Наука не дает скучать: громкие открытия сыплются одно за другим. Отобрал четыре самых значимых — на мой взгляд — и поведаю о них в доступном формате.
На Марсе когда-то шли тропические ливни
Марсоход NASA Perseverance, находящийся в кратере Езеро с февраля 2021 года, обнаружил белые осадочные породы каолинитовой глины, насыщенные алюминием. На Земле такая глина образуется только при одном условии: долгие-долгие дожди вымывают из пород все минералы, кроме самых стойких. Этот процесс занимает миллионы лет.
Авторы исследования заявляют, что это — надежное доказательство того, что на Марсе когда-то царствовал дождивый климат, заливая местный грунт обильными осадками. Эти климатические условия были настолько стабильными и продолжительными, что времени для зарождения жизни могло быть достаточно.
Примечательно, что было выдвинуто и альтернативное объяснение формирования марсианского каолинита: локальные гидротермальные процессы при участии горячей воды. Если бы это действительно было так, то химическая сигнатура образцов была бы другой. А то, что нашел Perseverance, по составу идентично породам, найденным в разных регионах Земли.
Межзвездная комета 3I/ATLAS посылает ритмичные импульсы
Астрономы обнаружили странную особенность межзвездной кометы 3I/ATLAS — она демонстрирует повторяющийся световой импульс с ритмом 16,16 часа. На сцену тут же вышел астрофизик из Гарварда Ави Леб, который допускает, что это может быть связано с периодическими включениями/выключениями двигателей или другими внутренними циклами космического аппарата.
Гипотеза искусственного происхождения 3I/ATLAS не выдерживает никакой критики, поэтому у аномалии появилось вполне рациональное объяснение: комета вращается вокруг своей оси с постоянной скоростью. Один полный оборот — 16,16 часа. Из нее неравномерно вырываются газы — когда активная сторона поворачивается к Земле, комета ярче, когда отворачивается — тускнеет. Отсюда и наблюдаемая пульсация.
Не менее интересно и другое открытие, связанное с 3I/ATLAS: команда астрофизика Жозепа Триго-Родригеса из Института космических наук в Испании обнаружила признаки криовулканизма на этой загадочной межзвездной комете. 29 октября, когда комета приблизилась к перигелию (ближайшей точке к Солнцу), эти вулканы могли активизироваться, что и позволило обнаружить намеки на их присутствие.
"Джеймс Уэбб" обнаружил "невозможную" спиральную галактику
Космический телескоп NASA "Джеймс Уэбб" обнаружил галактику со сложной спиральной структурой, которая активно формировала новые звезды и росла, когда возраст Вселенной составлял "всего" 1,5 миллиарда лет.
Согласно классическим моделям, для появления спиральных галактик нужны миллиарды лет, так что эта находка, получившая название "Алакнанда", не вписывается в рамки наших теорий эволюции ранней Вселенной.
Интересно и бешеное звездообразование, наблюдаемое в Алакнанде: галактика производит около 60 солнечных масс ежегодно, что в 20 раз больше темпов звездообразования в Млечном Пути. На формирование половины звездной массы Алакнанды — около 10 миллиардов солнечных масс — ушло "всего" 200 миллионов лет.
Алакнанда ясно дает понять, что процессы, ответственные за формирование галактик, в молодой Вселенной протекали намного эффективнее, чем считалось ранее. Вероятно, галактики формировались в десять раз быстрее, чем предсказывают наши модели.
Сложная жизнь появилась на миллиард лет раньше
Сложная жизнь на Земле появилась почти на миллиард лет раньше, чем предполагалось, и задолго до того, как в атмосфере накопился кислород. Открытие дает понять, что главный эволюционный скачок в истории земной жизни произошел не благодаря кислороду.
Международная команда исследователей использовала передовой метод молекулярных часов. Были проанализированы дупликации генов в более чем 100 генных семействах у сотен современных видов, а полученные данные были объединены с ископаемыми свидетельствами.
В итоге установили, что сложные клеточные структуры — ядро, цитоскелет, системы мембранного транспорта — появились между 3,0 и 2,25 миллиардами лет назад. Все это "добро" развивалось внутри археальной клетки-хозяина, которая проживала в полностью бескислородном океане. А вот митохондрии — энергетические станции клеток — присоединились значительно позже, около 2,2 миллиарда лет назад. То есть уже после Великого кислородного события.
Кислород — не причина эволюционного скачка, но его катализатор.
Наша работа — это вклад в популяризацию науки. Команда The Spaceway создает контент для вас. Если вы цените живые, глубокие материалы, сделанные с душой, и хотите, чтобы именно они обогащали просторы интернета, то у вас есть возможность поддержать нас. Ваша помощь станет огромным стимулом для команды и прямым вкладом в развитие проекта: https://dzen.ru/thespaceway?donate=true