Найти в Дзене

Устройство и проблемы электромеханической рулевой рейки на примере Audi A4.

Прогресс неумолим и на смену механическим рулевым рейкам с тяжёлым рулём пришли привычные большинству автолюбителей гидравлические, а некоторые производители пошли дальше, заменив и их электромеханическими. Мы так привыкли вращать "баранку" практически одним пальцем, что совсем забыли про правило не крутить руль на стоящем автомобиле, которое ещё каких-то 30 лет назад вдалбливал в каждого студента инструктор автошколы в любом российском городе. Гидравлическая рейка, работающая в паре с гидроусилителем, создающим необходимое давление масла в системе, навсегда изменила наше отношение к вождению. Комфорт, одним словом! Но что же такое электромеханическая рулевая рейка? Как работает, из каких деталей состоит и главное - зачем она была нужна, если "гидравлика" более чем справлялась со своей работой? Схема из сети Из названия понятно, что это самая обычная механическая рейка с электродвигателем. Очевидно же усложнение конструкции? А вот и нет. Основная проблема гидравлических реек - утечки

Прогресс неумолим и на смену механическим рулевым рейкам с тяжёлым рулём пришли привычные большинству автолюбителей гидравлические, а некоторые производители пошли дальше, заменив и их электромеханическими. Мы так привыкли вращать "баранку" практически одним пальцем, что совсем забыли про правило не крутить руль на стоящем автомобиле, которое ещё каких-то 30 лет назад вдалбливал в каждого студента инструктор автошколы в любом российском городе. Гидравлическая рейка, работающая в паре с гидроусилителем, создающим необходимое давление масла в системе, навсегда изменила наше отношение к вождению. Комфорт, одним словом!

Но что же такое электромеханическая рулевая рейка? Как работает, из каких деталей состоит и главное - зачем она была нужна, если "гидравлика" более чем справлялась со своей работой?

Схема из сети
Схема из сети

Из названия понятно, что это самая обычная механическая рейка с электродвигателем. Очевидно же усложнение конструкции? А вот и нет. Основная проблема гидравлических реек - утечки масла через прокладки, сальники, втулки и механический износ на валах. В электрических масла нет, как и давления. Нет и протечек. Но они также требовательны к качеству пыльников и уплотнений на валах, так как вода - главный враг любого металла. Руль, который вращает водитель, прямо, механически связан с валами рейки. Именно наше движение рулём и приводит их в движение непосредственно. Гидроусилитель лишь помогает нам справиться с этой тяжестью. В этом есть и минус, и плюс. Минус в самой гидравлике и большом количестве деталей, а плюс - даже при полном выходе из строя гидравлики трудно, но автомобилем можно управлять, то есть, избежать полной потери управляемости в движении.

Принцип работы электромеханической рейки в следующем: на первичном валу рейки стоит датчик крутящего момента и ЭУР (Электронное Управление Руля) даёт соответствующие команды электромотору рулевой рейки. Гениально! Но есть одно, существенное, НО - при выходе из строя датчика положения рулевого вала, электродвигателя рейки или электрического контакта с ЭБУ (тут подразумеваются все датчики и блоки управления, участвующие в процессе) водитель может поткрять управление автомобилем. А если это произошло в движении, на большой скорости, да ещё в повороте? Гарантированное ДТП? Или нет? Неужели инженеры и разработчики не предусмотрели решений для подобной ситуации?

Конечно предусмотрели. Они хорошо поработали над качеством всех узлов и агрегатов электромеханической рулевой рейки. Все элементы очень надежны за счёт дублирования датчиков и функций. Чтобы получить полное заклинивание подшипника рейки или фатальные сбои в работе электрики/электроники надо очень постараться в игнорировании начальных сигналов о неисправности. Механические проявятся звуками, электронно-электрические - запаздываниями реакции авто на повороты руля, неравномерностью усилий на рулевом колесе, самопроизвольными вращениями руля. Владельцам автомобилей с такими рейками рекомендую внимательно отслеживать эти признаки, чтобы своевременно диагностировать проблемы и не допустить потери управления в движении. Если механику и гидравлику чинят практически везде, то специалистов по электромеханическим рейкам не так много. Важно такого найти до возникновения проблем! Да и искать не надо - в компании "Вольтаж сервис" есть такие специалисты. Возьмите на заметку.

Теперь к вопросу "а зачем надо было придумывать электрическую рулевую рейку, если гидравлическая справлялась со всеми задачами на ура".

Технологии, а конкретно - цифра, развивались в последние десять лет восьмимильными шагами и автопроизводители начали внедрять автономные системы управления автомобилем. Можно было оставить гидравлическую рейку, а на рулевой вал "навесить" электромотор с блоком управления. Или сразу заменить гидравлическое усиление руля электрическим. Так и поступили - вместо усложнения системы её даже несколько упростили. Таким образом, именно электромеханическая рулевая рейка позволила развивать технологии "автопилота", а для владельцев автомобилей предоставила возможность пользоваться функцией автоматической парковки.

Перейдём к устройству самой электромеханической рейки на примере автомобиля Audi A4 2017 года выпуска:

Сергей как раз демонтирует рулевую рейку.
Сергей как раз демонтирует рулевую рейку.

