Найти в Дзене
Зин Зивер

Михаил Врубель и его сказочные царевны

Это имя – Михаил Александрович Врубель – известно широко. Но в истории живописи художник стоит особняком. Его творчество нельзя причислить ни к одному из многочисленных направлений в искусстве рубежа веков. М.А. Врубель за работой 1898 год Когда говорят про искусства начала ХХ века, первым делом вспоминают модернизм. Но в русской литературе ещё главенствовал символизм, наделявший окружающий мир непознанным мистическим смыслом. А главным, что объединяло все направления, была беспредельная вера в силу искусства. Михаила Врубеля можно с одинаковым успехом назвать и модернистом, и символистом. В то же время его творчество оставалось таким самобытным, что его нельзя однозначно причислить к какому-то конкретному течению. Он остаётся уникальным, а его стиль – узнаваемым. Характерные черты врубелевского индивидуального стиля: драматическая напряжённость колорита, кристаллическая чёткость, конструктивность рисунка, символичность образов и общее трагическое настроение. Любая работа Врубеля узна

Это имя – Михаил Александрович Врубель – известно широко. Но в истории живописи художник стоит особняком. Его творчество нельзя причислить ни к одному из многочисленных направлений в искусстве рубежа веков.

М.А. Врубель за работой 1898 год
М.А. Врубель за работой 1898 год

Когда говорят про искусства начала ХХ века, первым делом вспоминают модернизм. Но в русской литературе ещё главенствовал символизм, наделявший окружающий мир непознанным мистическим смыслом. А главным, что объединяло все направления, была беспредельная вера в силу искусства.

Михаила Врубеля можно с одинаковым успехом назвать и модернистом, и символистом. В то же время его творчество оставалось таким самобытным, что его нельзя однозначно причислить к какому-то конкретному течению. Он остаётся уникальным, а его стиль – узнаваемым.

Характерные черты врубелевского индивидуального стиля: драматическая напряжённость колорита, кристаллическая чёткость, конструктивность рисунка, символичность образов и общее трагическое настроение.

Любая работа Врубеля узнаётся сразу: яркой декоративностью, богатством цвета. Любимые цвета художника – золотой, пурпурный и лилово-синий. Силуэты на его картинах как будто огранены, подобно драгоценным камням. Чтоб достичь такого эффекта, художник использовал мастихин – специальную лопатку. Крупные мазки создают иллюзию постоянного движения, динамики. Орнаментальная живопись Врубеля по стилистике близка витражам и мозаикам.

Художник тонко чувствовал гармонию. В традициях времени знаменитых художников привлекали к сценографическому оформлению оперных спектаклей. И, вдохновляясь музыкой Римского-Корсакова, Врубель создал волшебные образы, придав зримый облик героиням сказок.

-2

В 1890 году Врубель написал картину «Снегурочка». Вся она соткана из мороза, украшена драгоценными снежинками. На фоне зимнего заснеженного леса возникают тёмные, горячие глаза, как будто живая душа пробуждается от безмолвия холодного сна. Художник запечатлел важный момент – сказочная героиня покидает волшебный мир. Сказка входит в жизнь людей.

Снегурочка. Рязанский областной художественный музей им. И.Н. Пожалостина
Снегурочка. Рязанский областной художественный музей им. И.Н. Пожалостина

Тот же самый момент соприкосновения сказочного и реального миров запечатлён на картине «Прощание царя морского с царевной Волховой». Но морская царевна, в отличие от Снегурочки, не выглядит растерянной и взволнованной. Она решительно оставляет родную водную стихию, уходит от отца, не оглядываясь. В воде форма текуча и непостоянна, прозрачна. А под лучами солнца морская царевна обретает плоть и краски. Драгоценные самоцветы в её короне-ракушке уже заиграли в лучах заходящего солнца. Опаловая синева водного мира позолотилась солнечными лучами. Этот образ тоже был навеян музыкой – оперой «Садко».

Прощание Царя Морского с царевной Волховой. Государственная Третьяковская галерея
Прощание Царя Морского с царевной Волховой. Государственная Третьяковская галерея

Во время работы над оперой «Сказка о царе Салтане» Врубель написал картину, которая является, пожалуй, самой известной. Именно это полотно обессмертило его супругу – певицу Надежду Забелу. Это – «Царевна-Лебедь», картина, которая соединила живопись, музыку и литературу. А ещё этот образ открывает двери в историческое прошлое, в пространство мифологии – ведь Царевна живёт на острове Буян, где сосредоточен мир славянского язычества.

Тьма и свет, вода и воздух, тепло и холод слились в этом образе воедино. Волшебный наряд прекрасной девы может вмиг обернуться лебединым крылом, морской пеной, чистым снегом или тканью редкой красоты. Эта врубелевская царевна тоже застыла на грани между сказкой и явью, но она ещё выбирает – в любой момент большеглазая девушка взмахнёт крылом – и растворится за гребнем волны: почудилось ли? Вправду ли было?

Царевна-Лебедь. Государственная Третьяковская галерея
Царевна-Лебедь. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Александрович Врубель – русский художник, который умел видеть в природе сказочные образы, чувствовать волшебство за гранью обычного дня. Именно он привёл в наш мир прекрасных царевен, хранительниц древних легенд и сказок.

Памятник Михаилу Врубелю в Омске
Памятник Михаилу Врубелю в Омске

Михаил Врубель оставил нам не только картины. Он приоткрыл дверь в сказочный волшебный мир, который открывается только истинному таланту.