказала:
- Не уважаю я твоего Борьку, выйдешь замуж за него, с ним не приходи к нам в гости. Мой муж его тоже терпеть не может и даже сказал, что ты пожалеешь, если выйдешь за него.
- Лиза, да что вы все заладили, если, если… Я все равно буду счастлива…- сказала в сердцах Вера и ушла от подруги, а та с жалостью смотрела вслед.
Аксинья, как могла успокоила внучку. Заварила чай с мятой, напоила, отвлекала от дум, но видела, что все бесполезно. Сама понимала, когда все плохо, тогда никакие уговоры не подействуют. Надо пережить, должно пройти время.
Ближе к вечеру во дворе Аксиньи появился Борька, пьяный конечно и кричал на всю округу, когда она вышла на крыльцо с палкой.
- Верка пусть выходит из дома, иначе я сам ее вытащу…
- А вот этого не хочешь, - Аксинья замахнулась на него палкой, - так отхожу, мало не покажется, не смотри, что я уже старая.
Аксинья так осмелела, потому что видела, за спиной Борьки за калиткой собираются соседи, а Лиза со своим Мишкой уже вошли во двор.
Борька кричал непотребные слова, грозил сжечь дом Аксиньи вместе с Верой, но тут сзади подошел Михаил и взяв за ворот Борьку так встряхнул, что тот испугался и замолчал.
- А ну замолчи, мы все слышали, что ты грозился сжечь дом, все пойдем к участковому, вон отсюда, - он вывел его на улицу и с силой толкнул, Борька полетел носом на дорогу, еле поднялся и молча удалился.
Постепенно односельчане стали расходиться, Вера вышла во двор, Лиза обняла ее. Михаил махнул рукой и ушел домой. Аксинья присела на скамейку под окно, рядом уселись Вера с Лизой.
- Вот тебе и любовь, вот тебе и счастье, - тихо проговорила Вера. – Что делать бабуль? Подскажи, ты же все знаешь про любовь. Ведь ты с дедушкой Иваном прожила пятьдесят лет, пока он не умер. Сама говорила, что жили в согласии.
- Господи, да что ты заладила, любовь, да любовь. Да я сама не знаю, что это за любовь такая.
Вера с Лизой переглянулись и пожали плечами, типа уж кому, как не бабушке Аксинье знать…
- Бабуль, расскажи, как ты вышла за муж за деда Ивана, - попросила Вера, та согласилась, лишь бы отвлечь внучку от всего этого.
- Хорошо, скажу вам сразу, не было у меня ни большой любви, ни красивого мужа, ни красивых слов, ни красивых ухаживаний, даже свекрови у меня не было. Но замуж я вышла.
Аксинья немного задумалась, видимо вспоминала свою молодость…
С Ваней, со своим будущим мужем Аксинья училась в одном классе, но он был из другой деревни. Школа была здесь в селе, он ходил в школу за три километра, да и не только он. Со всех малых деревень приходили ребята и девчонки в сельскую школу.
Ваня после седьмого класса в школу больше не пришел, куда-то исчез. Впрочем Аксинья даже и не заметила. Она тогда и внимания на него не обращала, да и вообще на парней. Она окончила школу и осталась в селе. Семья у них большая, кроме нее еще трое младших, сестра и два брата.
Отец очень болел, как-то простудился весной, провалился в ледяную реку с лошадью и санями, еле спасся. С тех пор и болел сильно, кашель мучил, работал сторожем, амбары с зерном сторожил. Поэтому мать работала на ферме дояркой, уходила рано утром на утреннюю дойку, днем приходила домой, но потом опять уходила на вечернюю дойку.
- Дочка, приготовь что-нибудь поесть, да проследи за младшими, чтобы в школу не опоздали, - наказывала мать Аксинье, та все исполняла, была ответственной, мать на нее надеялась.
Так и возилась с младшими детьми, уроки проверяла, стирала даже что-то, зашивала, готовила, убирала. Мать приходила уставшая. А отец все больше лежал. Не успевала сходить в клуб, но все равно выкраивала иногда время. Мать сама говорила ей:
- Дочка, сходи хоть в клуб, все дела-дела, их не переделаешь, а ты молодая, молодость быстро пройдет.
Аксинья ходила иногда в клуб и вдруг увидела серди местных парней бывшего одноклассника Ваню, он появился в селе через три года. Повзрослел, а через некоторое время стал крутиться возле Аксиньи.