Владелец этого автомобиля заметил необычный звук при вращении рулевого колеса на парковке при малой скорости. Не гул, не хруст, а "перекаты" с глухими щелчками. Сервисные мастера на любимом СТО подняли автомобиль, вывесив колёса и покрутив их туда-сюда, констатировали - проблема в рейке, но так как электрические рейки они не ремонтировали, то посоветовали искать специализированную компанию. Владелец нашёл нас. Ну а кого ещё?

Сергей зажал рейку в тиски и начал вращать первичный вал, имитируя движение рулевого колеса:

-3

Очень чётко стали слышны щелчки-перекаты в районе подшипника. Причём при свободных рулевых тягах никаких лишних звуков рейка не издаёт, только при давлении рукой на тягу. Предварительный диагноз - выход из строя подшипника. В любом случае, полный разбор и дефектовка всех элементов агрегата.

Сняты пыльники рулевых тяг и проверен вторичный вал на механические повреждения и коррозию:

-4

Всё замечательно! Да, смазка немного изменила свой цвет, но никаких следов износа и присутствия воды не обнаружено. Зато проявился небольшой люфт вторичного вала, который Сергей легко удалил регулировочным механизмом и сделал вывод, что износ зубьев шлицевой части не критичен. Регулировка люфта вала - тонкая вещь! Если его удаётся убрать без потери лёгкости движения вала, то повезло. Сильно зажимать вал категорически нельзя - выйдет из строя приводной ремень и сам электромотор, а это совсем другие деньги.

Снятый пыльник первичного вала открыл идилическую картину чистоты и порядка:

-5

Небольшие следы коррозии на внешней, до пыльника, части вала на работоспособность не влияют. Тем более, что Сергей перед сборкой их все уберёт. Нижняя часть первичного вала тоже оказалась в полном порядке, отмыть, смазать и собрать.

Вторичный вал и узел ШВМ с подшипником выглядят вот так:

-6

Чистый "червяк" вала, шкив ременной передачи без следов проскальзываний и износа, нигде не замечены следы коррозии. Как, впрочем и в ШВМ (шарико-винтовой механизм) никаких проблем:

-7

Даже смазка сохранила свой заводской цвет, что говорит о правильной эксплуатации рейки, отсутствии экстремальных условий работы.

ШВМ, посредством 88 шариков и специальной втулки, трансформирует вращение вала электродвигателя в поступательное движение вторичного вала рейки. В некоторых случаях изнашиваются шарики, изменяя свой диаметр. Тогда рейка характерно стучит в начале движения вала и при смене направления. Шарики меняются на ремонтные, соответствующие внутренним диаметрам канавок во втулке и на валу. Но это не наш случай, к счастью - микрометр показал отсутствие выработки.

Только подшипник чётко обозначил проблему:

-8

Явно видны "рыжики" на внутренней и боковой поверхностях подшипника и на втулке в месте его посадки. Честно говоря, меня удивило наличие следов коррозии на этих элементах рейки. Ржавчина всегда ассоциируется с водой, проникшей в агрегат. Здесь же все места возможного попадания воды герметичные и чистые, без всяких следов. Как вода попала в подшипник и вывела его из строя? А как без воды могут образоваться вот такие следы:

-9

Мы сделали перерыв на попить/покурить и обсудили эту тему. Пришли к следующему:

  • Конденсат. Втулка и подшипник вместе достаточно массивны, двигатель прямо над рейкой и этот узел нагревается при работе мотора. После выключения двигателя идёт остывание с конденсированием влаги. Особенно в холодное время года.
  • Отсутствие смазки. Вода вообще не при делах. От сильного нагрева от двигателя в жару, например, смазка в этом узле растопилась от перегрева и потеряла свои свойства. Как следствие, повышенный износ из-за трения и высокой температуры и окисление металлических частиц на воздухе без участия воды.

Лично я думаю, что сработали оба этих варианта. И смазка вытекла, и конденсат присутствовал. Сергей же больше склонялся ко второму варианту с перегревом подкапотного пространства под двигателем. Действительно, рейка находится прямо под ним:

Опущенный подрамник с рулевой рейкой.
Опущенный подрамник с рулевой рейкой.

Электромеханическая рулевая рейка автомобиля Ауди А4 была полностью разобрана, все детали дефектованы и отмыты от следов износа и старой смазки:

-11

На этой фотографии только подшипник старый. Новый должны были привезти прям вот-вот, но я не долждался. Москва, пробки... курьер где-то застрял.

А вот и те самые шарики с вторичным валом, лежат готовые к сборке:

-12

Резюме: Электромеханическая рейка современного автомобиля является сложным техническим агрегатом, требующим повышенного внимания от владельца и высокого профессионализма от специалистов, занимающихся их ремонтом.

А теперь я должен вспомнить о самом канале и добавить стандартное - подписывайтесь и принимайте правильные решения при ремонте своего автомобиля.

В компании "Вольтаж сервис" есть всё необходимое оборудование и инструменты для диагностики и ремонта:

  • карданных валов,
  • моторчиков печек (не всех моделей),
  • промывки и ремонта системы кондиционирования,
  • стартеров,
  • генераторов,
  • рулевых реек,
  • турбин,
  • топливной аппаратуры (форсунки ТНВД),
  • рулевых редукторов,
  • шлангов гидравлических систем и гидроусилителей.

А самое главное - есть профессиональные мастера с большим опытом!

Обращайтесь на сайт: https://www.astarter.ru/ или по телефону: +7 (495) 660-39-12 по любым вопросам, связанным с ключевыми узлами и агрегатами автомобиля!

-13