(Из библиотечки «Глупостей»)
…Чем же были интересны жёны Святослава и Олега, если о них шла речь в «Слове о полку Игореве»? Отец Игоря, Святослав, и дед Олег – оба они были женаты на половчанках: Святослав – на дочери хана Аепы, а Олег – на дочери Тугра хана…
…Удельные князья женятся на принцессах Турандот, и, скрепив таким образом союз со степными владыками, расширяют свои земли на Руси. Эти браки означали долгосрочный воинский союз. Род, выдавший девицу, был обязан относиться к князю, как к родственнику, при необходимости защищал. Такие же обязательства принимал на себя и русский зять…
…В этой формуле дипломатического брака (дочь сильного выдаётся за вассала) выразились пережитки идеологии матриархата: женщина считалась главой семьи, и дети от неё принадлежали по крови её роду. Её сыновья наследовали престол в подчинённом народе…
…В 626 году Византия заключает с хазарами союз против арабов, и вплоть до 12 века её политическая жизнь не мыслится безучастия кочевых тюрков. Юстиниан Второй женат на дочери кагана, получившей в крещении имя Теодора. Тиберий Второй тоже становится зятем кагана. Женой Константина Пятого также была дочь кагана, в христианстве – Ирина. Её сын, император Лев Четвёртый, известен в истории под именем Хазар.
В ту же эпоху тюркские ханы олицетворяют сильную сторону и в Средней Азии. Поэтому и согдийские правители женятся на тюркских принцессах. В 618 году каган Гун-шеху подчиняет среднеазиатских вождей. Покорив их, он выдаёт за наиболее сильного из них, самаркандского правителя, свою дочь. Несколько ранее таким же образом каган Датон «приручает» правителя Согда по имени Тайжени.
В 1124 году грузинский царь Давид Четвёртый, потерявший царство (Грузия захвачена арабами и сельджуками), просит руки дочери кипчакского хана Артыка…
…Появление в русских дворах 12 века половецких «красных девок» отмечается часто. Князья добивались союза с вождями кипчакских племён, захватившими после разгрома печенегов пространства до Чёрного моря. Именно история 12 века наиболее насыщенна сведениями о династийных браках с Полем. Без преувеличения можно сказать, что почти все влиятельные княжеские рода в Киевской Руси состояли в кровном родстве со Степью. В летописях «зарегистрированы» не все браки русских князей, а из тех, что фиксировались, не все сохранены в процессе многочисленных поздних переписок. Укажем родословную Ольговичей, героев «Слова о полку Игореве».
Олег, благодаря женитьбе на дочери Тугра-хана, стал князем черниговским. Сын от этого брака, Святослав, продолжает политику отца и, женившись на дочери Аепы, добивается титула «великий князь киевский». В жилах его сыновей Игоря и Всеволода течёт добрая струя кипчакской крови (3/4). На ком женаты они, летописи не сообщают, но сын Игоря Владимир в плену справляет свадьбу с дочерью Кончака. Даже Владимир Мономах женил своих сыновей Юрия и Андрея на половчанках…
…Может, историки отнеслись бы к степнякам благосклонней, если бы Русь и её союзники вели в тот период войны со внешними врагами. Но беда в том, что княжества спорили в большинстве случаев только друг с другом и вовлекали в междоусобицы своих степных родственников. Чтобы правильно понимать ту эпоху, надо помнить, что Русь 11-13 веков не вела ни религиозных, ни общенародных, ни расовых войн – только феодальные. Великий, славный, чтимый летописями и академиками радетель Руси Владимир Мономах первый привёл половцев на земли русские, чтобы завоевать Полоцкое княжество. Один только Мономах приводил их 19 раз, а все Ольговичи (включая деда и внука) – 15 раз. (И это только зафиксированные в летописях случаи.)