- Можно, я провожу тебя до дома, - спрашивал он.
Аксинье было все равно, если у нее было настроение, она разрешала
- Проводи, если так хочешь, - и они стояли возле ее дома, о чем-то говорили.
Но если была не в духе, молча уходила домой. Иван ходил за ней по пятам, настойчиво, можно даже сказать настырно. А она к нему относилась ровно, не нравился особо он ей, просто парень и парень. Так и дружили почти три года.
- Аксинья, я в армию ухожу через неделю, будешь мне писать письма? – спрашивал он.
- Сам напишешь, отвечу, - пообещала она.
Правда отвечала не на все письма, слишком часто он писал. Но ни с кем это время не встречалась, никто ей не нравился. Ближе к зиме пришел Иван из армии, раздался в плечах, серьезный. Вновь стали встречаться.
Весной, когда растаял снег, Иван вдруг предложил.
- Ну сколько можно нам с тобой встречаться. Выходи за меня замуж. Бегаю из деревни к тебе в село.
- Хорошо, согласна, - не возражала Аксинья.
Иван ни разу не сказал, что любит ее, у нее тоже любви не было, просто видимо нужно было выходить замуж, время пришло. Иван в общем-то был скуп на слова. Был обыкновенным деревенским парнем, и никакой не принц на белом коне.
- Мама-папа, я замуж выхожу. Иван мне предложил.
Отец молчал, он уже и так был слаб. Мать закатила скандал, даже бабушка прибежала и кричала:
- Зачем тебе это горе без штанов. Гол, как сокол, - Аксинья молчала и думала, что они тоже не из богатых. Точно такая же семья.
Свадьба была в деревне Ивана веселая, с песнями, плясками и частушками. Погода была теплая, все вокруг цвело и благоухало, гостей было много. На свадьбу им подарили три курочки и петушка, даже пару мешков пшеницы, мешок муки.
Жить решили в селе у Аксиньи, но когда построят дом, а пока жила у него в доме, да еще со свекром. Мать Ивана рано умерла. Свекор с родственниками за одно лето поставили небольшой дом в селе. И они сразу же перебрались в него. Потом поставили сарай, развели хозяйство, корову и поросенка.
Аксинья работала на ферме, Иван на тракторе. Работали много, но были молодые и все успевали. Через год родился сын. Больше детей у них не было.
- Хочется мне дочку – помощницу, - говорила она, но не получалось.
Когда сын повзрослел, уехал в город, выучился на агронома, женился на местной девушке, спокойной и покладистой. А потом и родилась Верочка, любимая внучка Аксиньи. Так и дожили Аксинья с Иваном до пенсии.
- Нам вдвоем с мужем было хорошо и легко, - рассказывала Аксинья, - Иван был надежным и спокойным. Ни разу в жизни не повысил на меня голос. Друг от друга ничего не скрывали. Радовались тому, что у нас было. У нас была пасека, пчелы были любимым занятием Ивана, я ему тоже помогала. Он мог часами заниматься с пчелами. Иногда меня кусала пчела в щеку. А он смеялся и шутил:
- Сейчас приложим холодную воду, а то ты стала у меня щекастая, аж глаз не видно, зато все равно красивая.
Иван молча любил Аксинью, в смысле не говорил ей красивых слов о любви, бывало насобирает ягод: малину или землянику и кормит ее, а она смеется. А еще Иван любил читать книги. Наверное, всю сельскую библиотеку перечитал, хоть и мало было времени, хозяйство, а он все равно находил для чтения, иногда читал вслух жене.
- Вот так, девчонки, - проговорила бабушка Аксинья, - прожили мы с Иваном пятьдесят один год. Про любовь мы так и не вспомнили, не признавались друг другу в любви, да и не думали мы как-то про нее. Мы просто были рядышком, жалели друг друга и ухаживали, если кто-то из нас заболеет. Но вот Ивана не стало, и сказка моя закончилась. Живу одна в этом доме.
Вера развелась с Борькой, больше он не грозился и стороной обходил ее. А вскоре она нашла свое счастье и вышла замуж за хорошего парня. Главное, бабушка Аксинья одобрила ее выбор.
- Можно почитать и другие мои публикации.
Спасибо за прочтение, подписку и вашу поддержку. Удачи Вам в жизни!