Имя французского художника Эдгара Дега связано с импрессионизмом. Но даже среди этой блестящей плеяды он выделяется. Его балерин безошибочно узнают, его творческий почерк узнаваем. Он был уникальным и единственным, и остаётся таким до сих пор. Но в его жизни и творческой биографии осталось немало секретов. Эдгар Дега сохранял их сознательно. Он поставил себе парадоксальные цели: стать знаменитым и остаться неизвестным. И этих целей достиг. Он сумел остаться художником даже тогда, когда судьба вынесла ему суровый приговор.
Есть известное выражение:
Надо любить не себя в искусстве, а искусство в себе.
Но истинные Творцы не делают такой выбор. Они дышат искусством, живут им, служат ему истово. И не представляют другой жизни.
Эдгар Дега: счастливое детство, благополучная юность и наполненная жизнь
Будущий великий художник родился в семье, жизнь которой была посвящена искусству. Искусству зарабатывания денег и преуспевания.
Настоящая его фамилия звучит вполне аристократично: Де Га. Но семья не принадлежала к аристократии. Это были настоящие буржуа, которые в течение нескольких поколений создавали прочный капитал. И фамилия с приставкой тоже была капиталом. Однако Великая Французская революция всё изменила. Она снесла аристократические фамилии вместе с головами тех, кто их носил и разрушила доходные предприятия.
Но предприимчивые Де Га рано поняли, куда дуют ветры эпохи. Дед будущего художника благоразумно перевёл капиталы в Италию. И перевёз туда часть семейства. Те, кто остался во Франции, стали называться Дега и управлять местным отделением семейного банка.
Эдгар родился в то время, когда политические бури уже стихли. Его ждало обеспеченное будущее и надёжная карьера. Отец прочил ему должность юриста.
А сын предпочёл стать художником. И семья, вздохнув, смирилась. Остальные четверо детей пошли по проторённой банковской стезе, а Эдгар уверенно шагнул в вечность.
Он поступил в ученики к Луи Ламоту – а тот, в свою очередь, учился у Доминика Энгра, которым молодой Дега восхищался.
Традиционный образ талантливого французского художника – бедный молодой человек, который перебивается с хлеба на воду, живёт в тесной конурке и делает сложный выбор: зарабатывать заказами или служить собственному таланту.
Эдгар Дега был не таким. Семья не ограничивала его в средствах, поэтому он мог работать над своими картинами сколько угодно, добиваясь совершенства. А ещё мог часами бродить в Лувре, впитывая мастерство великих художников прошлого. А ещё мог позволить себе ездить к родственникам в Италию, страну, которая в течение столетий вдохновляла европейское искусство.
Но Эдгару Дега хотелось признания.
Эдгар Дега: больше, чем импрессионист
В середине девятнадцатого века во всей европейской живописи господствовала салонная академическая традиция. Чтоб получить официальное признание, нужно было представить монументальные исторические полотна.
И молодой Эдгар Дега решился подготовить несколько картин для выставки в Салоне. Но работа давалась ему невероятно тяжело. Собственное звучание уже пробивалось сквозь архаичную форму. Дега и сам видел, что полотна несовершенны. Писать по навязанным законам он уже не мог, а свои собственные ещё не открыл. Ему было только 17 лет.
Именно тогда произошла встреча, которая изменила не только жизнь Дега, но и всё мировое искусство. Эдгар познакомился с Эдуардом Мане. Это стало началом долгой дружбы. И открыло двери новой эпохи.
Энергичный и харизматичный Мане уже собрал круг единомышленников, который называли себя Батильонской группой. Это потом, когда они поразили Париж своей смелой выставкой, их назвали импрессионистами.
В среде импрессионистов Эдгар Дега выделялся – образованием, воспитанием, манерами. А самое главное – творческим почерком. Остальные отдавали предпочтение цвету – он уделял внимание чётким линиям. Художники предпочитали работать на пленэре – Дега избегал открытых пространств и оборудовал себе студию.
Но в главном они совпадали: в стремлении запечатлеть не застывшие формы, а неуловимые впечатления. Саму жизнь, вечно изменчивую и неуловимую.
Эдгар Дега: знаменитый и неизвестный
Неудивительно, что Эдгар Дега держался отстранённо. Особенно тогда, когда импрессионисты вошли в моду. И всегда имел собственное мнение. Во время франко-прусской кампании Дега ушёл в армию добровольцем – в то время как большинство художников объявляло себя пацифистами.
Из армии художник благополучно вернулся. Но именно в этот период благополучие, отпущенное ему судьбой, себя исчерпало. На Дега посыпались испытания. Первым из них стало крушение финансового благополучия. Отец оставил в наследство долги и запутанные дела. Потомственные банкиры впали в уныние.
А художник Эдгар взялся за дело. Он выставил на продажу самую ценную часть наследства – коллекцию картин старых мастеров. Вырученной суммы не хватило – и тогда Эдгар Дега впервые выставил на продажу свои собственные картины.
Импрессионисты к тому времени были в большой моде. Им подражали, ими восхищались, картины раскупались. Появление в продаже работ загадочного Дега вызвало переполох. И позволило художнику решить семейные проблемы.
Но он остановился у определённой границы. Как только выручил нужную сумму – перестал участвовать в выставках. Не стал погружаться в богемную жизнь. И не давал поводов для слухов.
Певец красивого женского тела, мужчина, который вращался в кругу прекраснейших танцовщиц, не был замечен в романах. Именно поэтому ему охотно позировали артистки – и начинающие, и знаменитые. Все знали, что Эдгар Дега не будет мешать великое искусство с пошлыми интрижками.
Удивительно, но в свободной богемной среде, падкой на слухи и сплетни, имя Эдгара Дега ни разу не связали ни с одной шумной историей. Не приписали романов ни с женщинами, ни с мужчинами. Более того – славы отшельника и аскета он тоже не нажил. Никаких сведений о личной жизни. Только искусство.
Но и в области искусства жизнь нанесла ему неожиданный удар.
Эдгар Дега: воплотил музыку движения и в цвете, и в форме
В пятьдесят лет художник был в расцвете творческой формы и успеха. Он сам выбирал себе друзей, галеристов и покупателей для картин. Он осваивал новые техники и формы. Вернул в большую живопись пастель, открыв новые возможности цвета.
И в это время он стал резко терять зрение.
Для обычного человека это большая проблема. А для художника, который живёт визуальными впечатлениями, это значит расстаться с искусством. С тем, что составляет саму суть его жизни.
Но и этот удар Дега выдержал. Инструментом художника стали чуткие пальцы. Он начал лепить. Из глины и воска. Творил, пробовал – и часто сминал получившуюся форму.
Сам Эдгар Дега не считал себя скульптором. Не планировал выставлять свои работы. Не афишировал, хотя и не скрывал. Немногочисленные друзья, имевшие доступ в мастерскую, видели процесс работы. Но это было не для публики и не для продажи. Это был способ остаться художником. Продолжать жить.
В конце сентября 1917 года племянники вошли в опустевшую мастерскую. И обнаружили, что великий дядя оставил им больше семидесяти работ, которым сам не придавал значения. Наследники сделали всё, чтоб сохранить скульптуры – хрупкие гипсовые и глиняные фигурки отлили в прочной бронзе. Но даже этот тяжёлый материал сохранил уникальный взгляд Эдгара Дега – человека, который умел передать неуловимое мгновение. Лёгкий полёт танца.