…Тугра-хан выдаёт всех своих дочерей за русских князей. Всех зятьёв он обязан поддерживать в их удельных устремлениях. Но даже женитьба на сёстрах не примирила их. Они продолжают враждовать. Тесть оказывается в сложном положении: принимая сторону одного зятя, он вынужден стать врагом другого. Великий Тугра-хан, защитивший Византийскую империю от печенегов, гибнет в мелком сражении от стрел воинов своего зятя Святополка. Эта смерть символична: она знаменует крах идеи династийного брака со Степью в условиях Руси начала 12 века. Всё меньше князей едут в Степь за невестами. Русь крепла и уже сама всё чаще наносила удары по Полю…
…В тюркском обществе женщина пользовалась широкими правами, она активно участвовала в управлении племенем и государством. Ислам, пришедший в Среднюю Азию с арабами, нарушил форму династийного брака. Ислам низводит женщину до уровня рабыни. Жена – лишь одна из наложниц в гареме. Мусульманские правители не выдают своих дочерей замуж за неверных, но сами охотно включают иноверок в свои гаремы, не придавая этому никакого политического значения. Жена – это добыча сильного, дань поверженного. Исламизированные тюрки накладывают новую идеологию на старую, не зачёркивая её: ханы-мусульмане женятся на дочерях слабых врагов, принимая на себя политические обязательства…
…Вынужденная женитьба сына Игоря на Кончаковне – пожалуй, одно из последних звеньев в цепи династийных союзов с Полем, идущей из веков ДОХРИСТИАНСКОЙ Руси. Так завершалось «иго» степных невест…
Олжас Сулейменов
-------------
-------------
-------------
Выходит, родство князей с ханами было явлением не просто обычным, а повальным. Марат Барманкулов тоже приводит сведения о том, что дядья Святослава – ханы половецкие, братья матери-половчанки. А Юрий Долгорукий женился на сестре хана Узбека, по крещении нареченной Агафиею – благодаря чему из простого князя стал Великим – вот и весь секрет, как провинциальная Москва, долгое время называвшаяся Кучково, обошла и Новгород, и Киев, и Владимир, утвердившись столицею всея Руси.
…«Языги» и «поганые» стали нехристями в первые же времена христианизации, когда церковь яростно отделяла новообращённых от Поля, старалась разрушить вековые связи, придавая популярным в славянской среде терминам отрицательное значение в соответствии с новой идеологией. Сила и письмо были в руках церкви, и, постоянно употребляясь в негативном контексте, слова «поганый», «язычник», «кощей» приобрели значения, которые нам известны сегодня. Подлинные их смыслы были подавлены христианской оценкой. Кочевничество и христианство понятия несовместимые: где прикажете ставить храм, если народ бродит? Научная историография зародилась в России уже принявшей статут империи. Официальная наука, естественно, не позволяла себе даже намёка на возможность иных взаимоотношений в прошлом народов метрополии и колоний... (Олжас Сулейменов)
А теперь, в свете вышеизложенного, давайте-ка замахнёмся на святое: присмотримся к САМОМУ Александру Невскому.
За какие заслуги Орда назначила его править сразу аж тремя крупнейшими городами Руси: всё теми же Киевом, Новгородом и Владимиром? Ведь по логике оккупантов, надо разделять и властвовать – а то, не ровен час, поднаберёт силушки да и начнёт брыкаться. Чем он лучше других князей? Какие у хана гарантии, что князь не вздумает брыкнуть? А не слишком ли часто он ездил в Орду? И что за «высшие силы» крышевали его в ратных делах – исключительно против западных агрессоров?
Но если примерить на Александра статус родственника (жиена) Великого Хана, все загадки рассасываются сами собой. Кем были его мать, бабушка и жена – следует пристрастно перепроверить (как на предмет еврейства женской линии в поздние времена 😉) – и ответы станут до банальности естественными и логичными. Вот вам сразу тема для диссертации: роль лёгкой конницы ордынской родни (нагашы) в разгроме рыцарей.
Понятно, что и для РПЦ, и для державных академиков недопустимо, чтобы святой князь оказался родственником «басурман», но где и когда история не была инструментом политики? Если Игорь и Святослав – персонажи скорее литературно-исторические, то Невский – лицо уже официально-политическое. Кстати, если раньше Путин идеалом государственника считал Петра Первого, то на последних Прямых линиях и больших пресс-конференциях называл Невского – уже теплее... 😊
Оркен Утебалиев
Расширение темы:
https://dzen.ru/a/X7t_08zXlTqqzitW
https://dzen.ru/a/ZeieDB4dljuwUe3n