Найти в Дзене

Диагноз СДВГ у ребёнка. Как выдержать, что делать

Как семье адаптироваться к диагнозу СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), и помочь ребёнку с социализацией в школе и с поведением на уроках. И как остаться в ресурсе и сохранить свои нервы?

СДВГ отличают три симптома: гиперактивность, импульсивность и невнимательность. Они могут комбинироваться в различных сочетаниях и менять степень выраженности. Это намёк родителям на пользу ведения дневника, чтобы в общих чертах представлять, что происходит и какая динамика.

Самые тяжёлые сценарии СДВГ проявляются именно в детском возрасте. Это связано с незрелостью нервной системы, со скачками роста и физиологическим развитием, с неотлаженными механизмами поддержания баланса систем организма. С возрастом происходит некоторая компенсация, и человек адаптируется.

Так нейросеть изображает ребёнка с СДВГ.
Так нейросеть изображает ребёнка с СДВГ.

Проявления СДВГ вообще не связаны с плохим воспитанием, желанием ребёнка похулиганить, с неуважением к правилам или ко взрослым. Ребёнок плохо контролирует своё поведение и с трудом оценивает его последствия.

Проявления СДВГ обостряются во время психологического кризиса трëх лет, кризиса семи лет, а в пубертате к проявлениям СДВГ добавятся гормональные всплески.

Гиперактивность. Всё время в движении. Чрезмерно суетлив. Чересчур разговорчив. Постоянно в беспокойстве. Сидеть и спокойно играть – это не про гиперактивного ребёнка. Невозможность усидеть на месте и постоянная двигательная активность к 4 годам становится особенно заметна, а дальше ещё 3-4 года идёт на усиление из-за кризиса семи лет и перестройки мышления на готовность к школе; после проявления постепенно пойдут на спад. Физиологическая потребность в движении при гиперактивности – такая же, как потребность в утолении голода или жажды. Если вы хотите пить, а воды нет, то потребность никуда не денется и будет нарастать, а ваши ощущения будут усугубляться.

Такой ребёнок особенно "неудобен" в школе и в саду; гиперактивность часто называют педагогической запущенностью или списывают на плохое воспитание.

Невнимательность. Забывчивость, неорганизованность отвлекаемость, плохая концентрация, недостаточное внимание к деталям. Теряет вещи, хронически не успевает в школе, не доводит задания до конца. В школе это становится очевидным. Будет проявляться и у взрослых. Невнимательность не выборочная по одному школьному предмету, а во всех сферах, очень выраженная. Похоже, у Человека Рассеянного с улицы Бассейной был СДВГ.

Импульсивность. Перебивание, встревание в разговор, нетерпеливость, неумение ждать своей очереди. Быстрые необдуманные действия без учёта последствий. Частые перепады настроения, неконтролируемый выплеск эмоций. Повышенная плаксивость, капризность, агрессивность, раздражительность. Нелогичные и необдуманные действия «вопреки». Навязчивое требование внимания и общения, упрямство при отказе в чём-либо. Плохая переносимость неудач. Ребёнок постоянно требует внимания и общения, настойчиво добивается того, чего хочет, даже если ему отказали. Импульсивность по ощущениям напоминает гормональный дисбаланс – женщины меня поняли, их мужчины тоже.

Близким тяжелее всего приспособиться именно к импульсивности. Это самое слабое место в ресурсности родителей, сюда имеет смысл направлять основные усилия психотерапии и коррекции. Во время подросткового кризиса "западает" как раз импульсивность - именно в это время поведение ребёнка и его психо-эмоциональное состояние нужно держать на особом контроле.

Выделяют три подтипа СДВГ в зависимости от преобладающих симптомов:

  • невнимательный (синдром дефицита внимания) – чаще у девочек
  • гиперактивно-импульсивный – чаще у мальчиков
  • комбинированный

Критерии проявления симптомов СДВГ:

  • минимум в двух вариантах обстановки (в школе, дома),
  • продолжаются на протяжении 6 и более месяцев,
  • проявилось до 12 лет,
  • выражены чрезмерно по сравнению с обычным поведением детей того же возраста, существенно осложняют учебу и социализацию.

