Найти в Дзене

Бросил жену с ребёнком и спасает старого отца: «Сцена великого потопа» Жозефа-Дезире

Оглавление

На картине Ной, вопреки привычному библейскому сюжету, тянется не к супруге и сыну, а к своему старику-отцу. На секунду хочется даже переспросить: почему именно так? Что движет человеком, когда он выбирает не очевидное, а внутренне значимое?

Сцена потопа — Джозеф Дезире Корт
Сцена потопа — Джозеф Дезире Корт

Вопрос непростой, зато невероятно живой. И, как мне кажется, куда ближе к нам, чем может показаться на первый взгляд.

Как художник меняет привычный библейский ракурс

Если отбросить каноническое представление о Ное как о патриархе, сохраняющем семью и всех животных от бедствия, становится видно, что Куртуа предлагает иной ракурс. Он бережно удерживает взгляд зрителя на самом конфликте выбора: между тем, что было, тем, что есть, и тем, что лишь должно состояться.

Жена и сын у художника изображены совсем рядом с Ноем. Их лица читаются легко - тревога, ожидание, просьба о помощи. А вот отец, немощный и почти беззащитный, кажется самым удалённым от жизни персонажем. И всё же именно ему Ной протягивает руку. Это не просто жест спасения, а скорее жест признания.

Фигуры на холсте словно говорят языком символов. И если их расшифровать, проявляется удивительно цельная мысль.

Отец как прошлое

Пожилой человек олицетворяет корни - ту часть жизни, которая уже прожита, но каждый день отзывается в нас опытом и воспоминаниями. Это связь, оторваться от которой порой сложнее, чем признаться себе. В этом образе нет сентиментальности, но есть уважение к тому, что нас сформировало.

Жена как настоящее

Супруга Ноя - это сама жизнь, со всеми её заботами, теплом и обязанностями. Настоящее, которое постоянно требует внимания, реакции, выбора. Оно динамичное, живое, изменчивое. И его так легко недооценить, если всё внимание направлено в другую сторону.

Сын как будущее

В ребенке художник помещает надежду, продолжение рода, все возможные пути, которые ещё не пройдены. Но именно это будущее Ной, по мысли Куртуа, в какой-то момент упускает. Или, если говорить мягче, ставит не на первое место. Наверное, каждому знакомо чувство, когда завтрашний день кажется слишком далёким, чтобы бороться за него прямо сейчас.

Тонкая дилемма: почему мы выбираем прошлое

Когда смотришь на картину дольше нескольких секунд, становится понятно, что она вовсе не о Ное как о конкретном человеке. Она о любом из нас. О том, насколько притягательным может быть прошлое-: понятное, известное, проверенное.

-3
Анн-Луи Жироде де Русси-Триозон  Сцена потопа
Анн-Луи Жироде де Русси-Триозон Сцена потопа

Мы держимся за него не только из благодарности. Иногда - из страха потерять себя. Иногда - из желания повторить то, что уже приносило радость. Но, как бы ни было приятно возвращаться мыслью назад, именно там чаще всего и скрывается ловушка. Оглядываться полезно, но жить - всё же вперёд.

И художник в этой сцене словно мягко напоминает: пока мы тянемся к прошедшему, настоящее может ускользнуть буквально из рук.

Что такая интерпретация говорит современному человеку

-5

Интересно другое. Картина нарисована в 1826 году, но её смысл сегодня звучит едва ли не громче. Мы живём в эпоху бесконечных выборов, информационного шума и ответственности на всех уровнях - за родителей, за семью, за детей, за себя. Баланс найти непросто, а удержать ещё сложнее.

И в такие минуты становится ясно, почему работа Куртуа цепляет так сильно: она честно показывает саму суть внутреннего конфликта. Между благодарностью и обязанностью. Между стабильностью и движением. Между памятью и ростом.

Только вот мудрость, похоже, в том, чтобы не отдавать предпочтение какой-то одной стороне. А пробовать соединить их. Признать прошлое, видеть настоящее и всё же позволить будущему быть важным

Небольшое размышление напоследок

Когда смотришь на Ноя на этом холсте, возникает почти бытовой вопрос: а как бы поступил каждый из нас? Ответов будет много, и каждый из них по-своему верен. Главное увидеть в этом сюжете не осуждение, а приглашение подумать. О своих приоритетах, привязанностях и о том, что мы выбираем в моменты сомнений.

А как вы считаете, кого стоило спасать в первую очередь? Делитесь мнением в комментариях!