Найти в Дзене
Сегодня 55 Град

«Ты позоришь семью». Жёны декабристов и дорога в Сибирь: почему общество отвернулось от них?

Подвиг, который считали позором: почему российское общество осуждало жён декабристов Сегодня им ставят памятники, посвящают книги и спектакли. Жён декабристов называют символом верности и силы духа. Но в XIX веке на их поступок смотрели совсем иначе. Не с восхищением — с ужасом, непониманием и даже презрением. Когда в 1825 году восстание на Сенатской площади было подавлено, Николай I увидел в декабристах не заблудших идеалистов, а опасных преступников, замахнувшихся на устои империи. Их не просто осудили — их словно вычеркнули из мира живых. Они становились «юридически мёртвыми»: без прав, титулов, имени и будущего. И вот — жёны этих «государственных преступников», изнеженные аристократки, фрейлины, дочери знатнейших фамилий, — одна за другой начинают заявлять: мы поедем вслед за мужьями в Сибирь. С точки зрения общества — это было безумием. Женщина того времени не принадлежала себе. Сначала — отец, потом — муж. Но муж теперь лишён прав, и формально он больше не может быть «главой».

Подвиг, который считали позором: почему российское общество осуждало жён декабристов

Сегодня им ставят памятники, посвящают книги и спектакли. Жён декабристов называют символом верности и силы духа. Но в XIX веке на их поступок смотрели совсем иначе. Не с восхищением — с ужасом, непониманием и даже презрением.

Когда в 1825 году восстание на Сенатской площади было подавлено, Николай I увидел в декабристах не заблудших идеалистов, а опасных преступников, замахнувшихся на устои империи. Их не просто осудили — их словно вычеркнули из мира живых. Они становились «юридически мёртвыми»: без прав, титулов, имени и будущего.

И вот — жёны этих «государственных преступников», изнеженные аристократки, фрейлины, дочери знатнейших фамилий, — одна за другой начинают заявлять: мы поедем вслед за мужьями в Сибирь.

-2

С точки зрения общества — это было безумием.

Женщина того времени не принадлежала себе. Сначала — отец, потом — муж. Но муж теперь лишён прав, и формально он больше не может быть «главой». А значит, решение ехать за ним — не подчинение, а самовольный выбор. Абсолютно недопустимый в мире, где главное — долг перед государем и сословием.

-3

Получилось, что жёны декабристов как бы сказали империи:

«Моя любовь важнее вашего приказа».

Для Николая I и окружения это звучало как вызов.

Разрешение на отъезд давалось не по умолчанию. Женщин вызывали в канцелярию и зачитывали суровые условия:

Они лишаются всех привилегий.

Их дети в Сибири будут считаться простыми крестьянами.

Назад дороги не будет — даже если муж умрёт.

Имущество — больше не их.

Фактически им предлагали подписать собственный приговор.

И многие — подписывали.

Отъезд превращался в медленные похороны при жизни. Родные отказывались понимать, матери плакали, отцы называли проклятием семьи. Друзья отворачивались. Мир, в котором они выросли, закрывался за ними навсегда.

-4

Княгиня Екатерина Трубецкая стала первой. В Петербурге шептались, что графская дочь «едет к каторжнику». Для высшего света это звучало почти как грязное слово.

Мария Волконская покидала дом в страшной тишине. Прощание со спящим сыном, холодный взгляд отца, героя войны 1812 года, и только потом — долгий путь через снег, грязь, чужие города и бескрайность России.

Именно поэтому общество не увидело в их поступке подвига. Тогда это выглядело как предательство — не мужа ради любви, а страны ради личного чувства.

Они нарушили главное правило империи: частное стало важнее государственного.

Жёны Декабристов
Жёны Декабристов

И только много позже, когда прошёл страх, ослабла цензура и появилась историческая дистанция, Россия смогла по-другому взглянуть на этих женщин. Не как на «падших княгинь», а как на людей, осмелившихся сделать невозможное — выбрать верность там, где все выбирали покорность.

И именно поэтому сегодня мы называем это подвигом.

Сегодня 55 Град | Дзен