Существуют медицинские и психологические нарушения, симптомы которых схожи с СДВГ, медицинскую диагностику проводит только врач. Если ребёнок один раз когда-то опрокинул шкаф или несколько раз переворачивал на себя комод, потому что комод не закреплен к стене, а ребёнок выдвигает 2-3 ящика сразу, – это не СДВГ. Если ребёнок просто любит побегать и активно играет на площадке – это тоже не СДВГ, это едва ли потянет даже на гиперактивность.

В проявления СДВГ не входит намеренное нарушение правил или намеренное агрессивное поведение; это не расстройство поведения.

Как помочь на уровне семьи и разговоров на кухне (помимо медицинских рекомендаций и психотерапии):

При гиперактивности

  • Балансир на стул, перебираем чётки (крутим браслет), сжимаем мячики и сжималки-антистресс
  • Делаем незаметную гимнастику сидя – сжимаем кулаки, напрягаем мышцы спины, учимся двигать ушами и мышцами головы (упражнение "шлем"), приподнимаем по 50 раз ноги от пола, меняем положение стопы с пятки на носок, как будто нажимаем педаль.
  • Делаем паузы 2-10 минут между занятиями или даже между частями занятий.
  • Закачиваем в плеер аудиокниги и учебники и слушаем их на велотренажёре.
  • Если слишком много говорит (тараторит) – сам себе записывает аудио, чтобы выговориться.
  • Общепринятое мнение, что при гиперактивности помогают спортивные секции, поэтому всех гиперактивных стараются 2-3 раза в неделю водить на футбол или в бассейн. Секции 2-3 раза в неделю НЕ достаточно. Физическая нагрузка должна быть ежедневная, с регулярными физкультминутками, минимум одной активной прогулкой на спортивной площадке, ходьбой пешком до \ из школы, зарядкой по утрам. Вот тогда это будет нормально.

При невнимательности

  • Дополнительные задания давать в контексте любимого дела (если ребёнку нравятся динозавры – переписываем тексты про динозавров, рисуем динозавров, делаем пересказы по книгам про динозавров).
  • Чаще играем в настолки, в устные игры на развитие речи, пересказываем фильмы и любимые книги; устраиваем семейные викторины, если вместе смотрели фильм.
  • Ведём наглядные доски-расписания, вводим чек-листы и визуальные подсказки.
  • Разделяем задачу на подзадачи, делаем каждый этап последовательно.
  • Минимизируем отвлекающие факторы во время занятий.
  • Решаем кроссворды, сканворды, головоломки и т.п.

При импульсивности

  • Ставим песочные часы – до перерыва осталось 2 минуты.
  • Необдуманные поступки типа выбегания на дорогу – проигрываем в игровой ситуации с зайками и машинками (зайке больно, лечим зайку); с ребёнком постарше говорим о последствиях (подбираем ёмкие исчерпывающие слова из 2-3 фраз).
  • Длинные нотации не помогут.
  • Работаем с заданиями на логику «причина-следствие», разбираем в диалоге бытовые ситуации, вопросы безопасности, обсуждаем эмоции.
  • Играем в настольные игры по интересам с очередностью хода.
  • Вводим ритуалы на основные бытовые действия, но только с условием, что не будете их нарушать (если не уверены, лучше не вводите; отменой любимого ритуала вы усугубите истерики).

Соблюдаем режим, избегаем критики и сравнения с другими (не давим на психику ещё сильнее), мотивируем и делаем акцент на успехах и сильных сторонах ребёнка (сильные стороны можно найти всегда, если задаться целью). Очень важны последовательность родителей, единые правила дома и в школе и предсказуемость действий (ребёнок знает, что будет дальше).

Эффективная коррекция - это когда 20% усилий дают 80% результата, иначе никаких ресурсов у родителей не хватит.

Я дефектолог, специализируюсь на составлении и сопровождении программ коррекции для дошкольников и школьников, к которым есть вопросы у неврологов, нейропсихологов, психиатров (в пределах моей компетенции).

Спасибо и до новых встреч на канале. Обратите внимание - ставить диагнозы и назначать лечение вправе только врач; перед выполнением упражнений проконсультируйтесь, пожалуйста, с врачом. При необходимости психологической помощи также необходимо обращаться к профильному специалисту.